21 сентября 2023. В 2022 году компания "Новые Морские технологии" (НМТ, в 2023 году появилось новое юрлицо "ИксОпрог" — проект XOprog) стала победителем грантового конкурса "Приморский старт", который организует центр "Мой бизнес" и министерство экономического развития Приморского края. Компания представила разработку конструктора эксплуатационной документации судна. Выигранный грант 2 млн рублей позволил начать собирать команду для реализации проекта и приступить к созданию клиентских продуктов. Сегодня "ИксОпрог" — резидент "Сколково" — участвует в других грантовых конкурсах как признанный стартап, в котором заинтересованы потенциальные заказчики. Оглядываясь на пройденный путь, сооснователь компании Кирилл Еруков советует начинающим коллегам "пробовать и не бояться".
"Приморский старт" помогает стартапам расти и развиваться. Компания "Новые Морские технологии" подала заявку на участие в конкурсе весной 2022 года, победила, а в декабре получила транш.
Здесь надо сказать, что проект XOprog основали два человека: предприниматель Кирилл Еруков и морской инженер Павел Борягин, позднее к партнёрам присоединился глава разработки XOprog Сергей Ларионов. Около двух лет Павел занимался разработкой цифровых решений для судовладельцев и эксплуатантов судов. Заинтересовавшись перспективным продуктом, Кирилл поддержал начинание. Подать заявку на грант было командным решением.
"Разработка, которую мы заявили на конкурс, называется конструктор судовой эксплуатационной документации. Сейчас на её основе разрабатываем другие решения и движемся в сторону создания клиентских продуктов. Именно победа в конкурсе в 2022 году позволила нам начать собирать команду и "поехать быстрее", — рассказывает Кирилл Еруков.
Стартап уже вызвал серьёзный интерес потенциальных клиентов, среди которых судоходные компании разного масштаба. В настоящее время "ИксОпрог" разрабатывает софт для расчётов остойчивости и прочности под конкретные суда. Продукт на стадии выпуска и проходил проверку Российским контролирующим судовым органом — морским регистром судоходства.
"Сейчас мы дополняем софт дополнительными бизнес-функциями. Это то, чего до сих пор не было на рынке в явном виде — автоматизация расчётов грузового плана, контейнерного плана, то есть схемы, обозначающей, где и какие контейнеры на пароходе стоят. Исходим из потребностей клиентов и уже готовы запустить 5-6 функций, которые вызывают живой интерес потенциальных заказчиков", — комментирует Кирилл Еруков.
Основная польза разработки — это автоматизация документооборота и расчётов, сокращение трудозатрат и повышение экономической эффективности судовладельца за счёт гибких цифровых решений. Новый софт позволяет пересчитать рейсовые задания, грузовой план в любой момент времени. Соответственно, меньше отвлекается судовая команда, эффективнее распределяется груз на судне, экономятся запасы топлива.
"С течением времени мы готовы выходить на уровень пересчета эксплуатационной документации, используя накопленный опыт. У нас уже были такие кейсы, когда за счёт инженерной мысли удавалось повысить грузоподъёмность судна. А в дальнейшем сможем повышать и эксплуатационные возможности парохода. То есть после согласования документации в регистре судно будет способно принять больше груза", — поясняет сооснователь стартапа.