Юрий Никитин: После экспедиции школьники смотрят на историю Приморья совсем по-другому

Зачем трогать историю руками - в интервью с заведующим музеем Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Юрий Никитин
Фото: "Информационное агентство PrimaMedia"

28 сентября 2023. Археология и этнография — это не только серьезные научные дисциплины, изучению которых в Приморье уделяется особое внимание. С помощью этих наук нужно и можно прививать интерес к истории родного края подрастающим поколениям приморцев — если делать это увлекательно и интересно. О таком опыте "Информационное агентство PrimaMedia" побеседовало с заведующим музеем археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Юрием Никитиным. Предлагаем вниманию читателя текстовую версию ранее опубликованного видеоинтервью.

 — Юрий Геннадьевич, минувшим летом в некоторых экспедициях Института принимали участие и наши приморские школьники. Сколько всего ребят смогли прикоснуться к истории буквально своими руками?

 — У нас это уже традиция. В прошлом и позапрошлом годах до 200 школьников принимали участие в экспедициях, причем не только из Владивостока. Были отряды, сформированные на базе кружков краеведения или археологических кружков из Фокино, из Большого Камня, Сергеевки, Владимиро— Александровского, из Находки. Работали ребята по 4 часа в день, по законодательству. Получился такой археологический слет.

Школьники часто бывают в экспедициях. Есть энтузиасты во многих местах Приморского края, обычно это учителя истории или руководители кружков. Организуют группы по 10-15 человек. Есть, например, такой клуб "Резерв" в Уссурийске, его возглавляет Александр Мезенцев. И они начиная еще с 70-х годов прошлого века принимают участие и в экспедициях Института ДВО РАН, и в экспедициях, который проводит федеральный университет.  

 — А что ребят привлекает больше — сама история Приморья или же все-таки экспедиционная романтика?

 — Я думаю, и то, и другое. У нас, как правило, все школьники, участвующие в экспедициях, проходят через наш музей. Как правило, сначала посещают музей  до экспедиции, а потом уже после нее. И когда они снова приходят в музей, они уже смотрят совсем другими глазами на экспонаты, ведь он сами уже что-то нашли, что называется, "пощупали" историю своими руками.  

— То есть запрос на историко-просветительскую деятельность вашего музея высок?

 —  Востребованность в этом хорошо проявилась в последнее время. Поэтому к нам идет поток школьников. У нас, например, только в апреле-мае этого года прошло 2000 школьников. Обычно у нас группы по 50 человек, причем пока одна группа слушает лекцию, вторая — в музее, а после они меняются. И таким образом у нас побывали, как я уже говорил, 2000 школьников из Владивостока, Артема, Вольно-Надеждинска, Уссурийска. Мы с удовольствием проводим такую просветительскую деятельность, стараемся школьникам привить интерес к истории.

 — То есть для ребенка, школьника именно "прикоснуться к истории" буквально — это очень важно?

— Да, очень важно. Когда можно, что называется, "потрогать" историю, то тогда и ощущение истории возникает уже совершенно другое. Мы, кстати, совместно разрабатываем с нашей картинной галереей проект, в котором люди с проблемами восприятия — зрение или слух, допустим, не очень хорошие — могли бы тактильно познакомиться с некоторыми экспонатами.  И мы поняли уже, что и со школьниками надо примерно так же делать. Гораздо интереснее получается. У них возникает совершенно другое чувство заинтересованности. Потом многие из них стараются приходить еще, ну а становятся постарше — уже и в экспедицию записываются потом.

Надо сказать, что в нашем музее — два зала. Один — зал археологии, другой — этнографии.  В зале этнографии собраны предметы, которые наши этнографы собрали в 50-60-х года прошлого века. Настоящие вещи, которые использовали нанайцы, удэгейцы, ульчи. В зале археологии у нас есть такие предметы, начиная от самых древних времен, когда люди только начали делать орудия из камня. Так что мы можем рассказать и показать ребятам, как действительно люди жили в древности. Показываем даже фильмы. Мы, например, показывали детям фильм "Лесные люди" (12+), которые снимали здесь при участии Арсеньева. 

Мы рассказываем школьникам, чтобы было интересно. "Вот если вас в лесу оставить, что вы сами сможете, что вы умеете?" И потом показываем им, уже как современные коренные малочисленные народы живут в настоящее время, какими орудиями пользуются, на каких лодках плавают.  Вот это все как раз интерес и вызывает.

 — Можно сказать, что археология и этнография — это ключ к формированию интереса к истории родного края?

— Я думаю, что не только археология и этнография. Здесь нужно еще общее краеведение. То есть, например, и история того, как наши первопроходцы здесь были. И то же самое — краеведение, связанное с этнографией. Археология тоже, конечно, интересна. В основном — средневековая археология, средневековые древности — оружие, украшения, керамика. Сама история средневековая у нас в Приморье очень важна, потому что, например, та же история чжурчжэней, которые здесь у нас жили, во многом недооценена вообще в мировой истории. Так что всех, кто заинтересовался историей нашего края, археологией и этнографией, в первую очередь приглашаю в наш музей!

Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость