18 октября 2023. Управление опеки и попечительства Артемовского городского округа распорядилось забрать внучку у жительницы Артема, чтобы передать судимому, по словам бабушки, отцу. Мужчина в течение 11 лет жизни девочки почти не виделся с ней, не содержал и имеет задолженность по алиментам свыше 1 млн рублей. В редакции ИА PrimaMedia решили разобраться в ситуации и обратились к юристу.
Как рассказала жительница Артёма, после смерти дочери она одна воспитывала внучку. Ведь отец ребенка в 2019 году наотрез отказался признавать и содержать дочь. Однако за ним признали отцовство и обязали платить алименты, которые впоследствии мужчина не выплачивал и задолжал 1 млн рублей.
"Отец подписал добровольное соглашение об уходе на СВО и был помилован. В этот период я была официальным опекуном по постановлению от 2020 года. По приезде он также с дочерью не общался и не содержал. А когда его нашли приставы Артёма из-за долгов по алиментам, он вдруг вспомнил об отцовских чувствах, о которых не думал 11 лет, и обратился в опеку. Тогда постановление о моем опекунстве отменили", — жалуется бабушка девочки.
В Управлении опеки и попечительства Артемовского городского округа сообщили, что ребенок в настоящее время находится под опекой бабушки, в ее семье. Для взрослых и ребенка установлено время для восстановления детско-родительских отношений сроком в два месяца. В данный период отец может забирать ребенка в пятницу в 15.00 и возвращать в воскресенье в 18.00. С целью исключения травмы разрушения семейной системы для ребенка органом опеки даны соответствующие рекомендации.
По словам бабушки, отец заявил о желании увезти дочь в Красноярский край по истечении периода восстановления отношений. Как рассказала бабушка, там мужчина какое-то время проживал и успел обзавестись семьей.
"Моя 11-летняя внучка, не знавшая отца, не хочет к нему переезжать из привычной среды обитания, по сути к постороннему человеку. В течение указанного периода, когда он должен был сблизиться с собственной дочерью, отец почти не навещал ее, не водил к стоматологу, не возил в школу. И вообще он не просит ее переехать, а заставляет: "либо так, либо никак". Человек просто ломает психику ребенку", — заявила жительница Артема.
По информации от бабушки девочки, в Управлении опеки распорядились, чтобы ребенка передали отцу в 20-х числах октября. В настоящее время женщина контактирует со специалистом.
Редакция ИА PrimaMedia, чтобы разобраться в ситуации, обратилась к юристу Дмитрию Качану из юридической компании "Аргумент". По факту данной ситуации у специалиста возникли вопросы к Органам опеки и службе судебных приставов.
"У отца долг по алиментам около миллиона. В связи с этим был ли он привлечен к административной и уголовной ответственности? Если не был, то возникает вопрос почему? Так как уклонение от обязанности в уплате алиментов является одним из фактов возбуждения административного производства, а при самом негативном варианте допускается и уголовное преследование. Непонятно, почему до сих пор отец не лишен родительских прав. Согласно действующему законодательству, родитель помимо финансового обеспечения, обязан принимать участие в воспитании ребенка, интересоваться его жизнью, чем отец ребенка 11 лет, скорее всего, не занимался", — прокомментировал случай Дмитрий Качан.
Юрист добавил, что также непонятно, для чего определили порядок общения с пятницы по воскресенье.
"Получается, ребенок, не знающий биологического отца около 11 лет, должен общаться с ним без своего согласия и желания. И каким образом? Просто распоряжением Органов опеки и попечительства? В статье 66 Семейного кодекса РФ прямо указано, что порядок общения с ребенком устанавливается судом с учетом возраста ребенка на день разрешения спора, состояния его здоровья, режима дня и других значимых обстоятельств.
По его словам, если не было соответствующего решения суда, то бабушка является официальным опекуном. А отец должен был обратиться в суд по данному вопросу. Суд же должен был дать оценку доказательствам и учесть мнение ребенка. Необходимо было и ставить на обсуждение вопрос о проведении психолого-педагогической экспертизы, которая бы определила как минимум степень привязанности ребенка к отцу.
"Учитывая вышеизложенное, хочется, чтобы действиям Органов опеки дала оценку прокуратура, а бабушке хочется посоветовать выходить в суд с исковыми требования о лишении родительских прав. Со своей стороны, мы готовы оказать всю необходимую помощь, на некоммерческой основе", — подытожил Дмитрий Качан.