Пройдя по нашим тропам, редко кто остается равнодушным - Светлана Сутырина

Интервью директора Сихотэ-Алинского заповедника о важности и тонкостях экопросвещения
Пройдя по нашим тропам, редко кто остается равнодушным - Светлана Сутырина
Светлана Сутырина
Фото: "Информационное агентство PrimaMedia"

26 октября 2023. Почему мастер-класс по лепке тигра из глины может быть эффективнее простой экологической лекции? Почему так важно заниматься экопросвещением не только детей, но и взрослых, особенно живущих вблизи заповедника? Как волонтерство помогает заповедным землям? Ответы на эти и многие другие вопросы об экопросветительской деятельности в большом интервью агентству дает директор Сихотэ-Алинского государственного природного заповедника Светлана Сутырина.

— Заповедник уделяет большое внимание экопросвещению. Какие цели вы ставите перед собой в этом процессе?

— Мы стараемся, чтобы местные жители и те, кто приезжает к нам в заповедник издалека, ценили дикую природу, которая нам досталась, понимали, что нужно делать для ее сохранения и почему так важно, чтобы у нас были заповедники, в том числе и Сихотэ-Алинский. 

— Какие конкретные проекты ведет сейчас заповедник в сфере экопросвещения? 

— Вы знаете, у нас сейчас нет каких-то конкретных проектов, потому что проект это все-таки то, что имеет начало и конец. Может это не очень звучно, но, тем не менее, у нас есть текущая, каждодневная работа. Это взаимодействие с местным населением, с теми людьми, которые приезжают к нам издалека, с подписчиками в соцсетях. Все это — часть нашей работы по экологическому просвещению. Для нас самое главное, чтобы наши гости прошли по тропам, узнали, зачем нужен заповедник, чем так уникальны заповедные люди, заповедные территории и вообще зачем нужна система особо охраняемых природных территорий в России, почему так важно сохранять природу. Именно это мы рассказываем нашим гостям на наших тропах. 

— Кто является целевой аудиторией вашей деятельности по экопросвещению? 

— Целевая аудитория у нас очень широкая. Традиционно считается, что экопросветитель в заповеднике, в нацпарке — это человек, который приходит в школу, проводит уроки, рассказывает про птичек, про цветочки, почему их важно сохранять, почему важно не рубить деревья. Да, дети — это значительная часть нашей целевой аудитории, но мы также очень много внимания уделяем взаимодействию со взрослыми людьми, потому что они ответственны за воспитание своих детей. Нам очень важно, чтобы и взрослые знали, почему нужно сохранять природу, зачем нужен заповедник. 

— Есть какие-то особенности работы со взрослыми, которые, вероятно, уже укоренились в своих взглядах, в том, как они до этого обращались с природой?

— Конечно, со взрослыми взаимодействовать бывает труднее, потому что, как вы правильно сказали, у них уже есть свои какие-то сложившиеся мнения, взгляды на те или иные вещи, с ними иногда бывает проблематично найти общий язык. Но мы все-таки стараемся это делать, и у нас это получается. Я вижу это даже по изменившемуся отношению к нам местных жителей. Раньше они говорили: "Зачем нужен заповедник, это одни сплошные запреты. Мы не можем пойти купаться туда, куда мы привыкли, мы не можем пойти собрать грибы, ягоды, просто отдохнуть". Сейчас они начинают видеть на практике, что заповедник — это новые возможности для них самих. Это возможность получить какое-то развитие инфраструктуры, потому что про нас слышат в СМИ, по телевизору, есть люди, которые готовы приехать сюда и развиваться на этой территории. Это движение сейчас набирает обороты. Пусть это все не так быстро, но, тем не менее, отрадно видеть, что местные начинают постепенно видеть бонусы и возможности для себя и своей жизни от соседства с заповедником.

— Ваша аудитория очень разная, кто из них наиболее отзывчив, кто легче идет на контакт и принимает новые идеи? 

— Мне сложно ответить. Найти ключик можно к каждому, это не зависит от возраста. Я вижу, что, пройдя по нашим тропам, редко кто остается равнодушным. Наши экскурсоводы просто классные, они умудряются и детей зажечь, показать, рассказать. Дети приходят с горящими глазами и говорят, как это классно. Равнодушным никто не остается: ни взрослые, ни дети.

— Говоря о кадрах, ведется ли какая-то работа по профориентированию молодежи, чтобы ваш кадровый резерв пополнялся специалистами?

— Ох, кадры для нас — больной вопрос, как, наверное, для всей заповедной системы. Работа бывает сложна, потому что зачастую это работа в лесу.

Самый, наверное, успешный и долгоиграющий проект, который связан с пополнением молодых кадров — это наш совместный проект с АНО "Центр "Амурский тигр""  — студенческий отряд "Тигр" . В этом году мы приняли 10-ю смену отряда, то есть на протяжении 10 лет молодежь, студенты со всей России приезжают к нам для того, чтобы провести здесь 1,5 месяца. Это студенты профильных специальностей: ветеринары, экологи, зоологи, лесоводы, охотоведы. Они приезжают сюда, строят тропы.

То есть они работают, получают за это деньги, то есть это не волонтеры, но в то же время, помимо физической работы мы проводим с ними еще и образовательную работу. Мы рассказываем, чем занимаются инспекторы, научные сотрудники, кто может работать в заповеднике. Ребята слушают нас просто открыв рты, потому что в университетах, в академиях они получают теоретическую информацию о своей специальности, а о том, где ее потом применить, они зачастую просто не задумываются. Здесь они видят, что если ты охотовед, ты можешь прийти работать инспектором, если ты ветеринар, ты можешь найти рядом со своим домом ООПТ, возможно там есть какой-то реабилитационный центр. Здесь ребята получают информацию о том, где они могут применить свои знания и умения.

— Вы затронули тему волонтеров. Расскажите пожалуйста о том, как научное волонтерство реализуется в заповеднике?

— На самом деле мы практикуем не только научное волонтерство. Мы начали активно привлекать к нам волонтеров не так давно, наверное, только третий сезон, но я могу сказать, что к нам приезжают просто замечательные волонтеры. Мы видим от них столько позитива, столько пользы. 

Но сначала давайте разберемся с научным волонтерством. Кто может приехать и что можно делать? Вы можете приехать помогать орнитологам проводить учет на пролете, кольцевать птичек, можете помогать нашим сотрудникам в установке и проверке фотоловушек, которые нужны для учета тигров, можете помогать нашим ботаникам при работе на постоянных пробных площадях или нашим гидробиологам в разборе гидробиологических проб. Это наш опыт научного волонтерства, то, что делали волонтеры у нас, помогая научным сотрудникам. 

Если же говорить про волонтеров вообще, то, наверное, волонтер в заповеднике представляется с ружьем, в хорошей физической форме, умеющий ходить по лесу, может быть, стрелять. На самом деле волонтером в заповеднике может стать абсолютно любой. Может быть, вы хорошо владеете английским языком, и тогда вы можете приехать сюда работать, например, с иностранными посетителями или переводить наши тексты, брошюры на английский язык. Это тоже очень важно. Может быть, вы хорошо рисуете, и тогда вы можете приехать и проводить мастер-классы для наших гостей. У нас был такой опыт. 

Если у вас есть какие то таланты, вы, без сомнения, можете стать полезным волонтером в заповеднике. Причем даже не обязательно приезжать в заповедник, можно работать удаленно. У нас есть и такой опыт. Мы рады всем, никому не отказываем, стараемся найти, куда можно применить таланты каждого.

Ежегодно мы объявляем основные направления, по которым  нам нужны волонтеры в этом году. В начале года на нашем сайте, в наших соцсетях мы анонсируем, что в этом году на такие-то сроки мы набираем волонтеров по таким-то направлениям. Но, опять же, приехать может любой, просто напишите, чем вы занимаетесь, и мы подумаем, куда это можно применить.

— В информационном центре Сихотэ-Алинского заповедника в Тернее работает впечатляющий музей, в котором не только проводят интересные экскурсии, но и организуют другие мероприятия разных форматов. Расскажите пожалуйста о них подробнее.

— Для нас очень важно просвещение. Важный критерий — просвещение через вовлечение и взаимодействие, потому что можно прийти и прочитать лекцию: "У тигра четыре лапы и один хвост, он питается мясом", а можно привести ребенка или взрослого на мастер-класс по лепке тигра из глины, во время этого мастер-класса рассказать, что вот это тигрица Северина, у которой появился тигренок, она живет на таком-то участке. У вас после этого мастер-класса останется тигр, слепленный вашими руками, и останется память о том, кто такие тигры, и почему их важно сохранять. 

Опять же, мы проводим кинопоказы, мультпоказы, организуем лектории. У нас есть небольшой кинозал в нашем информационном центре, и мы используем его на полную катушку. При этом, естественно, контент выбираем экологической направленности. Пусть даже это не совсем про "природу надо охранять", но даже художественный фильм, который рассказывает о бережном отношении к животным, о взаимодействии с животными, это тоже экологическое просвещение. При этом мы всегда перед фильмом, после фильма проводим какую-то викторину, чтобы информация, которую зрители получили во время просмотра, у них отложилась, чтобы они ее проанализировали. Это опять же про просвещение через взаимодействие и вовлечение.

Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Чистый край — Приморье". Цель проекта — информирование населения о наиболее значимых экологических процессах в регионе, освещение деятельности природоохранных организаций и частных экологических инициатив, вовлечение населения в деятельность по охране окружающей среды, воспитание экологического сознания и экологической культуры.

Смотрите полную версию на сайте >>>