18 октября 2023. Проблема дефицита педагогических кадров в детских садах Приморья не уходит с повестки, и имеет все шансы усугубиться при отсутствии новых подходов. Об этом говорили на очередном заседании комитета Заксобрания Приморья (ЗС ПК) по социальной политике и защите прав граждан в среду, 18 октября. Как выяснилось, наиболее остро проблема стоит во Владивостоке, Находке, Надеждинском районе и Уссурийске. Депутаты настаивают на необходимости комплексно подойти к кадровой политике в образовании и призывают к этому краевой Минобр, сообщает ИА PrimaMedia.
Одним из инициаторов рассмотрения данного вопроса стал актив владивостокского микрорайона Патрокл. На его территории располагается детский сад №167, и он стал одной из наиболее ярких иллюстраций проблемы кадрового дефицита. Как сообщил начальник управления образования Владивостока Максим Кильчевский, в саду открыто 18 групп.
При этом, по его словам, до сих пор существует потребность в кадрах. Детский сад №167 рассчитан на 480 детей, в нем предусмотрено 48 воспитателей и 24 младших воспитателя. На начало апреля воспитателей было по факту 22. К сентябрю смогли привлечь еще шесть педагогов, итого воспитателей сейчас 28 при потребности в 48-ми, и четыре младших воспитателя при потребности в 24-х.
"Мы плотно работаем с профколледжем, министерством профобразования. Специалисты из профколледжа как раз пришли в этот детский сад. Также мы помогаем воспитателям за счет мер, которые существуют в Приморском крае. Это единовременная денежная выплата, ежемесячное денежное поощрение, также в этом году изменились оклады работников дошкольного образования, что помогает мотивировать воспитателей на приход в ДОУ", — проинформировал о принимаемых мерах Максим Кильческий.
Также управление рассказывает о вакансиях во всех возможных информационных источниках, приглашает на работу родителей с профильным образованием.
"Понимаем свою проблему", — сказал чиновник.
В целом, потребность в педагогических кадрах по Владивостоку составляет 232 человека: 127 воспитателей и 105 младших воспитателей. На сегодня Владивосток — лидер по дефициту среди муниципалитетов. Согласно справке краевого Минобра, далее следуют Находка (51 вакансия), Надеждинский район (41 вакансия) и Уссурийск (39 вакансий в ДОУ). Всего по краю в детских садах не хватает 428 педагогов.
Зампред правительства Приморья — министр образования Эльвира Шамонова рассказала о том, что делает ее ведомство для изменения ситуации. Например, с 2022 года начали более активно открывать педагогические классы в школах — их стало больше в три раза. Также с этого года продумана система практик для учащихся педклассов — они ее проходят в детских садах. Но это, по словам Эльвиры Шамоновой, не панацея, поскольку нет гарантии, что выпускники педклассов выберут дальнейшее обучение по направлению педагогики. В подготовке специалистов в учреждениях профобразования по целевому набору, по признанию министра, тоже есть проблема.
"На сегодняшний день у нас обучение абитуриентов СПО резко снижается. Если в Спасском педколледже в прошлом году набирали на воспитателей 147 человек, в этом году — 45. В ДВФУ школа педагогики, профколледж ДВФУ — в этом году целевые цифры по нулям. И по другим также. То есть поэтому проблемы остаются", — рассказала она.
Представитель Центра занятости населения рассказала о перспективных, по ее мнению, механизмах привлечения кадров. Среди участников программы переселения соотечественников центру удалось выявить в 2023 году 17 специалистов в области здравоохранения и образования — им предложено трудоустройство. Также проводится переподготовка кадров по направлению "дошкольное образование", в том числе по нацпроектам. Однако многие выпускники этих программ (кроме тех обучающихся, кто изначально направлен на переподготовку дошкольными учреждениями), в основном, потом уходят в частный сектор: оформляют самозанятость, открывают частные детские сады и иные образовательные группы. Причины понятны — зарплаты в детсадах не соответствуют ожиданиям специалистов.
Председатель ТОС "Сочинская Патрокл" Виталий Гречанюк отметил, что привлечь кадры в детские сады можно через решение жилищного вопроса. Для Владивостока и новых его микрорайонов, где есть сложности с транспортной доступностью, высокой стоимостью жилья, это один из ключевых способов выхода из положения, считает он.
"Это не только собственность, это и арендное жилье. По нашему району мы видим сообщения, что ДОМ.РФ передает более 40 новых квартир в собственность Приморского края в одном из ЖК. Соответственно, возникает вопрос будут ли они направлены на возможность аренды квартир, как для работников существующих детских садов, так и для строящейся школы. Плюс буквально недавно было решение арбитражного суда о передаче в краевую собственность долгостроя на Борисенко,100е на 20 000 кв метров жилья. Это фонд, наверное, тоже можно использовать для потребностей бюджетников. Поэтому наше пожелание простое: чтобы эти все возможности направились на комплекс мер поддержки. Потому что те меры поддержки, о которых нам сообщают, по факту, как видим, не в полной мере работают. Очереди из желающих работать в садах не стоит", — обозначил Виталий Гречанюк.
Председатель социального комитета ЗС ПК Игорь Чемерис поддержал, что мотивация с жильем — определяющая. Эту составляющую, по его мнению, также необходимо предусмотреть при выработке системного подхода к вопросу обеспечения образовательной сферы Приморья кадрами. Этим в ближайшее время займется комитет вместе с министерством образования. Депутат считает, что важно не делать перекос только в пользу молодых специалистов, а думать также о тех, кто проработал уже и 10, и 15, и 20 лет.
Председатель комитета по социальной политике Игорь Чемерис. Фото: Пресс-служба ЗС ПК
"У нас ситуация непростая, и она не улучшается. Я смотрю по цифрам, она только усугубляется, к сожалению. Нам нужно выстраивать внятный комплекс мероприятий, как мы ранее его выстраивали по целевикам, мерам поддержки, взаимодействию с учебными учреждениями в сфере здравоохранения. Необходимо выходить на другие уровни системного подхода. Пока у образования не вижу такой стратегии. Кадровая политика является одним из главных аспектов развития системы образования", — резюмировал Игорь Чемерис.
Глава комитета попросил министра Эльвиру Шамонову представить видение краевого Минобра по стратегии развития образования в крае. В эту работу включатся и депутаты, чтобы совместными усилиями с представителями муниципалитетов выработать комплекс мер.