23 октября 2023. Запуск в эксплуатацию нового порта "Суходол" ожидается в ноябре, до этого будет проведена тестовая эксплуатация. Угольный терминал построен на месте бывшего аэродрома в бухте Теляковского в Шкотовском районе, в 100 километрах от Владивостока. В дальнейшем проект превратится в многофункциональный хаб с возможностью перевалки контейнеров, зерна, минеральных удобрений и сжиженных газов, сообщает ИА PrimaMedia.
Проект, оператором которого выступает зарегистрированное в селе Романовка ООО "Морской порт "Суходол" (резидент Свободного порта Владивосток), был официально презентован ещё в 2012 году. Инициатором создания cпециализированного угольного порта выступил холдинг "СДС-Уголь" (Кемеровская область), до сих пор не имеющей собственных портовых активов на Дальнем Востоке.
По данным ЕГРЮЛ, доли в проекте на данный момент имеют АО "Междуречье" (Кемеровская область, находится под управлением ООО "Новая горная управляющая компания") — 25,01%, экс-президент холдинга СДС Михаил Федяев и Владимир Гридин — каждый по 25,1%. Ещё 24,79% принадлежит АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (Москва, ЦРПИ).
При этом 100% ООО находится в залоге у ВЭБа и ВТБ, которые 1 сентября 2020 года открыли компании кредитный лимит на сумму около 32 млрд рублей (в том числе ВЭБ — 27 млрд рублей).
Порт размещается в районе бухты Теляковского, которая расположена в северной части Уссурийского залива, являющегося внутренней частью залива Петра Великого Японского моря.
Согласно презентации проекта, которую на Логистическом форуме (18+) во Владивостоке представила и.о. коммерческого директора ООО "Морской порт "Суходол" Ксения Коротыгина, мощность грузовых причалов N1 и N2 составит 12 млн тонн в год с возможностью увеличения до 20 млн тонн. Это и есть собственного Угольный терминал.
Мощность Универсального причала N3 составит 2 млн тонн в год. Здесь будут переваливаться контейнеры, пиломатериалы и навалочные грузы (зерно, руда, стройматериалы).
Схема порта Суходол. Фото: сайт ООО "Морской порт Суходол"
Благодаря строительству новой автомобильной дороги Владивосток-Находка положение порта по отношению к транспортной инфраструктуре имеет самое короткое транспортное "плечо" по сравнению с другими портами Приморья.
"В проекте максимально используется преимущество транспортного месторасположения к странам АТР. Согласно утвержденной финансовой модели, выручка от всех видов деятельности — перевалка, хранение грузов и т.д. — с момент ввода в эксплуатацию первой очереди составит до 7 млрд рублей в год в зависимости от объемов перевалки. Среднепрогнозируемый оборотный капитал составит 1,8 млрд рублей", — рассказала Ксения Коротыгина.
Крупнейшими угольными терминалами в Приморье владеют АО "Восточный порт", АО "Торговый порт Посьет" (входит в транспортный дивизион группы "Мечел"), ООО "Порт "Вера" (входит в холдинг "Элси"), ОАО "Терминал Астафьева".
Порт имеет круглогодичную навигацию. Протяженность ж/д перегонного пути ст. Смоляниново — ст. Порт "Суходол" составляет 10,6 км.
"Угольный терминал построен на месте старого военного аэродрома в бухте Суходол для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре мелких и средних угледобывающих предприятий. Терминал станет отправной точкой деятельности общества. Согласно планам реализации проекта, в перспективе на базе порта будет создан многофункциональный хаб с перегрузкой контейнеров, зерна и других генеральных грузов. Также предусмотрен рыбный кластер. Всего 8 терминалов и дополнительно около 10 инфраструктурных объектов, в том числе сортировочная станция и бункеровочная база", — сообщила Ксения Коротыгина.
На стадии проектирования находятся терминалы по перевалке минеральных удобрений, метанола, сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженных углеводородных газов (СУГ).
По данным ВЭБ.РФ, общий объем инвестиций в проект два года назад оценивался в сумму до 180 млрд рублей, включая вложения в первый этап — угольный терминал — в размере до 62 млрд рублей.