23 октября 2023. Бывший зампред правительства РФ, экс-глава "Роскосмоса", а ныне сенатор от Запорожья Дмитрия Рогозин предложил перевезти на Дальний Восток ряд федеральных структур, а в перспективе — подумать о формировании в макрорегионе "восточного центра" правительства.
Опрошенные ИА PrimaMedia эксперты считают инициативу достаточно спорной для текущего момента. Целесообразность неочевидна, это дорого, а приграничье для создания дополнительного командного пункта — не самое лучшее место. С другой стороны, вопрос эффективности и подходов развития российского Дальнего Востока, действительно, сохраняет свою актуальность.
Предложение о переводе части кабинета министров и федеральных ведомств на Дальний Восток России бывший вице-премьер (2011-2018 г.) озвучил в разговоре с вице-премьером — дальневосточным полпредом президента РФ Юрием Трутневым на "правительственном часе" в стенах Совета Федерации. Тема спровоцировала дебаты о целесообразности данного шага.
Аргументируя свою позицию, Дмитрий Рогозин ссылался на геополитические условия — разворот на Восток — и новые вызовы, перед лицом которых находится страна.
"Запад ведет враждебную по отношению к нам политику. На Востоке у нас, в том числе в нашем приграничье, находятся Китай, КНДР, недалеко ЮВА, Индия и т.д. Это наши стратегические партнеры. И с точки зрения, конечно, богатств страны, тоже прекрасно понимаем: Сибирь, Дальний Восток, Арктика, это и углеводороды, и вода, и редкоземельные металлы, лес, рыба и многое другое", — пояснил Рогозин.
Сенатор считает перемещение ряда министерств и ведомств ближе к источникам этих огромных ресурсов более логичным и эффективным.
"Минвосток, подведы Минприроды, такие как Рослесхоз, Росводресурсы, Роснедра, Росрыболовство, а также администрация Севморпути — может, был бы смысл базироваться непосредственно на территории Дальнего Востока, а в перспективе сформировать там восточный центр правительства РФ?", — предложил Рогозин.
Дальневосточный полпред эту идею не поддержал, отметив, что и сам не чувствует оторванности от Дальнего Востока, и ведомства, которые отвечают за развитие ДФО, имеют тесную связь с субъектами макрорегиона. Также Юрий Трутнев подчеркнул, что в Москве сосредоточены и Госдума, и Совфед, и правительство РФ, а оторванность от работы правительства может ухудшить работу по Дальнему Востоку.
Тема вообще достаточно дискуссионная, это заметно и по диалогу Трутнева с Рогозиным. В экспертной среде тоже по этому поводу есть разные точки зрения.
Сама идея переноса части правительственного функционала в Сибирь или на Дальний Восток не нова. Одним из известных сторонников полистоличности России является Сергей Караганов — научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель президиума НПО "Совет по внешней и оборонной политике" (СВОП). По его мнению, в России наряду с Москвой и Петербургом должна появиться сибирско-дальневосточная столица или даже сибирская и дальневосточная столицы — Красноярск и Владивосток.
"Мы изучали опыт всех стран, которые перенесли столицу. Всем им (их с десяток — Казахстан, Турция, Бразилия, Германия…) это принесло огромные выгоды. Вряд ли в России можно перенести столицу полностью, но что какие-то функции нужно переносить, переходить к полистоличности — это очевидно, — отмечал в одном из интервью Караганов. — Сначала наши идеи высмеивали, но позже было заявлено о переносе офисов ряда министерств и госкорпораций на Дальний Восток (правда, потом это завязло — нужно толкать). Путин заявил о возможности появления новой сибирской столицы… Это было бы очень правильно — притянуло бы молодежь, амбициозных энергичных людей, дало бы возможность местным элитам развиваться. Это огромная возможность, которую у нас недопонимают".
Доцент кафедры международных отношений ДВФУ и один из авторов ТГ-канала "Политика в Большой Индо-Пасифике" (16+) Андрей Козинец вспоминает, что еще до проведения саммита АТЭС во Владивостоке и после него в региональной политической повестке звучала идея о том, что неплохо бы сделать приморский центр еще одним городом федерального значения.
— Действительно, мы понимаем, что в среднесрочной перспективе, так или иначе, нам в большей степени придется сотрудничать с Азией. Сейчас поворот на Восток уже нужно делать не понарошку, а по-настоящему, потому что уже иных вариантов не то, чтобы их нет, но понятно, что на Западе с распростертыми объятиями сейчас нас не ждут. Там сложнее будет осуществлять и торговое сотрудничество, и прочее.
В целом, это разговор о том, что такого рода перемещения позволят сдвинуть экономический центр России на Восток, — считает Андрей Козинец.
Правда, для смещения экономического центра мало просто перевезти часть правительства на Дальний Восток или изменить грузопоток — а он, действительно, сейчас развернулся на восток. "Потребитель у нас в основном находится по другую сторону Уральских гор. Большая часть населения и потребителей тех же китайских товаров находится в Центральной России. Это тоже, конечно, сказывается", — объясняет эксперт.
По мнению Андрея Козинца, в сегодняшних условиях — с учетом и выстроившейся вертикали власти, и непростой экономической ситуации — оправдано присутствие непосредственно в Москве структур и больших начальников, ответственных за развитие Дальнего Востока.
— Необходимо, чтобы этот лоббистский потенциал присутствовал в столице. Одна из сильных сторон Трутнева в том, что он может на самом верху защитить финансирование дальневосточных проектов. Он в состоянии добиться того, чтобы Дальний Восток меньше попадал под возможное сокращение программ, а скорее, чтобы вообще не попадал, — отмечает политолог.
Политолог Константин Лунев напоминает, что "вообще такие федеральные структуры на Дальнем Востоке присутствуют, но они ничего не решают".
— Их полномочия заключаются в том, чтобы выслушать и, опять же, согласовать с Москвой. А, конечно, по-хорошему, нужно децентрализацию в этом плане проводить. Во всем мире в странах с развитой экономикой, и если брать наших соседей, в Китае не нужно все согласовывать непосредственно с партией на самом высоком уровне. Понятное дело, что передача полномочий создает новые коррупционные риски, новые политические вызовы. Но если мы перед ними лицом не встанем, то будет стагнация. Мое субъективное мнение — нужна определенная децентрализация, — говорит эксперт.
Политолог, доцент кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ Виктор Бурлаков считает, что распыление управленческих центров не ведет к повышению эффективности, зато влечет за собой рост расходов на аппарат.
— Что это даст Дальнему Востоку? Запасной командный пункт — где его размещать? Владивосток и Хабаровск, при их близости к границе, — не самый лучший вариант для этого. И вообще нет соответствующей инфраструктуры, его физически негде разместить на Дальнем Востоке. Логично тогда было бы говорить о Красноярске или Новосибирске. Но есть ли в этом необходимость? Если говорим о развитии Дальнего Востока, то нет смысла и резона, потому что это только ухудшит связь с центром. А потеря связи — это потеря управления, — считает эксперт.
По мнению Бурлакова, вопрос не в том, где находится центр принятия решений и какова его структура, а в том, по какому пути идет развитие Дальнего Востока.
— Есть Трутнев, который с одной стороны подчиняется премьеру и имеет к нему доступ, с другой стороны — президенту. Он и так, фактически генерал-губернатор. Все это уже есть.
Существующее институциональное наполнение по развитию Дальнего Востока — достаточное. Почему не работает так эффективно — вот с чем надо разбираться. Развитие вроде как идет, а население уезжает — это ведь наглядная иллюстрация. Идет разрыв по социальным векторам, а промышленные макропоказатели растут. Значит, надо пересмотреть, какие задачи ставим и что развиваем, — говорит Виктор Бурлаков.
Но сенатор так вопросы не ставит, он своим предложением просто пытается привлечь к себе внимание, полагает эксперт.
— Вообще, этот реформаторский зуд без просчетов и понимания, зачем это нужно, может только раздражать. Это создает хайп и ничего больше. Страна сейчас не в той ситуации, чтобы дискуссии разводить о том, какие еще центры власти и где создавать. Этот пыл неуместен. Нужно правительству расставить приоритеты в головах некоторых товарищей, — считает Бурлаков.