Семь шедевров Третьяковки на выставке Художник и сказка

Какие работы из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть во Владивостоке до 3 декабря
Вид экспозиции "Художник и сказка" в Приморской картинной галерее. Вадим Мартыненко. ГТГ.
Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

17 ноября 2023. В Приморской картинной галерее на Алеутской 12 до 3 декабря 2023 работает выставка "Художник и сказка" (0+). Она посвящена народным сказкам в творчестве русских художников. Читайте о семи шедеврах Третьяковки в статье ИА Primamedia.

Тема сказки особенно увлекла русских художников рубежа XIX и XX веков. В это время работали такие художники, как: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Михаил Врубель и другие известные мастера. Вдохновляясь сюжетами древнерусских былин и сказаний, сказками Пушкина, великие мастера создавали произведения искусства, которые сегодня хранятся в музеях России. Выставка "Художник и сказка" представляет эти экспонаты из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Приморской картинной галереи. Проект организован при поддержке Министерства культуры и архивного дела Приморского края в рамках Национального проекта "Культура".

Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1920. ГТГ.


Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1920. ГТГ.. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Художник воспроизвел эпизод из "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" (0+). В тексте, восходящем к лубочному изданию XVIII века и изложенному Александром Афанасьевым, сказано: "Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича". Васнецов использует поэтичные образы языческой Руси, чтобы открыть возвышенный мир фольклора. Так, стволы деревьев на втором плане темного леса похожи на великанов-чудовищ, сквозь ветви которые едва пробивается утренний свет зари. На первом же плане — яблоневое дерево, символ всепобеждающей любви, знак счастливого конца сказки.

Художник обращался к этому сюжету неоднократно. В 1889 году он написал картину "Иван-царевич на Сером волке" высотой около 2,5 метров, а в 1920 году создал авторское повторение высотой чуть меньше метра — именно этот вариант сегодня находится во Владивостоке.

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. ГТГ


Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. ГТГ. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Виктор Васнецов создал "Снегурочку" по мотивам одноименной пьесы (12+) Александра Островского 1873 года. В картине изображено первое появление Снегурочки в "Прологе" в зимнем наряде на опушке густо занесенного снегом сказочного леса. По замыслу Островского, Снегурочка — светловолосая девушка, родителями которой были Дед Мороз и Весна — Красна. Васнецов декорировал ее наряд богатой орнаментальной вышивкой, тесно связывая ее с окружающем пейзажем.

Художник мастерски передал атмосферу сказочного леса, посеребренного светом луны. Контрасты света и тени в сочетании с яркими звездами подчеркнули фантастичность пейзажа.

Михаил Нестеров. За Волгой. Пастушок. 1922. ГТГ


Михаил Нестеров. За Волгой. Пастушок. 1922. ГТГ. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Картины Михаила Нестерова легко узнать по особой палитре серо-голубых и изумрудно-зеленых тонов. Также его пейзажи отличаются особенно хрупкими, тонкими деревцами: молодые березки и маленькие ели, зачастую растущие на фоне безмятежной водной глади или тихих лугов.

В искусстве Нестерова, погруженном в религиозную сферу и одновременно окрашенном лирической интонацией, нашли отражение важнейшие стороны национального характера. Героями полотен Нестерова чаще всего становились святые, монахи или идеализированные древнерусские персонажи из преданий и сказок. Образ пастушка, скорее всего, навеян литературными сюжетами. Например, пушкинской поэмой "Руслан и Людмила" (6+) или пьесой Островского "Снегурочка" (12+), где жизнерадостный пастух Лель играл чарующие мелодии на пастушьем рожке. В картине автор мастерски передал созерцательную и спокойную атмосферу, полную гармонии.

Андрей Рябушкин. Слепой гусляр, поющий старинку. 1887. ГТГ


Андрей Рябушкин. Слепой гусляр, поющий старинку. 1887. ГТГ. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

На полотне изображен слепой музыкант, который под гусли поет "старинку". Старинка (старина) — это былина или историческая народная песня в исполнении сказителей и музыкантов. Рядом с главным героем сидит светловолосый мальчик, который зачарованно слушает народную мелодию.

Гусли — музыкальный инструмент, название которого встречалось в текстах с XI века. Оно отсылает к слову "гусла", тетива охотничьего лука, и "гудеть", играть на струнных инструментах: натянутая тетива, если ударить по ней пальцами, как раз издавала похожий на струну звук.

Андрей Рябушкин любил народную музыку и сам играл на скрипке, гитаре, балалайке и гармошке. В раннем детстве он пел в церковном хоре, любил оперы Римского-Корсакова и Балакирева. Картиной "Слепой гусляр, поющий старинку" художник стремится показать самобытность русской культуры.

Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. ГТГ


Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. ГТГ. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Художник изобразил героиню полотна среди множества предметов: пучки трав сушатся на веревке над печью, полки уставлены посудой, вокруг раскидано тряпье. При этом общая неухоженность дома, прорехи в одежде, заплаты на тканях — все это словно указывает на отрешенность хозяйки от земных дел. Название картины объясняет, чем увлечена героиня: она "с нечистым знается".

Крестьяне боялись деревенских колдуний, но все равно искали у них помощи: обращались за лечением, приворотами, предсказаниями. О ведуньях слагались приметы и поверья. Так, художник изобразил в картине кошку и сороку: котам народная молва приписывала особую связь с потусторонними силами, а сорока и вовсе считалась ведьмовской птицей, способной красть детей.

Василий Максимов. Бабушкины сказки. 1867. ГТГ


Василий Максимов. Бабушкины сказки. 1867. ГТГ. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

На картине запечатлен тихий вечер в крестьянской избе. Семья закончила дневные заботы и теперь с увлечением слушает старушку-рассказчицу.

Василий Максимов был выходцем из крестьян, и поэтому с особым теплом относился к обычаям деревенских жителей. Он хорошо знал, как устроен быт простого народа, в его картине нет выдуманных подробностей.  Интерьер избы мастер писал с натуры, а для персонажей ему позировали деревенские дети. Максимов с большим вниманием отобразил пучки лечебных трав и засушенных грибов, одеяло у печи, детскую люльку под потолком — все это помогает передать тепло и уют деревенской избы, где вечерами принято рассказывать сказки и народные легенды.

Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890. ГТГ


Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890. ГТГ. Фото: предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Марк Антокольский — известный скульптор, который работал с мрамором, бронзой, деревом, костью и другими материалами. 

Бронзовую статую "Нестор-летописец" Антокольский создал как уменьшенное повторение своей же скульптуры, выполненной в мраморе. Над первой работой мастер работал в 1886-1890 годах в Париже. Для исторической достоверности он тщательно изучал эпоху, использовал находки археологов, советовался с историком Иваном Забелиным. Сейчас мраморная статуя хранится в Государственном Русском музее.

Бронзовый вариант из коллекции Третьяковки отлит на бронзолитейной фабрике Барбедьена, лучшей в Париже. Мастер выпускал такие работы-повторения ограниченным тиражом, чтобы его искусство становилось доступнее широкому зрителю. 

Герой произведения, Нестор-летописец, жил на рубеже XI и XII веков. Он был монахом Киево-Печерского монастыря и прославился как автор знаменитой летописи "Повесть временных лет" (16+).

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость