Надежное, безопасное, свое: Аэрофлот отметил год работы на отечественном ПО

Российская система бронирования Леонардо зарекомендовала себя как надежное цифровое решение для крупнейшего перевозчика страны
Надежное, безопасное, свое: Аэрофлот отметил год работы на отечественном ПО
Стойка регистрации на рейс
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

15 декабря 2023. Год назад, в ноябре 2022 года лидер российской авиаотрасли  — компания Аэрофлот совершила исторический переход на отечественную автоматизированную информационную систему (АИС) "Леонардо" после 17 лет работы на американском ПО. Специалистам потребовалось приложить титанические усилия, чтобы произвести миграцию в сжатые сроки и максимально бережно в отношении пассажиров. Как им это удалось, и как показала себя российская АИС — читайте в материале ИА PrimaMedia.

Почему

Об импортозамещении систем бронирования внутри отечественных авиакомпаний на государственном уровне речь шла еще с 2020 года, однако решающим событием в этой истории стало ведение санкций в 2022 году ввиду осложнения международных отношений.

В феврале 2022 года государство поставило задачу российским перевозчикам мигрировать в отечественные компьютерные системы бронирования до 1 ноября того же года. Переход означал снижение зависимости от иностранного ПО, а также повышение уровня защиты персональных данных российских пассажиров и рост информационной безопасности в целом. 


Регистрация на рейс. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Аэрофлот стал одним из первых российских перевозчиков, полностью перешедших на отечественную систему бронирования "Леонардо", разработанную компанией "Сирена-Трэвел" в партнерстве с Госкорпорацией "Ростех". До этого на протяжении 17 лет Аэрофлот использовал американскую компьютерную систему оформления воздушных перевозок (ОВП) и регистрации пассажиров Sabre. 

Основные программные компоненты системы "Леонардо"  — это инвенторная система для хранения и управления ресурсами рейсов перевозчика, система бронирования для создания пассажирских бронирований на рейсе, сервер электронных документов для оформления продажи билетов и дополнительных услуг и система обслуживания пассажиров и багажа в аэропорту. 

Невозможное возможно

"Как всякая серьезная компания, мы заранее разработали план действий на случай, если нас вдруг отключат. Мы были полностью готовы — запустили процессы, которые были заранее разработаны, и получили тот результат, при котором не допустили остановки обслуживания. После прекращения сотрудничества с компанией Sabre, на системе которой работало порядка 100 процессов обслуживания пассажиров, мы на 70% восстановили нужные нам функции", — отметил заместитель генерального директора ПАО "Аэрофлот" по IT Антон Мацкевич.

В рамках миграции на систему "Леонардо" Аэрофлот импортозаместил ПО для таких сервисов, как управление расписанием и полетами, регистрация пассажиров и багажа, отправка пассажиров, программа лояльности "Аэрофлот бонус", платёжные сервисы за услуги перевозки, финансовое управление и отчётность. Отдельно была проведена интеграция "Леонардо" с компьютерными системами партнёров, предоставляющих дополнительные услуги: аэроэкспресс, страхование, трансферные перевозки и другое. 

За успешным переходом главного российского авиаперевозчика на отечественную АИС "Леонардо" стоит титанический труд множества специалистов самого Аэрофлота, а также компаний "РТ-Транском" и "Сирена-Трэвел", благодаря которым Аэрофлот смог не просто мигрировать на российский цифровой продукт, но и сделать это в гораздо более сжатые сроки и в более сложных условиях, нежели принято в мировой практике.

Первой главной задачей стояла адаптация российской АИС. Изначально сервис "Леонардо" не подходил требованиям Аэрофлота, в то время как предыдущая система Sabre дорабатывалась для эффективной работы с авиакомпанией на протяжении всех 17 лет. Технические специалисты компании приложили огромные усилия, и за семь месяцев выполнили требуемые доработки функциональности "Леонардо", критически необходимые Аэрофлоту.

Второй не менее важной задачей был перенос огромного количества данных в новую систему. Предстояло перенести всю существующую информацию о бронированиях, электронных билетах, оплаченных дополнительных авиационных услугах, о всех ресурсах рейсов, расписании и другой специальной авиационной информации в новую систему. Сложность здесь заключалась в том, что при переносе информации нельзя надолго останавливать продажу билетов и полеты, которых у Аэрофлота насчитывается до 500 в сутки. 


Самолет компании Аэрофлот. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Согласно мировой практике, для миграции на новую систему бронирования авиакомпании масштабов Аэрофлота требуется до 2-х лет подготовки, а также остановка продаж до 2-х суток в момент самого перехода. Однако в сложившихся обстоятельствах у Аэрофлота было всего полгода на подготовку и сутки на выполнение непосредственной миграции. 

По результатам тестирования, Аэрофлот и подрядчик АИС "Леонардо" составили план функциональной доработки системы, который состоял из 788 задач. "Сирена-Трэвел" и "РТ-Транском" выполняли доработки системы в постоянном контакте со специалистами авиакомпании в интенсивном режиме без выходных дней. Параллельно с этим разрабатывались интеграции для связи АИС с существующими информационными системами Аэрофлота. 

После тщательной проработки системы авиакомпании предстояло за сутки мигрировать из Sabre в "Леонардо". Это требовало остановки всех продаж в Sabre, выгрузки миллионов бронирований и электронных билетов в электронное хранилище Аэрофлота, запуска АИС "Леонардо", загрузки в неё всей информации о бронированиях и билетах и открытия продаж. Все шаги миграции были выверены до минуты. Тысячи специалистов Аэрофлота и провайдера каждые 30 минут собирались и анализировали информацию о шагах миграции. Во избежание остановки продаж билетов в ходе миграции до ее запуска начался подготовительный процесс для системы регистрации и отправки пассажиров. 

Благодаря тщательной подготовке и качественному планированию Аэрофлоту удалось мигрировать в АИС "Леонардо" точно в установленные сроки без ошибок, без остановки интеграционных процессов и обслуживания пассажиров в агентствах Аэрофлота по продаже билетов. В процессе миграции не было задержано ни одного рейса.


Стойка регистрации на рейс. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

Тренды

"Первый год эксплуатации показал, что отечественная система бронирования обладает необходимыми функциональными возможностями, которые обеспечивают производственные и коммерческие процессы Аэрофлота", — отмечает Антон Мацкевич.

Успешный опыт применения российской системы бронирования "Леонардо" в течение этого года Аэрофлот транслирует и на зарубежный рынок. Совместно с "Ростехом" российский лидер авиаотрасли помогает иностранным авиакомпаниям перейти на зарекомендовавший себя отечественный продукт.

Так, в октябре 2023 года сотрудники венесуэльской авиакомпании Conviasa посетили офис Аэрофлота и аэропорт Шереметьево в рамках двухдневного семинара с демонстрацией функциональных возможностей АИС "Леонардо" и знакомством с примерами практического ее внедрения и эксплуатации.

Ожидается, что Conviasa перейдёт на систему бронирования "Леонардо" в начале 2024 года. Миграцию Conviasa в российскую АИС позволит реализовать соглашение "код-шер/свободная продажа" в рамках меморандума по расширению сотрудничества между Россией и странами Карибского бассейна, подписанного Между Аэрофлотом и Conviasa  в июне 2023 года. Такое соглашение предполагает совместную эксплуатацию рейсов: полёты будут выполняться под общим кодом, а пассажиры смогут использовать бонусные программы обеих компаний. 

В настоящее время АИС "Леонардо" успешно работает в Армении, Кыргызстане, Белоруссии и других странах. Система аккредитована более чем в 20 странах, ее применяют более 60 авиакомпаний России и мира, с ее помощью за год было перевезено 80,1 млн человек.


Сотрудники венесуэльской авиакомпании Conviasa в офисе Аэрофлота. Фото: Предоставлено пресс-службой "Аэрофлота"

Что дальше

Несмотря на завершение процесса миграции, Аэрофлот продолжает развивать и дорабатывать систему "Леонардо" совместно с ее разработчиком — "Сирена-Трэвел" и компанией "РТ Транском". Главная задача — повышение качества услуг и увеличение сервисов для пассажиров внутри российской АИС.

Ожидается, что к концу 2023 года количество процессов по обслуживанию пассажиров в Аэрофлоте с помощью системы "Леонардо" будет восстановлено.

В состав группы компаний "Аэрофлот" также входят авиакомпании "Россия" и "Победа". В 2022 году "Аэрофлот" перевёз 20,5 млн человек, а с учётом авиакомпаний группы — 40,7 млн.

Аэрофлот — одна из старейших авиакомпаний мира. Компания работает 100 лет и является одним из наиболее узнаваемых российских брендов. Компания вносит масштабный вклад в поддержку российского авиастроения, выступая заказчиком отечественных магистральных пассажирских самолётов. К 2030 году группа намеревается приобрести 339 воздушных судов отечественного производства.

 Аэрофлот и компании группы следуют принципам устойчивого развития, решая важные социально-экономические задачи: обеспечение транспортной доступности городов и регионов России, трудоустройство граждан, профессиональное развитие сотрудников. Компания постоянно расширяет внутрироссийскую маршрутную сеть, в том числе выполняет полёты между регионами страны минуя Москву, развивает социальноориентированные программы перевозки, реализует собственную программу "плоских тарифов" на рейсах в города Дальнего Востока и Калининград.

Смотрите полную версию на сайте >>>