29 декабря 2023. Кто он — турист в Приморье? Откуда он приезжает и сколько тратит? Что сделано для того, чтобы привлечь туристов в регион и что планируется сделать? О реновации городской среды, развитии киноиндустрии и событийных мероприятий, обновлении пляжей и многом другом рассказал руководитель Агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, сообщает ИА PrimaMedia.
В цифрах
Всего за 11 месяцев уходящего года Приморье посетило 3 461 885 человек, что заметно больше показателей предыдущего года. В 2022 году в регионе побывало лишь 2 993 400 человек. Примечательно, что подавляющее большинство визитеров — соседи Приморья, они прибывали из Хабаровского края. 7,5% туристов были из Амурской области, 7,3% из Москвы и Московской области.
Кто же он, турист в Приморье? Исходя из данных на 1 декабря 2023 года, 48% туристов в регионе — люди в возрасте от 35 до 55 лет, 38% — молодежь от 18 до 34 лет.

Итоги 2023 года подвело Агентство по туризму Приморского края. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
69% туристов тратят на отдых в Приморье от 30 до 70 тысяч рублей. Гораздо меньшее число — 15% оставляют в регионе 70-100 тысяч рублей. Более 100 тысяч рублей тратят во время поездки в Приморье всего 4,7% туристов, менее 30 тысяч рублей — 10,8%. Всего за 11 месяцев 2023 года туристы потратили в Приморье 18,4 млрд рублей.
Успешность туристической отрасли оценивается не только по числу туристов, но и по размерам налоговых отчислений. В 2023 году Агентство по туризму Приморья ставило перед собой планку в 1 млрд 600 млн рублей. Но даже по данным за 5 месяцев текущего года становится ясно, что эти показатели будут не только достигнуты, но и, вероятно, перевыполнены. С января по май текущего года объем налоговых отчислений от предприятий туристической отрасли составил более 1 млрд рублей.
Из-за границы

Арсений Крепский — руководитель Агентства по туризму Приморского края. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Что же касается потока иностранных туристов, то главным стимулом к развитию в этой сфере стало возобновление пассажирского сообщения между РФ и Китаем в январе 2023 года. С этого момента в Приморье с целью туризма въехало 99 420 граждан КНР. Приморье традиционно входит в тройку регионов-лидеров по приему китайских туристов. Как отметил Арсений Крепский, статистика по числу туристов из КНР в Приморье должна заметно подрасти за декабрь 2023 года, так как в настоящий момент китайские туристы активно регистрируются по безвизовому въезду в регион. Проведение Нового Года в Приморье становится для них актуальным трендом.
Примечательно, что китайские туристы посещали регион и до введения безвизового режима во второй половине 2023 года.
"Китайские туристы все равно к нам ехали. Это очень важно для нас, это значит, что мы привлекательны даже без облегченных условий доступа в регион. А безвиз, электронная виза — это все делает нас еще чуть более привлекательными относительно других регионов", — отметил Арсений Крепский.
О достижениях
Одним из важнейших достижений Приморья в сфере туризма в 2023 году стало открытие авиасообщения с Китаем после долгого перерыва из-за пандемии. Были запущены рейсы между Владивостоком, Харбином, Пекином и Далянем. Рейсы совершают авиакомпании "Россия", "Аврора" и Chengdu Airlines. Со стремительной скоростью возрастает число доступных направлений, число и частота рейсов.
"Следующий шаг, который должен случиться в ближайшей перспективе, — открытие региональных рейсов в провинции Китая, которые являются нашими ближайшими соседями. Они будут выполнять для нас роль неких мини-хабов, куда будут слетаться туристы с ближайшего и не очень ближайшего Китая, а потом централизованно пребывать в Владивосток", — сказал Арсений Крепский.
Большая работа в 2023 году была проделана в сфере создания комфортной городской для туристов во Владивостоке. Проведено комплексное благоустройство всей площади Адмирала Фокина. Здесь появилась сцена, павильон Туристско-информационного центра (ТИЦ), общественный туалет. В районе Светланской, 17 установлен пандус. Фасады улицы Адмирала Фокина украсили подсветкой, чтобы она была более привлекательной и в темное время суток. В центре города установлено 57 навигационных стендов для большего удобства ориентирования туристов. На набережной Спортивной гавани также была восстановлена скульптурная композиция Алексея Онуфриенко.
"Я никогда не думал, что в роли руководителя Агентства по туризму буду заниматься мусорками, тротуарами, пандусами, общественными туалетами. Но, тем не менее, я понимаю, что без этого комфортной городской среды для туристов не будет, потому что турист — он в большей степени пешеход", — рассказал Арсений Крепский.
В текущем году в благоустройство приморской столицы по этому направлению было вложено более 200 млн рублей. Работы планируется продолжить и в следующем, 2024 году.
Что дальше
Каковы же дальнейшие планы на развитие туризма в Приморье и какие меры поддержки оказываются в этой отрасли? Арсений Крепский отметил, что добиваться бюджетных инвестиций в туризм пока еще достаточно сложно. Эта сфера привлекает не так много внимания как, например, актуальное дорожное хозяйство. Однако положительные тенденции есть.
"С каждым годом на нас все больше и больше обращают внимание и на федеральном уровне, и на региональном", — подчеркнул руководитель Агентства по туризму.
Так в 2024 году будет выделена субсидия в размере 272 млн рублей на обустройство пляжей муниципальных образований Приморья.
"У нас, как ни странно, море есть, берег есть, а пляжей нет. Наша задача — стандартизировать услуги, которые предоставляются на нашем побережье. Мы предлагаем муниципалитетам рассмотреть для себя возможность профинансировать создание пляжей, предложив бизнесу готовые оборудованные площадки", — сказал Арсений Крепский.
Субсидия в 15 млн рублей будет выделена на развитие придорожного сервиса.
"Много туристов из соседних регионов приезжают к нам летом на море на личном автотранспорте. Деньги "проезжают" мимо, а ведь их ведь можно потратить в нашем регионе: можно поесть, заправиться, отдохнуть, купить сувенирку. Всё это — дополнительный доход, в том числе для предпринимателей, а значит, налоги в бюджет", — сказал Арсений Крепский.
Итоги 2023 года подвело Агентство по туризму Приморского края. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Активную деятельность Агентство по туризму вело не только на территории края, но и за его пределами. Так в 2023 году Приморье поучаствовало в Харбинской ярмарке (16+), познакомив китайскую сторону с особенностями дальневосточной кухни и культуры. Были проведены фестивали минтая "О! Мега Вкус" (6+), Всероссийский форум Малых городов и исторических поселений (18+), был организован вывоз туристов из Андреевки во время разгула стихии. Также гастрономические ресурсы края были представлены рамках международного форума Innofood (18+) зампреду правительства РФ, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову.
"Мы хотим, чтобы Минпромторг России помог нашим производителям пищевой продукции. Я думаю, это в первую очередь будет интересно отельерам. Продукцию, которая удобна, эффективна и недорога, можно подавать гостям в отелях, но она должна быть специальной", — отметил Арсений Крепский.
Итоги ТИЦ: события
В тесном сотрудничестве с Агентством по туризму Приморья работает и Туристско-информационный центр (ТИЦ). Его руководитель — Ольга Гуревич поделилась итогами его работы в 2023 году. Традиционно деятельность ТИЦ сосредоточена на продвижении бренда Приморского края и во многом связана с проведением событийных мероприятий.
Ольга Гуревич — руководитель Туристско-информационного центра. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Одним из самых крупных стал мультиформатный фестиваль "Приморские муссоны" (18+), продлившийся во Владивостоке целых восемь дней с 30 сентября по 7 октября. В нем приняли участие представители 25 регионов. "Приморские муссоны" объединили в себе такие мероприятия, как литературный фестиваль "ЛиТР" (6+), Дальневосточный музыкальный форум (16+), марафон "Мосты Владивостока" (6+), а также лекции и экскурсии (6+) по городу.
"Мы надеемся, теперь это наш ежегодный фестиваль. В 2024 году мы планируем его на конец сентября. В этом году мы достигли отметки в 83 000 участников, на фестивале было более 40 гастрономических проектов и 7 площадок", — отметила Ольга Гуревич.
Также при поддержке ТИЦ состоялся Всероссийский форум малых городов и исторических поселений (18+), который был организован в кратчайшие сроки. В нем приняли участие 1500 человек из 89 регионов. В их числе — 100 глав городов и сельских поселений.
Среди достижений ТИЦ за 2023 год и проект "Арсеньевская карта" — аналог федеральной "Пушкинской карты". Он предполагает посещение культурных и исторических мероприятий в рамках смен в летних пришкольных лагерях детьми от 6 до 13 лет. По "Арсеньевской карте" с 1 июня по 4 августа было перевезено 16 000 ребят.
На популяризацию местной продукции был направлен четырехдневный гастрофестиваль минтая "О! Мега Вкус" (6+). В рамках него ТИЦ работал не только с ресторанами, но и с производителями. Фестиваль был и ресторанный, и уличный. Настоящий гастрономический праздник собрал 83 000 посетителей.
При участии ТИЦ в Приморье прошел фестиваль "Пять морей, три океана" (0+), приуроченный ко Дню ВМФ. Он включал 16 гастропроектов из 9 регионов, а количество проданных порций составило 13 000. В июне состоялся фестиваль дальневосточных гребешков "На гребне!" (0+), объединивший 22 гастропроекта. Количество участников — 40 000. Одним из крупных проектов ТИЦ стал День рыбака (0+) на набережной Спортивной Гавани, собравший 7500 участников и 10 гастропроектов.
В текущем году особое внимание стало уделяться проведению событийных мероприятий не только во Владивостоке, но и в различных городах и поселках края. Так, в Находке прошел фестиваль "Море, камбала!" (0+), в Уссурийске — Фестиваль осени (0+), в селе Дмитриевка — фестиваль томатов "Бешеная ягода" (0+), а в Анучино фестиваль "Медовое раздолье" (0+).
ТИЦ провел большую работу и вне Приморья, в том числе на непрофильных выставках. Приморье было представлено на Международном форуме Innofood (18+), на выставке дайверов Moscow Dive Show (18+), Международной выставке MITT (18+) в Москве, на регуональных туристических выставках в Хабаровском и Камчатском краях (18+), а также на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке (16+). Вместе с предпринимателями Приморья ТИЦ занимался популяризацией и презентацией Приморья на Международной выставке-форуме "Россия" (18+) в Москве в рамках Дня Приморья. Команда шеф-поваров Приморского края организовала для гостей выставки-форума настоящее погружение в океан гастрономических изысков дальневосточной кухни.
ТИЦ: проекты
Но не только фестивалями занимается ТИЦ. Вместе с партнерами центр реализовал два интересных аудио-проекта в 2023 году. Один из них — "Ритмы Приморья", созданный вместе с S7. Благодаря проекту посетители посадочной страницы на сайте могут услышать, как "звучит" регион. Такж был запущен совместный проект с нацпарком "Земля леопарда" и проектом "Акватория". Он позволяет послушать звуки заповедника, не выходя из дома, и отправиться в аудиаопутешествие по Приморью.
Реализация вышеуказанных проектов и участие в них принесло более 100 млн просмотров контента в различных изданиях, в результате было снято два документальных фильма. Кроме того, в 2023 году в Приморье прошли съемки нескольких популярных тревел-шоу центральных телеканалов. Вместе они принесли более 210 млн просмотров. Также три федеральных канала сняли передачи о туристическом потенциале Приморья.
Несмотря на то, что основной туристический потенциал Приморья кроется в его летнем очаровании, ТИЦ ведет активную работу по популяризации региона и в зимнее время. Так, сегодня реализуется проект "Зима в Приморье", который предоставляет информацию от блогеров и известных личностей о том, как по-новому можно провести новогодние каникулы в Приморье.
Провел ТИЦ в этом году и огромную работу по строительству новогодних городков во Владивостоке, Уссурийске, Арсеньеве и Находке. Во многих из них уже прошли праздничные мероприятия, посвященные открытию городка и зажжению новогодних елей с участием болього количества местных жителей.

Награждение активных представителей предпринимательского сообщества Владивостока за активный вклад в развитие и популяризацию региона. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

Награждение активных представителей предпринимательского и не только сообщества Владивостока за активный вклад в развитие и популяризацию региона. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

Награждение активных представителей предпринимательского сообщества Владивостока за активный вклад в развитие и популяризацию региона. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
В завершение встречи руководитель Агентства по туризму Приморского края вручил представителям предпринимательского сообщества региона благодарственные письма от губернатора Олега Кожемяко, правительства Приморского края, а также Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики за активный вклад в развитие и популяризацию региона.
Смотрите полную версию на сайте >>>