2 января. Политический год в Приморье подходит к концу, и настало время считать цыплят, собирать камни, сводить дебет с кредитом, расставлять точки над i и соединять дней связующую нить. События прошедших 12 месяцев значительно повлияли на расстановку сил в регионе и на общий фон. Впрочем, как говорил один шекспировский герой другому, "нет надобности в духах из могилы для истин вроде этой". Обратимся к экспертам, которые "обернут глаза зрачками в душу", в самую суть того, что происходило в Приморье, и выделят из новостной руды драгоценные материалы.
ИА PrimaMedia опросило ведущих приморских специалистов, какие события, на их взгляд, привлекли больше всего внимания, повлияв на политическую жизнь региона, и составило путем сложения экспертный топ. Отдельно были вынесены губернаторские выборы, которые попали в финальный список вне конкуренции и на безальтернативной основе. С них и начнем.
Интригу губернаторским выборам в Приморье создавал контекст — над ними тенью гамлетовского отца нависла скандальная кампания 2018 года, когда в сентябре из искры (фаворит Андрей Тарасенко не смог победить в первом туре) разжегся пожар (Тарасенко вроде бы одержал победу, но из-за многочисленных нарушений результаты второго тура пришлось отменять Центризбиркому). Тушить протестные настроения с Сахалина прибыл Олег Кожемяко, который титаническими ресурсами справился с задачей. Однако, по мнению экспертов, гештальт 2018 года оставался не закрытым и давал о себе знать, словно вывихнутый сустав. Ввернуть его на место можно было только убедительной повторной победой, что и было произведено с куда меньшими трудозатратами.
Олег Кожемяко. Фото: ИА PrimaMedia
Выборы не стали остросюжетными, зато обозначили либо подтвердили целый ряд политических обстоятельств. Парламентские партии (ЛДПР и СР) не решились выдвигать своих региональных лидеров, обойдясь скромными функционерами. Коммунисты же, как и пять лет назад, предпочли проигнорировать плебисцит, разыграв карту оскорбленной гордости (вариант "у нас отняли победу и поэтому мы не будем участвовать" 2018 года трансформировался в "у нас все равно отнимут победу и поэтому мы не будем участвовать" 2023-го). Региональных лидеров на выборы отправили только партии-спойлеры, что повлияло разве что на рост их политической монетизации.
Уличный протест в Приморье остался в баснях, былинах и древних преданиях, оппозиционные партии встроились в систему до степени смешения, а некогда главная оппозиционная сила в лице КПРФ после серии сокрушительных ударов, часть из которых нанесла себе сама, взяла за практику не отсвечивать.
Глава Приморья Олег Кожемяко удачно переизбрался на второй срок и набрал 72,7%, сохранив комфортный люфт для президентской кампании, где считается хорошим тоном, если результат главы государства с запасом превышает губернаторский. Тем дальневосточным главам, чьи цифры ушли за 82, придется потрудиться чуть более усердно.
"Прошедшие губернаторские выборы решали две задачи. Во-первых, необходимость залечить политические раны, которые остались у жителей Приморья после 2018 года, вернуть доверие к институту выборов. Высокий процент, который мы увидели у Кожемяко, решил эту задачу", — считает политолог Павел Наливайко.
Второй момент, по мнению эксперта, заключается в получении губернатором вотума доверия на предстоящие масштабные задачи в рамках программы ускоренного развития края до 2030 года, исполнения ряда инвестиционных проектов и мероприятий разворота российской экономики на Восток.
"В целом, губернаторские выборы — это важный этап для дальнейшего развития Приморского края. Полагаю, они поставили точку в вопросе недавнего статуса протестного региона на Дальнем Востоке. Это ушло в прошлое, и регион вернулся в системное русло", — отмечает Павел Наливайко.
Политконсультант Вячеслав Беляков обратил внимание на детали кампании — губернаторские выборы прошли в идеально управляемой среде, "без намёка на конкуренцию" и с заранее предопределённым результатом.
"Коммунисты отказались от выборов под надуманным предлогом, фактически поддержав Олега Кожемяко, остальные кандидаты тщательно подбирались внутриполом по принципу полного отсутствия ресурсов и амбиций для участия в кампании, — считает он.
По мнению эксперта, ситуацию определил 2018-й год и опасения, связанные с протестным голосованием, которые носили императивный характер, оставив легитимности — декларативный.
"Никаких неожиданностей быть не должно было. Их и не было. Статисты отработали свои номера, а губернатор победил в борьбе без борьбы, — говорит Вячеслав Беляков. — С одной стороны, это показало обществу и Москве, что Олег Николаевич может полностью контролировать политическую ситуацию в регионе. С другой стороны, стало сигналом, что в регионе как огня боятся конкурентной среды, а значит протест, хоть и не имеет выхода, но активно существует в повестке".
Старший преподаватель кафедры международных отношений ДВФУ, автор ТГ-канала "Дерзкий Владивосток" (18+) Марина Першина также выделила "тепличные условия" для инкумбента.
Эсэр Кирилл Рудюк и либерал-демократ Инна Кошелева довольны итогами выборов. Фото: ИА PrimaMedia
"Серьезной конкуренции ни одна политическая сила не представила, кандидаты были, по факту ноунеймами, а коммунисты и вовсе не стали выставлять своего претендента. Во-первых, некого, давайте называть вещи своими именами, а во-вторых, система любые риски купировала, поэтому и сошлись на том, видимо, что из коммунистов будет только Андони (Александр Андони, лидер местных "Коммунистов России" — прим. ред.), — считает эксперт. — Мог в значительной степени "взбодрить" политический ландшафт кандидат от Новых Людей Роза Чемерис, но не стали бирюзовые вписывать свое имя в "сценарий".
Главное изменение по сравнению с 2018 годом, по мнению Марины Першиной, — полная предсказуемость функционирования системы в ходе предвыборной кампании. Без вероятности "каких-либо" региональных черных лебедей, каковым в 2018 стал Андрей Ищенко. Для политадминистраторов это было главной задачей.
Политолог Ольга Кишаковская считает, что главный результат губернаторских выборов заключается "не в том, что Олег Кожемяко победил, а в том, что он не ушел".
"На фоне непрекращающихся с момента его появления в Приморье разговоров, что он может/хочет уйти, он остался еще на один срок губернатором", — подчеркивает эксперт.
Политобозреватель Андрей Калачинский, сетуя на декоративный характер плебисцита, считает лучшим решением в заданных условиях процедуру переназначения глав регионов.
Побочным итогом губернаторской кампании стала кадровая встряска правительства Приморья. Выборы — своеобразный номенклатурный чекпойнт. Новоизбранный глава должен отправить предыдущее правительство в отставку, чтобы набрать новое. К этому событию приурочиваются главные кадровые решения, залп которых мы наблюдали с сентября по ноябрь.
Особое внимание привлек к себе переход Антона Волошко с поста "политического" вице-губернатора в спикеры ЗС ПК. То есть от фигуры деятельной и непубличной в зеркальную ее противоположность. Действие растянулось на полгода и, несмотря на предсказуемый финал, следить за ним было любопытно, как за оркестром, который играет знакомый концерт –справляются ли музыканты с партитурой.
Антон Волошко, уже избранный председателем ЗС ПК. Фото: Пресс-служба ЗС ПК
Концерт, как и положено, состоял из нескольких частей.
Движение первое — летом депутаты ЗС ПК внезапно озаботились тем, что их коллега Дмитрий Назарец уже год как не появляется на работе. Последовали дисциплинарные меры — с депутата-прогульщика сняли полномочия. В парламенте появляется вакантное место.
Движение второе — Олег Кожемяко, переизбравшись, производит замену своего делегата в Совете Федерации и отправляет туда вместо эсэра Светланы Горячевой спикера парламента Александра Ролика. В парламенте освобождается место спикера и никто на него не претендует.
Движение третье — Антон Волошко беспроблемно побеждает на довыборах в ЗС ПК по округу Дмитрия Назарца и становится краевым депутатом.
Движение четвертое и окончательное — на ноябрьском заседании депутаты единогласно голосуют за безальтернативного кандидата в председатели ЗС ПК Антона Волошко.
"Событие значимое для структуры управления регионом, — считает Вячеслав Беляков. — Если назначение Александра Ролика в Совет Федерации больше похоже на почётную пенсию, то переход Волошко в ЗСПК — часть аппаратного усиления губернатора Приморья. Для Олега Кожемяко очевидна значимость контроля над Собранием, раз он отправил туда одного из самых доверенных своих бойцов".
"Его избрание в парламент и назначение на пост председателя были абсолютно контролируемыми процессами. Они сами по себе неинтересны, но при этом достаточно точно характеризуют состояние политического пространства в данный момент времени — оно стало значительно более управляемым", — считает Ольга Кишаковская.
Пока должность Антона Волошко в правительстве остается вакантной, рассредоточенной по треугольнику Александр Худоложный (назначен и.о. директора департамента внутренней политики), Диляра Маликова (руководитель аппарата губернатора и правительства) и Сергей Батаев (назначен ее заместиетелем). Вполне возможно, что стоит представлять себе не треугольник, а квадрат, потому что, по слухам, никто ответственности за результаты президентской кампании в Приморье с Антона Волошко не снимал.
Стоит отметить, что намного более существенно, чем предполагалось, изменился состав правительства, куда в сентябре-ноябре прибыл московско-сочинский десант чиновников. В ноябре губернатор Приморья назначил новым министром строительства региона Олега Гурьева, ранее руководившего АО "Моспромстрой".
Ранее пост зампреда по строительству и архитектуре заняла Ольга Иванникова, бывшая замминистром жилищной политики Московской области. Департамент архитектуры и развития возглавил Антон Глушков, ранее главный архитектор Сочи (он так же занял пост главного архитектора Приморского края, подвинув местного Александра Котлярова).
Таким образом, градостроительный блок краевого правительства практически полностью оставлен "земляками" и передан команде из центра. По словам Ольги Кишаковской, данная расстановка нацелена на реализацию преславутого мастер-плана Владивостока и других крупных приморских городов.
"В команду вошли представители федерального центра и крупного строительного бизнеса из Москвы, которым предстоит, как обозначается, внедрить кардинально иной подход к комплексному развитию территории, выработать новые правила. В числе первых публичных проявлений работы этой команды можно отметить инициативу забрать градостроительные и земельные полномочия от муниципалитетов агломерации на уровень края, то есть замкнуть на себя", — говорит эксперт.
Многие эксперты среди событий и трендов 2023 года выделили открытие границ с Китаем после трехлетнего перерыва на пандемию.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Приморье — одна из главных точек входа России в Поднебесную, поэтому нормализация грузовых и возобновление туристических потоков здесь приветствовались особо. Пресловутый курс на Восток добавил процессу общероссийской значимости. Правда, сам процесс оказался не быстрым.
Открываться страна начала с 3 января. Сначала были отменены ограничения на российско-китайских железнодорожных пунктах пропуска Гродеково—Суйфэньхэ, 8 января первая группа пассажиров из России въехала в Китай через автомобильный пункт пропуска Краскино-Хуньчунь. В тот же день возобновилось туристическое сообщение через автомобильный пункт пропуска Пограничный-Суйфеньхэ.
С февраля стартовал обратный турпоток — Китай возобновил организацию групповых туристических туров для граждан КНР в 20 стран, в том числе, в Россию. А после шаг за шагом ситуация пришла к норме. При этом в области торгового обмена, деловых переговоров и культурных связей произошел заметный всплеск.
За год Приморье посетили с рабочими визитами более 70 китайских делегаций, неоднократно КНР посещали представители приморского правительства, товарооборот увеличился на 35 процентов и достиг около 10 млрд долларов (по стране — 200 млрд).
"В этом году активно включился международный трек, мы видим активное присутствие губернатора в международной повестке, — говорит Павел Наливайко. — Если раньше это были протокольные мероприятия, то теперь это набор новых конкретных договоренностей с нашими партнерами, в первую очередь, из КНР. И это сказывается на социально-экономической ситуации".
Виктор Бурлаков подчеркивает, что трансграничная торговля с Китаем и туристический обмен между странами всегда составляли значительную часть экономики региона.
"Пандемия стала причиной кризиса в данной сфере. С восстановлением былых отношений можно ожидать повышение экономической активности", — считает эксперт.
Марина Першина выделила возобновление перелетов по ряду важных направлений (Харбин, Пекин).
Также приморские правительственные делегации посещали в этом году Белоруссию и КНДР.
Эксперты отметили аномально дождливый август в Приморье, который стал настоящим испытанием для региональных властей, что и проложило ему дорогу в политический топ. Новые удары стихии обрушивались на край, который не успевал перевести дух от предыдущих. В Приморье была объявлена ЧС федерального уровня. В то же время, впервые за долгое время были приняты системные решения.
В августе Уссурийск и его окрестности ушли под воду, многие дороги были смыты, дома — затоплены. Это было самое сильное наводнение за последние 10 лет.. Фото: ИА PrimaMedia
Как отметили ученые, на территорию Приморского края впервые в современной истории выпало несколько миллионов тонн воды, вплоть до того, что возникла проблема опреснения Амурского залива. Ущерб от тайфунов составил более 10 млрд рублей. В Уссурийске большая вода разрушила дамбу, в результате чего город фактически ушел под воду. Крупно пострадали десятки муниципалитетов и тысячи домохозяйств.
"Стихийное бедствие выявило серьёзную некомпетентность чиновников на некоторых территориях края, — отметил Вячеслав Беляков. — Разбираться с наводнением, практически в ручном режиме пришлось лично губернатору, что также говорит о слабости управленческих команд на территориях. И это один из серьезных факторов риска для руководителя региона".
Виктор Бурлаков считает разрушительные последствия августовской стихии событием из разряда "никогда такого не было и вот опять".
"В этом году стихийное бедствие особенно сильно ударило по экономике края. Из года в год события подобного рода высвечивают проблему системной неготовности региона к таким бедствиям", — отметил эксперт.
Стоит заметить, что именно в этом году появились и первые системные решения.
Во-первых, региональному правительству удалось пролоббировать внесение правок в закон о ЧС, которые позволяли бы муниципалитетам самостоятельно чистить русла рек и использовать донный грунт для предотвращения наводнений. Примечательно, что саму инициативу губернатор докладывал спикеру Госдумы РФ Вячеславу Володину еще задолго до сезона тайфунов, получив его одобрение, просто законодательная машина имеет свои скоростные ограничения. В конце декабря документ подписал президент Владимир Путин.
Кстати, новый закон позволит использовать донный грунт не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и для проведения профилактики подтоплений — укрепление дамб и отсыпку дорог.
"Для этого формируется парк спецтехники — экскаваторы, трейлеры, бульдозеры, самосвалы, которые и займутся расчисткой рек, ручьев не дожидаясь наводнений", — сообщил зампред правительства края Ленар Нуриев.
Во-вторых, на уровне края создается агентство по гидротехническим сооружениям, мелиорации и гидрологии. Предполагается, что оно начнет работу с 1 января будущего года. По словам Нуриева, специалисты агентства, в частности, будут координировать работу муниципалитетов по защите от наводнений.
Уже традиционно в политический топ входят аресты и задержания вип-чиновников, депутатов и муниципальных управленцев. 2023-й не стал исключением, а, наоборот, закрепил силовой трек в политике, который, по мнению экспертов, уже приводит к смене элит.
Сперва о завершившихся историях.
Утверждены приговоры экс-мэру Владивостока Олегу Гуменюку и бывшему депутату ЗС ПК Артему Самсонову.