30 декабря 2023. Глава Владивостока Константин Шестаков в преддверии Нового года встретился с редакцией ИА PrimaMedia. Чаще всего, говоря о своей работе, мэр упоминал "возможности" и "быстрые победы". Поговорили о комплексном развитии, перспективах реализации мастер-плана, подвели итоги 2023 года, заглянули в 2024-й. Что ждет город — об этом далее.
— Ваш топ событий года, которые повлияли на развитие Владивостока.
— Мастер-план, молодежная столица и программа модернизации сетей — это мой личный топ-3.
По значимости в нем на первое место я бы поставил мастер-план, потому что дает действительно серьезные перспективы и, главное, инструменты для их достижения. Второе — это молодежная столица. Когда видишь результаты, испытываешь чувство гордости за дальневосточников. В значимые для нас, для города, для дальневосточников минуты мы имеем силы объединиться и показать хороший результат. Ну и, наверное, работа с сетями, она принесла положительные результаты, причем серьезные. На протяжении многих десятков лет ничего подобного в городе Владивостоке не происходило с точки зрения созидания.
— Давайте теперь в деталях. Голосование за молодежную столицу превратилось в остросюжетный триллер. Но что это звание реально дает? Это же, наверное, не только про грамоты и сладкие призы?
— Это не кубок и похлопывание по плечу. Это возможность. По большому счету, если говорить о мастер-плане, то это ровно аналогичный подход. И значимость здесь стоит оценивать именно в возможностях. А они самые разные: возможности Росмолодежи, федерального правительства, Москвы. Это возможности для молодежи всего Дальнего Востока. Мы принципиально будем закладывать смыслы и мероприятия не только про Владивосток. Раз уж, благодаря оргкомитету, нам так выпало, мы хотим стать восточной столицей.
Нам было очень важно увидеть эти возможности, а они — в конкретном финансировании. Сейчас бессмысленно говорить об объеме по одной простой причине — мы вначале должны подбить сметы реальных мероприятий. Это федеральный День молодежи, дальневосточный выпускной, событийные мероприятия в области спорта. Для нас сильной стороной являются пляжные виды спорта будущим летом. На пляжном волейболе точно зацикливаться не стоит, хотя и в этом мы сильны. Можно будет говорить и о серфинге, о сапсерфинге. Кстати, и об интеллектуальных играх. Вспомните, как мы замечательно провели международные соревнования по го. На мой взгляд, они оставили очень хороший отклик в сердцах.
Нам нужно показать, что Владивосток — это крутое место. Мы точно можем проводить интересные, разноплановые мероприятия для ребят, которые живут на Дальнем Востоке. Это фактическое ощущение, что мир яркий, он действительно крутится вокруг молодежи, и для этого нет необходимости приезжать в Москву, Казань или Санкт-Петербург. Все происходит прямо здесь. Топовые спикеры — здесь. Классные спортсмены с мастер-классами, на которые хочется пойти, — они приехали к тебе. Звезды, которые будут выступать на площади твоего города, — тоже такой приятный бонус.
Константин Шестаков в гостях редакции. Фото: ИА PrimaMedia
— Мероприятия — это круто. Что останется Владивостоку после их проведения?
— Давайте увидим сначала смету. Но логика такая. Понятно, что сейчас на той же Шаморе соревнования провести невозможно. Мне бы хотелось, чтобы на пляжах появилась инфраструктура, которая позволит провести соревнования международного уровня. Инфраструктура, которая будет создана в муниципалитете, останется для нас, для ребят, навсегда.
— Перейдем к мастер-плану. Это такая глобальная вещь на годы вперед. Но хотелось бы предметно: что уже просчитано, какие конкретные проекты, которые будут реализованы в обозримой перспективе — год-два. Кстати, и по поводу ВКАД — он все или нет?
— ВКАД — это как раз не про быстрые победы. Мастер-план дает возможность не только сформулировать мечту жителей города Владивостока, основываясь на социологических исследованиях, опросе жителей, предпринимателей и депутатов. Но следующий-то шаг — это формирование плана социально-экономического развития. В этом ключевая логика. И сформировав этот проект плана — сам он будет рассматриваться, я предполагаю, сразу после новогодних праздников на уровне правительства РФ, — мы составили перечень быстрых побед. Это то, что мы сможем реализовать за 2024 год.
На уровень региона поступили средства — порядка 7 млрд рублей. Из них 4,3 млрд закреплены за нашим муниципалитетом. Это 24 мероприятия по разным направлениям. Сети занимают серьезную часть этой суммы. Причем сети не только в формате замещения изношенной и морально устаревшей инфраструктуры. В следующем году планируем сместить акценты на перспективу и развитие — это дополнительные мощности, на основе которых можно реализовывать, в том числе инвестиционные проекты, делать более качественные и устойчивые поставки электроэнергии до конечного потребителя.
Поэтому мы приняли решение реализовать несколько значимых проектов в области сетевого хозяйства. Второе — это дороги. Третье — это благоустройство, четвертое — это транспорт. Пятое — это социалка. Я расскажу коротко о некоторых проектах. Наверное, если я буду называть участки сетей, никому это в целом будет не любопытно.
Например, если мы говорим об образовании, у нас есть детский сад на Постышева — это там, где Нескучная аллея. Мы этот сад приобрели — он был достаточно старый, прямо откровенно уставший. Приняли решение его капитально отремонтировать и сделать на его основе современный детский сад. Это задача на следующий год.
Наверняка вы помните, и жители города Владивостока говорили о том, где же социальная инфраструктура? Мы развиваемся, и нам такая инфраструктура нужна. У нас есть лицей "Буревестник", который был закрыт назад по предписанию Роспотребнадзора. Мы провели капитальный ремонт в части нескольких корпусов. А сейчас с использованием казначейского кредита проведем капитальный ремонт учебного корпуса, который в будущем году должен открыть свои двери для ребят Садгорода.
Ну а дальше пошли, условно по дорогам. Пойдем с севера на юг. Перекресток Проспекта 100-летия и Русской нужно приводить в порядок. Примыкания Адмирала Горшкова к объездной — тоже нужно: там сейчас одна полоса идет в сторону самой развязки, а мы понимаем, что нужно две, как минимум.
Дорожная инфраструктура Патрокла — нужно делать, говорили уже об этом не раз. Слава богу, в этом году мы завершили там значимые работы по прокладке основных магистральных сетей. Теперь есть необходимость заасфальтировать все внутриквартальные дороги. Движемся дальше — Зеленый угол. Понятно, что встать там в пробку в сторону Котельникова — тяжелое испытание. Нам надо дать возможность ребятам с Зеленого бульвара, из Восточного луча воспользоваться возможностью выехать либо в сторону Седанки, либо в сторону острова Русский, либо на Катерную. Это тоже заложено в специальный казначейский кредит, и это мероприятие будущего года.
Ну и объекты благоустройства. Это набережная Спортивной гавани от той части, которую мы реконструировали после капитального ремонта магистральной сети, в сторону Пограничной или "Арбата".
На Русском есть инфраструктура ДВФУ, ребята уже установили пункты проката велосипедов. Покататься по территории можно. Мы параллельно создали муниципальный пляж и часть велосипедных дорожек — там до полутора километров. Но вот от ДВФУ до Ахлестышева доехать спокойно невозможно. Мы приняли решение о том, свяжем ДВФУ и пляж на Ахлестышева велодорожками.
Это ключевые проекты на следующий год. И это только первые этапы значимых решений, которые заложены в мастер-план. Логика такая. Конечно, 4,5 млрд — это такой серьезный вызов. Давайте посмотрим, как сможем отработать.
— Вы упомянули, что программа модернизации коммунальных сетей отдельным пунктом вошла в мастер-план. Ваш тезис "рыл, рою и буду рыть" — достаточно смелый. Горожане испытывают неудобства и проконтролировать такой объем работ достаточно сложно. Поэтому, надо отдать должное, это нужный и смелый шаг. Но если говорить языком цифр, — коллеги на это обратили внимание, — то получается такая картинка: при нынешних темпах ремонта по 20 км в год, а всего нужно 400 км, будем рыть еще 19 лет и потом начнем сначала. Так или где-то ошиблись и действует другая логика?
— Не нужно 400. Это 400 у нас есть.
— 400 км, которые нужно модернизировать?
— У нас есть 480 км в трудном исполнении. Но мы понимаем, что не все эти сети были созданы 40-60 лет тому назад. Есть техсоединения и сети, которые являются достаточно современными, и какое-то время назад там проводились ремонты. Поэтому нет необходимости 400 км за какой-то короткий промежуток времени приводить в порядок.
У нас есть рекомендация со стороны Минстроя РФ, что при износе 80%, о котором мы говорим, необходимо в год 4-5% от общего количества тепловых сетей приводить в порядок. Это по 20 км. Наша основная задача — привлечь дополнительные средства, чтобы мы последовательно, год за годом приводили ежегодно в порядок по 5% от общего количества.
Если бы я хотел переехать из нашего родного города, наверное, я бы занялся чем-то совершенно другим. Купил бы дополнительные единицы общественного транспорта или создал пару дополнительных парков. Это было бы воспринято совершенно по-другому. Но я точно понимаю, что я здесь навсегда. Здесь мои дети и мои родители. Я искренне хочу сделать акцент на том, что важно.
А в городе, помимо значимых благоустроительных работ, важно жизнеобеспечение. Сейчас мы понимаем, что основные проблемы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, например, по тепловым сетям — корень проблем заложен, в том числе в имуществе управляющих компаний. Мы же видим порывы. Со своими мы справляемся. Да, их огромное количество. Но если в 2021-2022 году зимой их было по 14 в день, то сейчас в среднем девять. Я не готов говорить о динамике, я в этом плане человек достаточно суеверный. Но цифры такие. На тех территориях, где мы провели ремонт, проблема исчезла.
Все, это современная инфраструктура даст нам возможность условно 20-30 лет, в зависимости от качества этого материала, не задумываться на эту тему. Там, где эти 20 км в этом году заменили, мы не будем переживать, как начинать и проходить отопительный период.
Сейчас будем смотреть, на какой точке у нас было больше всего аварий, и ставить этот участок в приоритет. Например, в этом году нашли узкое место — несколько улиц в Первомайском районе.
Кто бы ни был главой, если он заинтересован в том, чтобы город жил своей обыденной, спокойной жизнью, то вкладываться в сети нужно обязательно.
Все время существования муниципалитета придется ими заниматься — обновлять, прокладывать новые. Работа сетевым хозяйством должна проходить в городе всегда. Только мы уже понимаем, что в тех точках, в которых мы уже успели пройти, у нас есть запас, условно в 30 лет.
— Уточню. Вот в таком интенсивном формате сколько лет нужно рыть?
— Как минимум на срок нашей работы (срок полномочий — ред.) такой интенсивной работой мы точно обеспечены. Единственное, что нужно — кроме нашего желания менять сетевое хозяйство к лучшему, — это достаточный объем бюджета. А это, в том числе, критерий эффективности нашего управления.
Кстати, если говорить о достижениях, было бы объективно отметить, что Владивосток в этом году обеспечен беспрецедентно значимым объемом бюджета. Если мы начинали с 19 млрд, когда пришли, то сейчас это 32 миллиарда. Это серьезный шаг вперед. Но мы понимаем, что нам еще нужно крепко добрать для того, чтобы иметь возможность по-настоящему менять город к лучшему, а не только работать с текущими проблемами иметь.
— Сколько для этого нужно добрать?
— Будем считать, что дополнительные 4 млрд, о которых мы говорим, это как раз тот бюджет развития, который необходим в моменте.
— Что принес этот год в развитие инициативы расширения Владивостока в сторону Надеждинского района и, в частности, создания города-спутника?
— Мы включили в мастер-план территорию, на которой предполагается его создание. Безусловно, это часть Владивостокской агломерации. Поэтому если говорить о развитии этой, условно, северной территории агломерации, то все шаги уже сделаны. Плюс мы взяли две дополнительные территории. Например, это микрорайон Уссурийский — в районе Горностая, фактически побережье Уссурийского залива. Там территории для комплексной застройки хватит на трех-пяти крупных федеральных застройщиков, чтобы создавать инфраструктуру, которая необходима для современного мегаполиса.
— Дума Владивостока в этом году приняла решение о включении части поселений Надеждинского района в границы города. Но потом будто поставили все на паузу. На какой стадии сейчас этот вопрос?
— Уверен, что проект по формированию большой комплексной застройки на этой территории на паузу точно не поставлен. Есть ли необходимость юридически передавать эту территорию Владивостоку? Не знаю. Мы высказали свое мнение, в том числе депутаты Думы города Владивостока.
Но я глубоко убежден, что от подобного шага все только выиграют. Объясню почему. Как минимум у города Владивостока уже сформирована управленческая структура, в том числе инфраструктура оперативного реагирования, которая бы помогла этой территории развиваться. Это МУП "Содержание городских территорий", МУП "ВПОПАТ" с инфраструктурой общественного транспорта, это МУП "ВПЭС", который обладает своими мощностями по поддержке и развитию электросетевого хозяйства. Это те инструменты, которые можно использовать прямо сейчас. Нужно только прописать инвестиционную программу, добавить средства для санитарного содержания дорог, ямочного ремонта или строительства тех дорог, которые должны появиться в рамках этой территории. Не нужно обращаться к сторонним организациям и что-то придумывать.
То есть то, чего на сегодняшний день нет в структуре администрации Надеждинского района, фактически есть здесь (во Владивостоке — ред.). Это я говорю исключительно о тех условно быстрых победах, которые можно обеспечить. Все остальные решения должен принять житель или депутаты (Надеждинского района — ред.).
— Константин Владимирович, вы говорили, что есть планы на 2024 год по развитию транспортной инфраструктуры. Горожане сталкиваются с неудобным расписанием электричек с точки зрения начала и окончания рабочего дня. Есть возможность это как-то синхронизировать?
— Давайте вернемся к мастер-плану. Он предусматривает реализацию большого проекта по созданию наземного метро, городской электрички и легкого метро — кому какой термин из этих трех ближе.
При правительстве Приморского края создана рабочая группа вместе с коллегами из РЖД. Руководитель РЖД дал поручение отработать этот проект для того, чтобы и усилить движение поездов, и привязать их, как минимум, к основным периодам дневной и вечерней миграции. В этом как раз логика, чтобы и количество вагонов было соразмерно объему пассажиропотока. Все эти шаги должны быть продуманы. Если мы реализуем проект наземного метро, он не будет совпадать с периодом миграции в утренние и вечерние часы, то в этом нет никакого смысла.
— А перехватывающие парковки планируется организовать? Потому что без них невозможно горожан простимулировать пересаживаться на общественный транспорт.
— Да, парковки точно будут. В этом году это Корабельная набережная и станция Вторая речка. А дальше нужно будет вокруг каждой из площадок искать дополнительные земельные участки. Где-то я вижу такую возможность, где-то — нет. Но уже сейчас поехали смотреть участки вокруг станции Седанка по запросам жителей. Это одна из наиболее востребованных станций, где удобно было поставить свой автомобиль для того, чтобы пересесть на поезд, если ты живешь где-то за городом. Плюс Садгород. Но на территории Садгорода сложнее найти такую площадку.
На Корабельной набережной место уже есть. Там раньше стояла муниципальная техника. Ее мы переставили на Кунгасный, а эту территорию предоставим для жителей города Владивостока, чтобы они могли оставлять свои личные автомобили.
— Перехватывающие парковки будут бесплатные или платные?
— Хороший вопрос. Скорее всего, платные. Нет смысла в бесплатном парковочном пространстве. Иначе это превратится в вечную парковку, например, для ребят, которые торгуют автомобилями, и невозможно будет с ними бороться. Когда это платно, то есть сдерживающий фактор.
— В продолжение вопроса про транспорт. Постепенно все, наверное, позитивно оценят те же платные парковки. Но в то же самое время есть 3-летние контракты на общественный транспорт. Будет ли система общественного транспорта тоже более динамичной и подстраиваться под изменения, которые подтолкнут нас пересаживаться на общественный транспорт: новые маршруты, корректировка старых?
— 170 новых автобусов, средняя стоимость которых 10-12 млн каждый, которые приобрели коммерческие предприятия, невозможно было приобрести при прежней парадигме однолетних контрактов. Каждое предприятие вложило достаточно большие личные средства, чтобы у нас появились автобусы 2022 и 2023 года выпуска.
Мы показываем 3-летний контракт, мы показываем динамику, в том числе по движению в сторону экономически обоснованного тарифа по оплате. Соответственно, сами предприятия имеют возможность заключения лизинговых контрактов на приобретение этой техники. В городе видим новый транспорт. В первый год мы общими усилиями закупили 100 единиц. Вот в текущем году мы купили 78 единиц. Мы — это и муниципалитет, и коммерческие предприятия. Двигаемся вперед.
Безусловно, менять эти правила было бы нечестным по отношению к бизнесу, который всерьез вложился. Иначе бы нам больше никто не поверил.
Вторая часть. Безусловно, должны быть новые маршруты. Здесь нет вопросов. Но что-то мне подсказывает, что если это будут маршруты большой протяженности, не многие коммерческие предприятия решатся заходить на эти лоты. Соответственно, у муниципалитета к моменту принятия решения должно быть достаточное количество собственной техники, чтобы подхватить этот лот. Ставить новые лоты и реализовывать новые маршруты, безусловно, будем. Единственное, о чем хочу напомнить, а именно должны пересекаться с уже существующими, должны быть отдельные альтернативные направления.
— Вопрос от жителей Патрокла. Наблюдали за открытием полицейского участка в Снеговой Пади. Когда появится на Патрокле? И по другим анонсированным объектам хотелось бы понимать сроки — поликлиника, ФОК.
— По поликлинике не наши полномочия, мы уже подключимся на этапе реализации, но в планах правительства Приморского края этот вопрос есть. По поводу ФОКа — у нас будет большая спортивная площадка при школе, там будет также бассейн. И во второй половине дня он будет выполнять функции спортивного объекта микрорайона.
— А школа-то будет?
— Безусловно, двери школы должны быть открыты уже в сентябре будущего года. А стройка должна завершиться заблаговременно, чтобы мы спокойно прошли лицензирование.
Наша команда делает все для того, чтобы эта школа была построена. Но я вижу проблемы у большинства застройщиков, которые возводят даже коммерческие объекты. И здесь абсолютно аналогичная ситуация. Где найти трудовые ресурсы, которые были бы достаточны для огромнейшей стройки? Их не хватает в городе.
Искренне считаю, что есть эффект от мер, которые мы предпринимаем по отношению к подрядчику — штрафы, наше волевое отношение по многим позициям. Ребята будут ускоряться, чтобы открыть двери в сентябре. Если бы стоял сам с мастерком, я бы уже говорил о каких-то обещаниях. Здесь немножко другая ситуация. Моя задача — контролировать максимально жестко со штрафами, чтобы простимулировать.
По поводу полицейского участка. Попробовали в Снеговой Пади — у нас получилось. Сейчас пойдем в два микрорайона — это Патрокл и Зеленый угол. Оценим по количеству проживающих жителей — здесь чаша весов, скорее, на стороне Патрокла. Рассмотрим возможность поскорее открыть опорный пункт именно на этой территории.
— Есть еще вопрос по застройке микрорайонов. Комплексное развитие подразумевает одновременное развитие инфраструктуры со стройкой. У нас же сначала дома в чистом поле, а потом все остальное. В итоге ни садов, ни школ. А если появляются, то возникают другие проблемы: например, мест не хватает.
— Я не могу с вами согласиться. У каждой территории, которые мы обсуждали (Патрокл, Зеленый угол, Снеговая Падь) есть документация по планировке территории, которая формирует коридоры для сетей, дороги, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.
То, о чем вы говорите, мы к этому идем. За 2,5 года мы построили восемь детских садов. Почему кто-то 10 лет тому назад об этом не позаботился? Я не знаю, наша команда тогда не работала. Я за других отвечать не могу. Но я могу сказать, что мы делаем. Восемь детских садов мы построили. Две школы мы начали строить прямо сейчас. Это в рамках этих двух лет. Покажите мне хотя бы примерно аналогичную команду, которая попробует делать то же самое.
— И к новогодним вопросам. Почему в этом году не готовили к Новому году набережную Спортивной гавани? Новогоднее настроение будет только на центральной площади?
— Не только на центральной площади. По городу мы подготовили семь площадок: Попова, Русский, Трудовое, Вторая речка. Все традиционные локации мы привели в порядок. Безусловно, основной акцент сделали на этой площади по одной простой причине: муниципальные средства под реализацию этого проекта мы не закладывали. Это внебюджет. Компании, кто видит возможным и необходимым поддержать Владивосток в рамках празднования Нового года, помогли нам реализовать этот проект. Поэтому мы, дабы не размазывать все тонким слоем по всему городу, сконцентрировались на центральной площади.
— Успеют вовремя все установить?
— Успеют.
— Кто в этом году выступил спонсором Нового года, и во сколько обошлась подготовка?
— Мы всех разместим на стендах, можно будет увидеть. Это пять или шесть компаний. Ввиду того, что они реализуют это самостоятельно, сами определяют (объемы финансирования — ред.). В этом прелесть. Мне как бы нет необходимости уточнять, стоит это 2 рубля или 20.