Значительное количество лифтов во Владивостоке отработало нормативный срок службы

Плановая замена не поспевает за фактическими потребностями
Лифт не работает
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

12 января. Основной проблемой в области лифтового хозяйства во Владивостоке является значительное количество подъемников, отработавших свой нормативный срок службы. После технического переосвидетельствования лифт эксплуатируется дальше. Потом еще и еще, пока не начинает серьезно "шалить", как, к примеру, на Нейбута, где на днях чуть не погибла собака, а ранее лифт пролетел вниз 3 этажа, заставив изрядно понервничать пассажиров. Об изношенности лифтового парка и о том, почему выходят из строя новые подъемники, читайте в материале ИА PrimaMedia.

Социальные сети облетело видео с камер наблюдения в подъезде дома по улице Нейбута, 34. Дом 1987 года постройки, лифт работает с того же времени. Двери то открываются, то закрываются — причем это зависит не от выбора пассажира, как говорят местные жители, а хаотично. Один из таких моментов и запечатлен на кадрах. Женщина с собакой на поводке заходит в лифт. Сначала двери закрываются, потом произвольно открываются. Пока женщина жмет на кнопки, пытаясь закрыть двери, животное успевает выскочить обратно в подъезд. В этот момент двери закрываются и лифт начинает движение вверх, утягивая за собой поводок питомца. Ситуация страшная, и если бы не мгновенная реакция матери двоих детей, отцепившей собаку от поводка, то гибели домашнего животного вряд ли удалось избежать. Вину с владелицы собаки никто не снимает, но ведь и с жильцами происходит так же — то дверями прижмет человека, то они застревают по 10 раз на дню и приходится их закрывать вручную. В обслуживающей организации не видят технических проблем с механизмом и считают, что его можно эксплуатировать, несмотря на возникающие проблемы и истекший еще 10 лет назад нормативный срок службы.

"Лифты в городе — просто жесть, это факт. Очень хочется, чтобы чиновники на таких "погоняли", позастревали в них и прочувствовали все радости жизни. Может тогда что-то меняться будет", — пишут в комментариях жители многоквартирных домов Владивостока. А тех, кто умничает и советует ходить пешком, просят подумать о пожилых людях, молодых мамочках с колясками и маломобильных гражданах, которые живут на верхних этажах.

Менять (,) нельзя (,) простаивать

За последние пять лет в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с лифтами. По данным Национального лифтового союза, в них погибло 129 человек. Чтобы справиться с этой проблемой, с 1 марта прошлого года правительство РФ вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью использования и содержанием опасных технических зданий и сооружений, включая лифты и подъемные платформы для инвалидов.

"Основной проблемой в области лифтового хозяйства в городе Владивостоке и в Приморском крае является значительное количество лифтов, отработавших нормативный срок службы", — говорится в документе за подписью руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора Александра Панова.

Однако получить данные по Приморскому краю и Владивостоку от этого ведомства не удалось, потому как "информация из Реестра лифтового оборудования является ведомственной". Следовательно, никакой статистики по лифтам, установленных в жилых домах, в образовательных учреждениях, заводах и коммерческих структурах. А также игнорирование вопросов про то, в скольких лифтах в Приморье срок службы превышает норматив и как много подъемников остановлены по причине превышения срока службы.


Шахта лифта. Фото: Изображение от rawpixel.com на Freepik

Ссылаясь на технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов", Ростехнадзор пояснил, что назначенный срок службы лифтов устанавливается равным 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем аккредитованной организацией проводится обследование и оформляется заключение, где обозначены условия и возможный срок продления использования лифта; рекомендации по модернизации или замене устройства.

Генеральный директор ассоциации "Российское лифтовое объединение" Петр Харламов ранее пояснил ТАСС, что отслужившее свой срок устройство Ростехнадзор как государственный надзорный орган должен останавливать, но ведомство это не делает, потому как это вызовет социальное напряжение.

Вот и Александр Панов такое тяжелое решение перекладывает на плечи управляющих компаний и ТСЖ: "Решение о выводе лифта из эксплуатации принимается эксплуатирующей организацией".

По факту чаще всего УК тоже боится социального напряжения среди жильцов. Проблем и так хватает, а тут еще и лифт если остановить… Не знаешь, как лучше поступить в подобных ситуациях. Пытаются подремонтировать своими силами, но лифт все равно скрежещет при движении, двери еле открываются, а кабина каждый день останавливается по непонятным причинам.

Дожить до капремонта

Замена лифтов в домах в настоящее время относится к видам капитального ремонта, которые оплачиваются за счет взносов собственников жилья в многоквартирных домах. И если очередь на замену лифта из домов, вносящих средства в Фонд капремонта Приморского края хоть медленно, но движется, а вот тем, кто решил копить средства на спецсчете дома, приходится сложнее. Как рассказал генеральный директор одной из УК, работающей на местном рынке, накопить на ремонт лифта им практически невозможно — в лучшем случае, при отсутствии задолженностей, на это потребуется более пяти лет. А ведь есть еще и крыши, стены и прочее.

Как рассказали в администрации Владивостока, программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, подлежит ежегодной актуализации. Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иным специализированные потребительские кооперативы проводят мониторинг технического состояния многоквартирных домов. Реестр актов осмотра в срок до 10 марта направляется в адрес регионального оператора, вместе с предложениями администрации Владивостока о переносе сроков капитального ремонта.

"Согласно актам сезонного осмотра, в настоящее время требуется капитальный ремонт лифтового оборудования и замена лифтов в 164 многоквартирных домах города Владивостока", — уточнил заместитель главы администрации Константин Стоценко.

Всего же в рамках капремонта по всему Приморью с 2015 по 2023 годы было заменено 1200 лифтов (в 2015 году — 57, в 2016 — 104, в 2017 — 147, в 2018 — 180, в 2019 — 47, в 2020 — 70, в 2021 — 286, в 2022 — 293 и в 2023 году –16).

Кроме того известно, что в период с 2005 по 2014 годы во Владивостоке было заменено 225 лифтов — в рамках исполнения решений судов, возлагавших обязанность по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирных домов на администрацию города.

"В 2021 и 2022 годах по инициативе губернатора в Приморском крае реализовалась программа ускоренной замены лифтов, благодаря чему в каждый из указанных годов дополнительно в краткосрочные планы были включены 250 лифтов, — дополнили в Фонде капитального ремонта. — Устанавливаем либо отечественное лифтовое оборудование, произведенное Щербинским лифтостроительным заводом, заводом Сиблифт, ООО "Нижегородлифтмаш", либо оборудование из Республики Беларусь.

Согласно предоставленным сведениям, в 2024 году планируется установить 108 лифтов (цифры, как видим, значительно отличаются от потребностей). План на 2025 год будет утвержден только после актуализации программы в июле 2024 года. Предварительно, на период 2026-2028 годы запланирована замена лифтов в 26 многоквартирных домах, количество лифтов и годы замены не утверждены.

И новые лифты тоже ломаются

За прошлый год в Ростехнадзор поступило 25 жалоб на работу лифтов в Приморском крае, 11 из них были перенаправлены государственной жилищной инспекции Приморского края, потому как "решение вопросов в части ненадлежащего содержания общедомового имущества многоквартирного дома относится к их компетенции".

Что интересно, жаловались граждане не только на старые лифты, но и на относительно новые — в новостройках, а также на установленные в рамках капремонта.

Фонд капремонта утверждает, что устанавливаемое оборудование соответствует всем строительным нормативам и требованиям безопасности, а также требованиям технического регламента Таможенного союза. И признается, что после сдачи лифтов в эксплуатацию их структура не отслеживает их работу, так как обслуживанием занимаются лицензированные обслуживающие организации, привлекаемые управляющими компаниями. А в самом Фонде нет ни полномочий, ни специалистов по обслуживанию лифтов.

"Даже если в вашем доме меняли лифт и действует гарантийный срок, обращаться в Фонд капремонта не нужно, потому что наши представители даже не смогут осмотреть оборудование, размещенное в лифтовой, так как не имеют к нему доступ, — сказал представитель Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края. –В случае поломки лифта жителям необходимо обращаться в свою УК и обслуживающую лифт организацию, информация о которой в обязательном порядке размещается в кабине лифта и на информационном стенде в подъезде дома".

Также Фонд капремонта не ведет статистику гарантийных случаев.

"Гарантия на лифтовое оборудование составляет 5 лет. Случаи поломки отдельных компонентов есть, в основном это касается электронных плат. По гарантии платы меняются на новые заводом-изготовителем. Нередко обслуживающие организации решают данный вопрос напрямую с подрядчиком, минуя нас, как регионального оператора", — подчеркнули в Фонде.


Лифт. Фото: Изображение от Freepik

По мнению ряда технических специалистов, в Приморье существует проблема с кадрами, а именно с электронщиками, способными правильно и качественно ремонтировать новые лифты. "Старая гвардия" работала со старыми механическими лифтами, а электроника — это другой уровень, тут уже просто отверткой не обойдешься. На местном сайте объявлений есть сразу несколько вакансий лифтовых электромехаников. Зарплату обещают от 50-100 тысяч рублей. Удивительно, что для такой специальности "образование не принципиально", нужны лишь "минимальные знания электрики". А если и нужно образование, то есть компании, готовые обучить по специальности "Электромеханик по лифтам" дистанционно и выдать официальное удостоверение установленного образца за 24 часа. Как-то так!

"Гораздо чаще лифтовое оборудование выходит по причинам, которые не являются гарантийными случаями. В первую очередь, это акты вандализма, от которых страдают не электронные компоненты, а кабины. Особенно много таких случаев было в 2015-2017 годах, когда производилась замена лифтов в так называемых "гостинках". Также лифтовое оборудование может выйти из строя по причине ненадлежащей эксплуатации лифта, протечек кровли многоквартирного дома", — подытожили в Фонде капремонта.

Так что это как с мусором, про который говорят: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят". Другими словами, начинать нужно с себя, прививая хорошие манеры и правила поведения в лифте своим детям и показывая пример соседям. Ну и действовать совместно с управляющей компанией, которая должна обеспечить сохранность лифта подвластными ей методами — починить крышу над подъемником, вывесить инструкции по пользованию, провести беседу с уборщицами, чтобы грязь не сметалась в междверное пространство, затрудняя их открытие. Ну и, конечно, найти хорошую компанию по обслуживанию лифта, в штате которой есть достаточное количество профессионалов, а не просто людей с минимальными знаниями электрики.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость