Тоннель имени тов. Сталина. Фото: пресс-служба администрации города Владивостока
Изначально тоннель строился для маскировки и переброски бронепоездов и тяжелых артиллерийских установок в бухту Улисс в случае нападения противника. Начиная с 1951 года по нему начали курсировать составы с грузами с причалов портов, расположенных на Мысе Чуркина, а после электрификации участка в 1960-х годах открылось пригородное пассажирское сообщение.
В 2016-2019 годах состоялась реконструкция объекта, во время которой была восстановлена историческая надпись "Тоннель имени тов. Сталина". Сегодня тоннель имеет статус стратегического объекта, а также памятника истории и архитектуры краевого значения. В общем, перед нами еще один пример того, как планы далеких лет находят свое воплощение в настоящем.
Завод-памятник
Точной датой основания Дальзавода считается 14 (26) октября 1887 года. В 1891 году на заводе был собран первый плавучий док. В том же году во время визита во Владивосток цесаревича Николая в его присутствии состоялась закладка сухого дока в Минном овраге. Престолонаследник сам вывез первую тачку с грунтом и после освящения собственноручно опустил закладную доску и залил ее цементом. 7 октября 1897 года состоялось торжественное открытие сухого дока во Владивостоке, названного именем цесаревича Николая. Первым в него вошел первый российский океанский броненосный крейсер 1-го ранга "Дмитрий Донской". Док существует до сих пор и известен как "сухой док № 3".
Дальзавод. Фото: ИА PrimaMedia
В 1920 году на Дальзаводе в практику судоремонта была впервые внедрена электросварка, и в 1930 году там было построено первое в стране цельносварное судно. С 1931 года завод начал строить и достраивать корабли и подводные лодки для Тихоокеанского флота. Во время войны на заводе было также освоено производство боеприпасов и оружия.
Сегодня Дальзавод представляет собой конгломерат производственных мощностей и общественно-рекреационных пространств. На его территории находится набережная Цесаревича — одно из излюбленных мест отдыха горожан, где проводятся общегородские праздники.
Отсюда начинается Россия
Во время визита Цесаревича во Владивосток в мае 1891 года произошло еще одно важное событие, а именно: 19-го числа наследник престола Николай II заложил первый камень под будущий вокзал около Владивостока. Цесаревич возглавил комитет по строительству магистрали, и грандиозная работа закипела. В 1903 году основная часть дороги была завершена, было открыт регулярный маршрут между Санкт-Петербургом и Владивостоком. По окончанию строительства Транссиба в 1916 году его длина составляла 8,3 тысячи км (сегодня называется и другая цифра — 9 288 км).
Транссибирская магистраль стала величайшим транспортным проектом императорской России. Темпы строительства поражают — в 1890-е годы строители сдавали почти по 650 км в год (около 7 тысяч км за 12 лет). Примечательно, что путь был построен исключительно за счет государственной казны, чтобы избежать усиления влияния иностранных инвесторов.
Транссиб — устремляясь в будущее, помним о прошлом. Фото: ИА PrimaMedia
Сегодня Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию. Наличие магистрали имеет огромное социально-экономическое значение для современной России.
Принято считать, что Владивосток является конечным пунктом Транссиба. Но с исторической точки зрения это не совсем так. Все-таки закладка магистрали произошла в городе нашенском. Не будем забывать об этом!
Приморский Колизей
Всякий, проезжающий на автомобиле через село Раздольное, не может на обратить внимание на ряд старинных зданий из красного кирпича, которые, увы, постепенно приходят в упадок. Когда-то здесь был военным городок, но с его расформированием "царские казармы", как их еще называют в народе, разрушаются.
А между тем даже эти руины имеют большое историческое значение. Строительство комплекса казарменных зданий исходит к 1898 году, когда военному инженеру и архитектору Вацлаву Игнатьевичу Жигалковскому, поляку по национальности и католику по вероисповеданию, поручили возглавить строительство казарм для размещения квартировавших нескольких военных частей, в том числе и Приморского драгунского полка. Наверное, поэтому здания казарм имеют некую готическую форму, что придает им особую внушительность и благородство.
Одна из заброшенных казарм в Раздольном. Фото: ИА PrimaMedia
Интересный факт, в одной из казарм жил будущий маршал СССР Семен Михайлович Буденный, участник Русско-японской войны, служивший в 46-м казацком полку, который охранял коммуникации русской армии в Манчжурии от хунхузов. После войны Буденный оказался в драгунском полку, расквартированном в Раздольном, где прослужил до 1913 года.
Наверняка с казармами в Раздольном связаны и другие интересные исторические факты. Жаль, если казармы исчезнут с лица земли окончательно.
Никто не забыт
Так получилось, что имя графа Николая Павловича Игнатьева (1832 — 1908), крупнейшего российского государственного деятеля, занимавшего разные высокие посты, долгое время пребывало в Приморье не то, чтобы в забвении, но незаслуженно мало упоминалось.
Игнатьевский сквер. Памятная доска в честь графа Н.П. Игнатьева. Фото: ИА PrimaMedia
Но именно граф Игнатьев, будучи русским посланником в Пекине в 1859—1860 годах подготовил и подписал от имени Российской империи Пекинский договор 2 ноября 1860 года, который присоединил к России земли по правому берегу Амура от устья Уссури до берега Тихого океана (на востоке) и границы с Кореей (на юге). Сегодня это территории Приморского края и юга Хабаровского края. Договор этот дал России возможность развития в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона.
Тем приятнее, что в сентябре 2020 года во Владивостоке в районе проспекта Океанского был открыт реконструированный Игнатьевский сквер, красивый, уютный, пригодный для прогулок и семейного отдыха. 17 января 2022 года здесь отметили 190-летие со дня рождения Николая Павловича Игнатьева. Было сказано немало теплых слов в адрес выдающегося русского дипломата, одного из тех, кому российское Приморье обязано своим существованием.
Путешествие в пространстве и времени
Крайняя точка Транссибирской железнодорожной магистрали — Железнодорожный вокзал Владивостока — практически строился дважды. Сначала это было каменное здание с железной кровлей с одним этажом в центральной части и двумя по краям, возведенное по проекту архитектора Платона Базилевского.
В 1912 году была произведена реконструкция, поскольку прежний вокзал перестал вмещать возрастающий с каждым годом пассажиропоток. Прототипом нового здания стал Ярославский вокзал в Москве. Автор проекта — архитектор Николай Коновалов — был удостоен награды Императорской академии художеств.
Железнодорожный вокзал Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia
В советское время нарядный русский стиль, изразцы и крыша с литыми завитками претерпели изменения. Так, был снят двуглавый орел, под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Цвет фасада сменился с желтого на зеленый. В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны художником Г. Григоровичем, а через 20 лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав там панно "Наша великая Родина". Однако реставрация здания, проведенная в 1994—1996 годах российско-итальянской фирмой Tegola Canadese, приблизила здание к дореволюционному виду.
Надо сказать, что ж/д вокзал во Владивостоке имеет не только большое логистическое, но и историческое значение. Сюда пребывали важные гости, такие, как руководители КНДР. Сюда в канун Дня Победы приходит ретро-поезд "Победа". Здесь также встречали исторический эшелон "Армия Победы". На Привокзальной площади в былые времена проходили парады и шествия в честь главных праздников страны.
Смотрите полную версию на сайте >>>