23 января. Легенда о некоей "печати", которую последний русский царь якобы "поставил" в районе поселка Посьет, заинтересовала читателей ИА PrimaMedia (18+). В основе легенды — реальная история о том, как в мае 1891 года, в честь визита цесаревича Николая в пост Посьет, на откосе сопки по приказу командира 6-й стрелковой батареи полковника Бубнова из белого мрамора был выложен герб Российской империи (он же — герб дома Романовых) размером 100 на 100 метров. За подробностями по просьбе читателей редакция ИА PrimaMedia обратилась к известному приморскому краеведу, популяризатору истории Тихоокеанской России, действительному члену Русского географического общества Сергею Корнилову, чей развернутый комментарий мы и предлагаем вниманию читателя.
"В 1890 году император Александр III принял решение о строительстве Великой Сибирской железной дороги от Москвы до Владивостока. Событию придавалось важнейшее государственное значение и поэтому на Дальний Восток был направлен наследник престола, цесаревич Николай для участия в закладке Транссибирской магистрали на восточной окраине империи.
Николай прибыл во Владивосток 11 мая 1891 года на фрегате "Память Азова" из Японии, где на него было совершено покушение, по счастливой случайности, окончившееся благополучно. В городе Оцу, когда кортеж цесаревича проезжал по центральной улице, на него напал японский полицейский, стоявший в оцеплении. Он нанес Николаю два удара саблей по голове, но оба удара оказались скользящими и лишь оцарапали кожу головы наследника русского престола. Мотивы нападения остались невыясненными, злодей был осужден и скончался в тюрьме. Российские газеты написали, что на цесаревича напал "японский городовой", что породило известный фразеологизм, означающий неожиданное и неприятное происшествие.
Визит Николая в Японии, по приказу Александра III, свернули и он на две недели раньше запланированного срока, прибыл во Владивосток, где, первым делом отправился в Успенский собор и отслужил благодарственный молебен по поводу счастливого спасения во время покушения и благополучного возвращения на Родину.
В последующие дни, с 12 по 20 мая 1891 года Николай участвовал в нескольких знаковых для Владивостока событиях: закладке первого в городе памятника (адмиралу Невельскому), закладке первого сухого дока (ныне док Цесаревича в Дальзаводе), закладке Уссурийского участка Великой Сибирской железной дороги и вокзала Владивосток. Кроме этого, Николай посетил пограничный пост в заливе Посьета.
Посещение наследником крайней юго-восточной гавани русского Дальнего Востока, каковым является залив Посьета, не было случайным. С момента присоединения Уссурийского края к России в Посьете и Новокиевском (ныне пос. Краскино) были сосредоточены значительные соединения российских войск, поскольку в 1860-1861 годах маньчжуры делали несколько попыток напасть на русский пост даже после того, как был подписан Пекинский договор и залив Посьета отошел к России. Осмотр этих войск и стал целью визита цесаревича.
15 мая Николай отправился в Посьет на фрегате "Память Азова", в сопровождении канонерских лодок "Маньчжур" и "Кореец". В дневнике, который Николай вел в путешествии, он записал:
"16 мая ...стали на якорь на рейде Паллады в 7 часов утра. День был совсем ясный, но холодный. В 9 часов пересели на "Маньчжур" и пошли в пост Новгородский [пост имел двойное название: Новгородский и Посьет, поскольку находился в бухте Новгородская залива Посьета]. При входе в бухту первое, что заметили — это отлично сделанного двуглавого орла из мрамора и разноцветных камней на склоне горы".
Насчет "разноцветных камней" Николай ошибся — белый орел был выложен из мрамора на черном основании из угля. Грани камней — угля и мрамора отсвечивали на солнце и сверкали всеми цветами радуги. Огромный двуглавый орел размером в 100х100 метров был выложен на склоне сопки, с которой цесаревич позже осмотрел окрестности.
К посещению наследника тщательно готовились: собранные для встречи цесаревича стрелки, горные артиллеристы и кавалеристы построились на берегу, у пристани, украшенной российскими и греческими флагами (вместе с Николаем путешествовал греческий принц Георг). Рядом с пристанью из флагов и зелени была оформлена арка, у которой стоял почетный караул. Пройдя арку, наследник отправился к почетному караулу мимо собравшихся местных дам и детей, усыпавших путь цесаревича цветами.
Выход его Высочества на пристань был встречен батарейным салютом и громовым "Ура!" войск. После рапорта командующего войсками Николай принял хлеб-соль от местного купечества и окрестных жителей, а также серебряно-позолоченное блюдо с вензелем "Н" посередине, государственным гербом и гербом Приморской области по краям.
Среди местных жителей выделялись люди в диковинных ханбоках — национальной одежде корейцев. Его Высочество проявил большой интерес к "подданным инородцам", побеседовал с корейскими старостами и пригласил их в свиту, сопровождавшую гостя в прогулке по Посьету и окрестностям.
В дневнике Николай писал: "С пристани поехали в неоконченную еще часовню в память моего посещения Посьета. Затем осмотрев лазарет 6-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона и казарму и полюбовавшись видом на Новокиевское с горы, поехали к войскам, построившимся на берегу моря".
Спустившись вниз, цесаревич обошел войска, здороваясь с каждой частью отдельно. В дневнике он писал: "Вся 2-я Восточно-Сибирская стрелковая бригада была в сборе; кроме нее участвовали: 3-я горная батарея, 2-я конно-уссурийская сотня и 4-я Забайкальская казачья сотня. Все части прошли два раза и я остался в полном восторге от вида войск… После двух прохождений батарея произвела навьючивание на лошадей в полторы минуты при образцовой тишине; затем обе сотни проделали с большой лихостью джигитовку".
На обратном пути у пристани Николаю поднесли дар от охотничьей команды 9-го стрелкового батальона: шкуры тигра и медведя. Каждый из охотников получил от наследника ответный дар — серебряные часы, а командиры частей удостоились приглашения на "Память Азова" к завтраку.
Из дневника цесаревича:
"Вернувшись на "Азов, завтракал с начальниками частей — почтенные и честные служаки. В 2 часа снялись с якоря и в последний раз пошли на дорогом фрегате 14-узловым ходом во Владивосток. В море был штиль. Как раз к самому заходу солнца вошли в Босфор со стороны Амурского залива..."
Позже в Посьете была достроена мраморная часовня в память о посещении поста цесаревичем, а на мысе Тироль появился памятник в виде пирамиды, увенчанной гербом с двумя памятными досками. Мраморный же орел до 1920-х годов украшал сопку у мыса Тироль.
С тех пор минуло более 130 лет. Бурные события советской эпохи вихрем пронеслись по стране, от Москвы до самых до окраин, и разметали многое, что имело отношение к Российской империи. Уничтожалось все, что имело отношение к монархии и совершенно не брались во внимание те положительные деяния, которые совершили для России представители царствующей династии.
Можно много критиковать Николая II за его ошибки, но нельзя преуменьшить заслуги его отца Александра III, который лично принимал решения о создании Доброфлота, соединившего пароходной линией Владивосток с европейской частью России и Транссибирской магистрали — самой протяженной железной дороги в мире, соединившей Дальний Восток с Москвой и Петербургом. С этой целью и был сюда направлен Николай — единственный российский император, который побывал на крайнем востоке России.
К счастью, за последние 30 лет ситуация изменилась. Во Владивостоке восстановлена Арка Цесаревича, появились памятные доски на железнодорожном вокзале и Доме губернатора, где он останавливался, памятный знак на месте закладки цесаревичем Уссурийской железной дороги, владивостокцы и гости города прогуливаются по набережной Цесаревича.
К сожалению, в Посьете не сохранилось ничего, что напоминало бы о визите Николая II. В советские времена была разрушена пирамида с памятными досками, с сопки у мыса Тироль исчез орел, была снесена Николаевская часовня. На месте часовни сохранилось только мраморное основание и осколки орла можно найти на склоне, где он когда-то простирал крыла.
В 2021 году Российское историческое общество озвучило планы по восстановлению исторической памяти и воссозданию в Посьете мраморного орла. Проект был представлен общественности, но пока не воплощен в жизнь. Остается надеяться, что рано или поздно это произойдет", — завершает свой комментарий действительный член РГО Сергей Корнилов.