Миссия выполнима. Музыкальная история Елизаветы Сущенко

Проект Опера nostra продолжается беседой с концертмейстером группы виолончелей оркестра Приморской Мариинки Елизаветой Сущенко
Елизавета Сущенко
Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

PrimaMedia, 9 февраля 2024. Кто бы что ни говорил, но Приморская сцена Мариинского театра — это не просто место, где танцуют балет и поют оперу. Это еще, как сейчас принято говорить, большой культурно-образовательный проект. Сюда ходят семьями и даже целыми организациями, здесь приобщаются к богатому на открытия миру классической музыки и классического танца, сюда приходят из чистого любопытства и для того, чтобы (чего греха таить) поставить галочку в виде селфи в смартфоне, а потом приходят еще раз — и еще раз, ибо полюбивший театр оперы и балета разлюбить его уже не может.

В этом смысле интересным примером обретения театром зрителя, а зрителем театра служит программа камерных концертов в Малом зале Приморской Мариинки, существующая не один год. Это сегодня программа имеет устойчивое реноме, своего постоянного зрителя и аншлаги. А было время, послушать камерную музыку в Малом зале приходило пять-шесть, от силы 10 человек.

Благодаря чему произошли такие изменения? С ответа на этот вопрос обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов начал беседу с виолончелисткой и концертмейстером группы виолончелей симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра Елизаветой Сущенко.


Елизавета Сущенко. Фото: Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Виолончель полезнее скрипки, но флейту можно засунуть в сапог 

— Елизавета, хочется начать беседу с недавнего концерта в Малом зале "Бетховен и Брамс" (12+). Что меня не то, чтобы поразило, а произвело большое впечатление — так это аншлаг. Зрители заполнили весь зал. Явно, люди ждали концерт, старались не пропустить его, стремились на него попасть. Скажите, глядя со сцены в зал, вы видели какие-то уже знакомые лица? То есть на эти концерты ходит определенный круг зрителей или появляются какие-то новые? 

— На самом деле есть определенное, на мой взгляд, процентное соотношение. Конечно, есть постоянные слушатели, которые, как правило, выкупают определенные, свои любимые места. Они следят за афишей, мониторят новости о концертах и сразу же выкупают билеты. Разумеется, мы очень рады видеть таких зрителей. Всегда приятно осознавать, что есть люди, надолго и крепко привязанные к камерной музыке. Но также очень приятно видеть в зале и новые лица. Еще приятнее видеть, как люди, пришедшие на камерный концерт первый раз, переходят затем в категорию постоянных зрителей. Это, как мне кажется, наша самая большая победа.

— Мне тоже так кажется. Я обратил внимание, какие разные люди пришли в тот вечер послушать Бетховена и Брамса. Ну, совершенно разные! И взрослые, и дети, и молодежь, что особо порадовало. Наверняка были те, кто сам занимается музыкой, учится или уже выступает. Но ведь были и любители. Те, кому нравится камерная музыка. Тем более что в программе были произведения, которые всегда привлекают, например, "Крейцерова соната" (Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор op. 47 (12+) — А.К.), "Сурок" (Marmotte, соч. 52 № 7 (6+) — А.К.) и "Песня Мефистофеля о блохе" Бетховена, вокальные произведения Брамса, а также его соната для виолончели, которую вы исполнили. Честно говоря, раньше не доводилось слышать это произведение. 

— Это вторая соната, фа-мажорная. Она не так уж часто исполняется.


Концерт "Новогоднее конфетти". Фото: Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

— Мне очень понравилась и сама соната, и то, как вы ее исполняли. Было видно, что это большой труд. Но труд, который делается с удовольствием. За такой работой всегда приятно следить. Но, видимо, и физическая нагрузка на ваши плечи легла немалая?

— Дело в том, что виолончель вообще инструмент физически затратный, и Брамс, мягко говоря, — композитор не самой мягкой фактуры. Его музыка требует приложения определенных усилий, в том числе физических. Действительно, Брамса достаточно сложно играть чисто физически.

— Да и виолончель — инструмент достаточно тяжелый. Мысль о флейте-пикколо никогда не приходила в голову? А что? Положил в карман и пошел в театр. 

— Мне папа про флейты говорил так: "Удобно — в сапог сунул и пошел". Но вообще-то мое музыкальное образование как раз началось с блокфлейты. Мне было года три. Но поскольку я обладаю абсолютным слухом, меня в блокфлейте выводило из себя то, что на ней практически невозможно чисто интонировать, там всё время плюс-минус что-то. Меня это сводило с ума, и поэтому мы от нее отказались. А потом возникла виолончель, вот так всё и сложилось.

— Виолончель для маленького ребенка, наверное, очень тяжелый инструмент? 

— Да нет. Это же ростовой инструмент. Всё начинается с маленькой виолончели — одной шестнадцатой или одной восьмой. Такой инструмент часто бывает размером с крупный альт, и для ребенка это физически несложно. В какой-то степени это, может быть, даже более полезно, чем скрипка, с физиологической точки зрения. Игра на скрипке связана с искажением положения позвоночника, плеча, шеи. Хотя и виолончель, конечно, тоже несет свои нагрузки. Но она более естественный для человека инструмент.


С отцом Валерием Анатольевичем Сущенко. Фото: Фото: Из личного архива Е. Сущенко

— Я где-то читал, что звук виолончели наиболее близок к голосу человека.

— Конечно. Это абсолютная правда. Я об этом говорю почти на всех концертах. Виолончель, она чем удивительна? Тем, что хотя ее основной рабочий диапазон приближен к диапазону человеческого голоса, у нее есть еще и дополнительные басы и огромный верх, то есть несколько свободных октав, затрагивающих скрипичную, скажем так, область. И при большом умении владеть инструментом, при умении играть наверху можно исполнять практически скрипичный репертуар. За вычетом, конечно, каких-то определенных особенностей. Но можно. И этот огромный диапазон меня в виолончели особенно привлекает.

— Во время концерта вы так много и интересного рассказывали о Брамсе, что у меня возникло впечатление, что вам для того, чтобы сыграть произведение какого-нибудь композитора, нужно как можно больше узнать и об этом произведении, и о самом композиторе, о его жизни.

— Конечно, мы сейчас затронули довольно болезненную и очень интересную для меня тему: почему, собственно говоря, я провожу концерты в малом зале именно в таком формате, — уделяя большое внимание вступительным текстам.  

Их нельзя назвать музыковедческими в чистом виде, потому что я их пишу не с точки зрения музыковеда. Вы правильно заметили, что в зал приходят очень разные люди, и какие-то музыковедческие тонкости им будут просто непонятны и неинтересны. Моя основная задача — донести до слушателя, а что же пытался сказать композитор.

Поскольку я еще и преподаю, у меня как у преподавателя есть такое кредо: никакая музыка не написана просто так, она всегда несет какой-то смысл, в нее всегда что-то заложено композитором. Конечно, композитор как мастер своего дела мог бы написать огромное количество вариантов, мелодий, гармоний — всего! Но по какой-то причине он написал именно так. Значит, он что-то хотел этим сказать. И моя задача — максимально точно донести до публики вот это внутренне содержание, идущее от композитора. И тогда произведение гораздо интереснее слушать. Поэтому я обязательно пишу вступительные тексты. А пока пишешь, много интересного узнаёшь сам.

— А вы могли бы назвать композиторов, которые любили виолончель, которые много писали для виолончели?

— Конечно. Я думаю, что один из них — это, конечно, Брамс. Он очень ценил виолончель, особенно ее басовую область. У него всего две сонаты для виолончели, но зато какие сонаты! Есть прекрасные трио, шикарный Двойной концерт. Брамс активно использовал виолончель в камерной музыке.

Виолончель ценил Сергей Васильевич Рахманинов. Ценил Бетховен, несмотря на то, что в его время виолончель еще не была так развита, как сейчас, а в виртуозном плане и вовсе не была развита. Инструмент только-только приобрел статус сольного. Тем не менее Бетховен написал пять замечательных сонат для виолончели, подарил Тройной концерт с невероятно виртуозной и сложной партией виолончели. Это большой вклад в музыку.

Замечательные произведения для виолончели написал Сергей Сергеевич Прокофьев. И здесь во многом заслуга Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Потому что он убедил Прокофьева написать эти произведения.

Перечислять можно до бесконечности, ведь на самом деле многие композиторы ценили виолончель.

И слушать музыку, и говорить о ней 

— Я обратил внимание, что на концерте "Новогоднее  конфетти" (6+) в декабре-январе вы исполняли произведения Астора Пьяццолы и Ариэля Рамиреса. Скажите, это в какой-то мере  отражение вашей любовь к танго или к музыке третьего направления? То есть к музыке и не камерной, и не массовой, а занимающей какое-то промежуточное место. Микаэл Таривердиев так сочинял, а определение — "третье направление", по словам Таривердиева, придумал Родион Щедрин. Как мне кажется, к этому направлению можно отнести и Пьяццолу. 

— Третий путь, о котором вы только что упомянули, мне действительно очень близок. И я планирую развиваться в нем и дальше. Пьяццола и вся латиноамериканская музыка вошла в мою жизнь еще и благодаря возникновению нашего с гитаристом Григорием Барановым дуэта.

Для сочетания виолончели с гитарой написано не так много музыки, и большую ее часть составляют латиноамериканские и вообще южные мотивы. Мы стали потихонечку всё это играть. А начиналось всё как раз с танго Oblivion (12+, русск. — "Забвение" — А.К.) Пьяццолы, которое было исполнено нами в концерте "Новогоднее конфетти".  

Мне это безумно нравится, я в этом чувствую себя очень органично. Мы записали несколько альбомов с этой музыкой, планируется продолжение.


Концерт в Малом зале. Фото: Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

— А такой композитор, как Эйтор Вилла-Лобос, в вашей дискографии присутствует? 

— Конечно! Мы с Григорием играем знаменитую арию из "Бахианы номер 5". Я ее очень люблю. Но, в принципе, я играла ее еще задолго до того, как в моей жизни появилась гитара. C фортепиано, еще в школе. Это, наверное, была одна из самых ранних миниатюр, сыгранных мною.

— Однако есть еще один композитор, французский, который испытал влияние южноамериканской музыки. Я говорю о Дариюсе Мийо. Его знаменитый балет "Бык на крыше" (12+) вообще основан на ритмах бразильских шору, о чем говорил сам композитор.  

— У Мийо есть концерт для виолончели, которого нет в моем репертуаре. Но его, конечно, было бы очень интересно сыграть.

— Вам Франсис Пуленк нравится? 

— Очень! Это один из моих самых любимых композиторов. Следующий концерт, который я планирую сделать для Малого зала, — концерт французской музыки "Пуленк — Франк" (Франсис Жан Марсель Пуленк — выдающийся французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской "Шестерки"; Сезар Франк — французский композитор бельгийского происхождения XIX века — А.К.).

У меня есть студийная запись виолончельной сонаты Пуленка, которая играется очень редко. Она восхитительна!

В программе может быть еще скрипичная соната Пуленка, квинтет Франка и, может быть, еще что-то из вокальных миниатюр.  

Но Пуленк — это абсолютный волшебник! Неповторимый музыкальный язык, гармоническое слышание…

— Я больше слушаю его симфонические произведения. Буквально сегодня, перед тем как ехать на интервью с вами, еще раз прослушал концерт для фортепиано, который мне очень нравится, и концерт для органа с оркестром. И просто поразился, насколько легко и весело звучит орган. 

— Да. Хотя у меня был и странный опыт, связанный с Пуленком.  Я, по-моему, в Амстердаме была на операх "Человеческий голос" (12+) и "Диалоги кармелиток" (18+). То ли на тот момент я еще не была готова к такому музыкальному оперному языку, но оперы, как говорится, мне не "зашли". Однако симфоническая и особенно инструментальная музыка Пуленка мне очень дороги.

В том же, например, концерте "Новогоднее конфетти" Анастасия Кикоть (солистка Приморской сцены Мариинского театра, сопрано — А.К.) пела его вальс "Дороги любви". Я считаю, что это эталонное вокальное произведение ХХ века. Алина Михайлик (солистка Приморской сцены Мариинского театра, сопрано — А.К.) выбрала для себя другую его миниатюру — "Моей гитаре", тоже очень красочную и запоминающуюся.

18+
© 2005—2025