28 марта. 18 марта АО "Восточный Порт" отметил очень важную в своей истории дату. В этот день ровно 53 года назад ЦК ВЛКСМ объявил старт Всесоюзной ударной комсомольской стройки. На берегу бухты Врангеля началось строительство порта-гиганта, не знавшего себе равных во всем СССР.
Весной 1971 года на XXIV съезде КПСС было заявлено о государственной необходимости строительства нового глубоководного порта в бухте Врангеля. Знамя ВУКС подняли над будущим портом во время торжественного митинга 17 апреля 1971 года. Комсомольцы-первостроители принесли клятву верности великой цели — построить порт и город.
История ВУКС. Фото: АО "Восточный Порт"
О стройке быстро стало известно во всех уголках огромной страны, о ней говорили, на нее стремились — семьями и поодиночке. Стать частью всесоюзной стройки было почетно и важно. Юные, красивые, активные парни и девушки приезжали на берег Тихого океана, чтобы вписать свои имена в историю нового города-порта. На фотографиях тех лет — первостроители — улыбающиеся молодые люди, верные своему делу, объединенные великой целью.
Со всей страны писали: "хотим принять участие в строительстве "ворот в океан", "если мы со своими специальностями будем полезны во вновь строящемся городе, просим дать вызов", "может быть, и мои скромные знания и имеющийся опыт могут сослужить посильную службу в строительстве глубоководного порта", "если вам нужны шофера, то сразу после вашего ответа приеду к вам". Это отрывки из писем жителей необъятного Советского союза, которые тысячами приходили в трест Дальморгидрострой. До сих пор эти письма бережно хранятся в "Музее истории порта".
Строительство нового порта планировалось завершить за 36 месяцев. Работа кипела круглосуточно — день и ночь, в три смены строители отсыпали причалы, прокладывали рельсы, копали котлованы, возводили производственные помещения. Вместе с портовыми объектами началось строительство и самого поселка. С космической скоростью на побережье выросли благоустроенные жилые дома, больница, магазины, школы, детские сады, столовые. Все это в кратчайшие сроки присоединили к централизованным системам электроснабжения, водоснабжения, отопления, водоотведения.
К моменту завершения стройки, которое состоялось с 6-месячным опережением срока, порт уже являлся градообразующим предприятием — здесь вырос микрорайон Врангель, его населяли первостроители, их семьи, дети.
Для сотен жителей нашей страны та всесоюзная стройка стала поворотным моментом в жизни. Приехав на Дальний Восток, они уже не смогли с ним расстаться. До сих пор во Врангеле живут те самые первостроители, многие из них стали основателями династий портовиков — их дети и внуки тоже стали "восточниками".
Сегодня "Восточный Порт" — это крупный в России специализированный терминал с высокотехнологичной перевалкой угля. Новые поколения с гордостью хранят память о великих делах своих предшественников, наращивают и модернизируют мощности порта, вкладывают свой труд в свою энергию в развитие этого грандиозного предприятия.