Сергей Князев: Интерес к выборам в Приморье существовал всегда

Особенно если выборы проходили в начале осени

ВЛАДИВОСТОК, 25 июля, PrimaMedia. Краевая избирательная комиссия Приморского края на прошлой неделе назначила выборы в Законодательное Собрание Приморья, судьба которых начинала вызывать небольшую тревогу, а также в два захода приняла необходимый для обеспечения избирательного процесса пакет документов. В интервью газете «Золотой рог» председатель крайизбиркома Сергей КНЯЗЕВ полагает, что теперь Приморье полностью готово к проведению выборов.

- Сергей Дмитриевич, поскольку, условно говоря, игра началась, давайте поговорим о правилах. На ваш взгляд, в худшую или лучшую сторону изменился главный свод правил - Избирательный кодекс, предлагавшийся крайизбиркомом в своей редакции, но претерпевший некоторую трансформацию в ходе депутатских слушаний?

- Думаю, что в окончательном варианте кодекс примерно на 90% сохранил нашу редакцию. Из принципиальных изменений могу отметить только более низкий объем избирательных фондов кандидатов и партий, а также отмену графы "против всех". Впрочем, что касается исключения кандидата "против всех" из избирательных бюллетеней, то нам все равно пришлось бы это сделать, поскольку соответствующие изменения приняты и в федеральном законодательстве. Лучше это или хуже - вопрос, как вы понимаете, уже из области не актуальных. На мой взгляд, устранена определенная несправедливость при мажоритарной системе выборов в отношении избирательных прав граждан, которые проявляют активную гражданскую позицию и голосуют за того или иного кандидата. Таких, как правило, большинство.

- Но одновременно не очень хорошая ситуация возникает с правами беспартийных избирателей при пропорциональной системе. Таких у нас тоже большинство.

- Согласен. Думаю, что это вопрос дальнейшей работы над избирательным законодательством и вижу тут два варианта решения проблемы: либо разрешить избирателям голосовать против всех партий, либо предоставить возможность выдвигать списки беспартийных кандидатов. Я лично более склоняюсь ко второму варианту, поскольку положительный опыт таких избирательных систем мы можем наблюдать в некоторых странах Европы.

- А вы сами в какую-либо партию еще не вступили?

- Нет. Я уже был членом одной партии, присягал на верность...

- Два раза не присягаете?

- Ну, я бы не делал громких заявлений. Просто я считаю, что крайизбирком должен быть равно удален от всех партий, по меньшей мере, в лице его председателя. Тем более что практически все действующие партии в краевой избирательной комиссии представлены.

- Исходя из вашего принципа партийной равноудаленности, можно ли ожидать, что в ближайшее время крайизбирком потребует убрать с улиц приморских городов партийные плакаты и билборды, размещенные до начала избирательной кампании?

- Нет. В данном случае мы руководствуемся законом, который не запрещает партиям размещать свои агитационные или пропагандистские материалы в межвыборный период, а также избавляться от них с началом избирательной кампании. Или вы считаете, что партии должны работать только во время выборов?

- Конечно, нет. Просто мне кажется, что это очень удобная схема по преодолению формальных требований к размерам избирательных фондов, когда вся необходимая наглядная агитация размещается до начала выборов.

- Никаких нарушений здесь нет. Для нас важно, чтобы эта продукция размещалась легально, в соответствии с требованиями законодательства. И у нас есть право контролировать этот процесс не только в период избирательной кампании. Каждый квартал мы получаем финансовые отчеты региональных отделений партий: какие суммы поступают на их счета, на что они расходуются. Есть прецеденты с несвоевременными предоставлениями отчетов, незаконными источниками финансовых средств - подсказываем, исправляем. Пока все в пределах законодательных норм.

- А с одномандатными округами тоже все в норме? Я имею в виду, например, ситуацию, когда в пределах одного округа оказались куски территорий трех районов?

- Это неизбежное следствие сокращения количества округов с 39 до 20. Кроме того, в законе четко прописано, какие критерии являются основными при нарезке округов. Это примерно равная нормативная численность избирателей и территориальная целостность округа. Границы муниципальных образований учитываются только после выполнения первых двух условий. Мне, откровенно говоря, вообще непонятны эти переживания по поводу административно-территориальных границ. Если вы читали Устав края, то, наверно, обратили внимание, что там заложена идея не императивного депутатского мандата, а свободного. То есть избранный депутат представляет интересы всего населения Приморья, а не только своего округа. И это правильно, потому что в противном случае, в нашем ЗС всегда на первом месте будут только интересы крупных городов - Владивосток, Находка, Уссурийск. Так что желание, например, глав муниципальных образований, представителей тех или иных государственных органов, общественных организаций использовать институт депутата в целях, далеких от закона - лоббирование местнических или ведомственных интересов, в принципе, оправдано и понятно - так устроена жизнь. Но с точки зрения закона это неправильное использование.

- А с точки зрения простого избирателя, который также рассматривает депутата как лоббиста своих интересов?

- Я не рассматриваю.

- Ну, вы-то продвинутый избиратель. Но, если учесть, что у нас солидный процент электората голосует за явно невыполнимые обещания и радужную картинку будущего, то логично предположить, что большая часть избирателей рассматривает депутата именно как лоббиста.

- Тогда, по вашей логике, получается, что от некоторых выборов нам вообще следует отказаться. Например, выборы в Госдуму будут целиком проходить по пропорциональной системе. Это тенденция - на смену территориальным интересам приходят партийные, что мы уже наблюдаем.

- Где же тут интерес рядового избирателя?

- На самом деле интересы избирателей гораздо эффективней учитывать именно в такой системе. Сами посудите: что могут пролоббировать в Госдуме дальневосточные депутаты, представляющие 5% российского населения и 40% территории государства? Да ничего, потому что их число ничтожно в сравнении с общим количеством депутатов. Следовательно, само изменение в депутатской ментальности на предмет того, что он представляет население всей страны, а не определенной ее части, может принести гораздо больше пользы рядовым избирателям. Это же утверждение применимо и к нашим выборам. Хотя, конечно, есть острые вопросы, требующие безотлагательного решения, которые невозможно решить без определенных оперативных связей с депутатом твоего округа. Но в таком случае получается, что администрации территорий в нашей схеме округов получают даже определенные преимущества, поскольку они располагают возможностями сразу трех депутатов, которые избираются частично на их территориях.

- Кстати, о депутатах. Вы, наверно, слышали обвинения крайизбиркома в том, что при нарезке округов, мягко говоря, учитывались интересы конкретных депутатов?

- Конечно, слышал и должен вам заметить, что эти обвинения в основном исходят от тех депутатов или администраций муниципальных образований, кто приходил в крайизбирком лично и просил учесть их интересы. Фамилии называть не буду, но вы сами их можете определить по наиболее возмущенным высказываниям.

- Поскольку возмущенные высказывания все-таки имеют место, станет ли это причиной для присутствия в крае на период избирательной кампании наблюдателей от ЦИК?

- Я не думаю, что сегодня существует необходимость в постоянном присутствии в крае наблюдателей от ЦИК. Тем более что председатель ЦИК уже высказал намерение посетить Приморье в 20-х числах сентября, когда наши выборы выйдут на пик агитации. Кроме того, к нам поступают обращения от избирательных комиссий Санкт-Петербурга, Татарстана, Хабаровского края и ряда других регионов с просьбой принять их представителей в качестве наблюдателей.

- Откуда такой интерес к выборам в Приморье?

- Интерес к выборам в Приморье существовал всегда. Может, это покажется нескромным, но наша комиссия всегда признавалась одной из самых передовых и продвинутых, что на самом деле соответствует действительности. Не исключаю, правда, что интерес к нам питается и началом бархатного сезона, что, впрочем, также характеризует край положительным образом.

- Последний вопрос. Сколько все-таки нужно набрать голосов той или иной партии, чтобы получить более одного депутатского мандата?

- На этот вопрос вам никто не сможет ответить. Это сродни вопросу о проходном балле в вузах, который ежегодно меняется в зависимости от количества абитуриентов и результатов сдачи их экзаменов. В данном случае в роли экзаменаторов выступают избиратели, и только от них зависит, каким будет проходной балл.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость