3 апреля. Приоритизация по перевозке угля на направлениях Восточного полигона в условиях его ограниченных возможностей привела к срыву поставок на Дальний Восток других товаров. До макрорегиона не могут добраться социально значимые грузы, а по некоторым дальневосточным производствам возникли риски их остановки. Об этом шла речь на совещании, которое провел вице-премьер правительства РФ — дальневосточный полпред президента Юрий Трутнев. Он потребовал разобраться в ситуации по Восточному полигону и обеспечить доставку всех жизнеобеспечивающих грузов “северного завоза”. На фоне обсуждения этих проблем РЖД отмечает снижение перевозок угля по другим направлениям, а эксперты говорят об ослаблении спроса на него в Китае, сообщает ИА PrimaMedia.
На совещании озвучили проблемы, с которыми столкнулись грузоотправители по Восточному полигону. БАМ и Транссиб, обеспечивающие связь макрорегиона с центральной частью страны, оказались сильно загружены. В этом году провозная способность Восточному полигона должна вырасти до 180 млн тонн со 173 млн годом ранее.
"При этом потребность грузоотправителей значительно выше. В 2023 год ими были поданы заявки на 353 млн тонн (в одну сторону). Объем неперевезенных грузов составил 180 млн тонн", — говорится в сообщении аппарата полпреда.
Отмечается, что ряду дальневосточных грузоотправителей не согласовывают заявки. Задерживается вывоз контейнеров. Компании, которые платят налоги в бюджеты всех уровней и обеспечивают рабочими местами значительную часть населения Дальнего Востока, несут убытки. Ряд производств находится под угрозой остановки.
"От своевременных и ритмичных поставок контейнеров и вагонов с социально значимыми грузами зависит жизнедеятельность продуктовых, медицинских и строительных предприятий, а также организаций агропромышленного комплекса", — уточняют в аппарате.
Железнодорожным сообщением также обеспечивается "северный завоз" — система поставок товаров первой необходимости и строительных материалов в удаленные северные территории.
"Ни одно предприятие не должно остановить свою работу. Необходимо обеспечить доставку всех жизнеобеспечивающих грузов “северного завоза”. Никакие срывы здесь недопустимы. И есть уже накопленные и невывезенные грузы. Нужно понять, как быстро эти грузы будут довезены. Люди эти товары ждут. Все данные сегодня поручения должны быть выполнены в кратчайшие сроки", — обозначил Юрий Трутнев.
Одной из основных причин задержки компаниями обозначен вступивший в силу в начале года приоритет перевозок угля в условиях ограниченной провозной способности Восточного полигона, который нарушил устоявшиеся ритмичные поставки.
"Надо оперативно принять меры, которые позволят решить вопросы провоза грузов", — поручил вице-премьер.
По итогам совещания Юрий Трутнев дал ряд поручений Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и ОАО "РЖД" по обеспечению приоритетного вывоза социально значимых грузов, анализу сложившейся ситуации и подготовки в целом предложений по вывозу грузов компаний.
Отметим, что при этом по другим направлениям объемы отправки угля падают. Так, по данным РЖД, погрузка на сети компании в марте 2024 года составила 105,3 млн тонн. Это на 3,5% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
За 1 квартал 2024 года по железной дороге отправили 295,9 млн тонн грузов — на 3,1% меньше, чем за январь-март прошлого года.
"Основной недобор в общую копилку погрузки произошел за счет сокращения спроса на перевозки экспортного угля в порты Азово-Черноморского бассейна по причинам, которые лежат в плоскости взаимодействия грузовладельцев с морскими терминалами", — говорится в сообщении РЖД.
Поставки угля из России в Китай в 2023 году были доведены до рекордных значений. Однако аналитики отметили резкое сокращение китайских закупок российского угля в январе—феврале 2024 года.
Произошло это после того, как Пекин вновь ввел импортные пошлины, которые делают российские поставки менее конкурентоспособными, сообщил Bloomberg со ссылкой на данные китайской таможни. Агентство указало на смещение политики Китая в сторону защиты горнодобывающих компаний от последствий перенасыщения рынка после того, как производство угля в самом Китае выросло до рекордно высокого уровня.
В начале апреля аналитики заговорили о снижении цен на уголь, связывая это с ослаблением спроса на него в Азии, прежде всего в Китае, где продолжается замедление строительного сектора. "Коммерсант" отмечает, что Австралия на днях уже ухудшила свой прогноз по экспорту металлургического угля из-за слабого спроса на азиатских рынках. По мнению аналитиков, на объемах добычи российского коксующегося угля снижение спроса в Азии не скажется, но сократит маржинальность угольных компаний.
Тем не менее, можно надеяться, что падение цен на уголь снимет накал по дальневосточному направлению, и это поможет ситуации с поставкой грузов по Восточному полигону.