Во Владивосток будущего как по рельсам

Почему мастер-план так важен в масштабах страны
Виктор Шалай
Фото: предоставлено Виктором Шалаем

9 апреля. Реализация мастер-плана столицы Приморья, помимо расширения ворот в Азию и предоставления возможностей для масштабного роста бизнеса, развяжет транспортные узлы внутри города, а значит, сделает его более комфортным для жителей.  

Виктор Шалай, член Совета по стратегическому развитию Владивостока, директор Музея-заповедника Истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева, председатель Общественного совета при министерстве развития Дальнего Востока и Арктики:

"Владивосток — это не только столица Приморского края и центр Дальневосточного федерального округа. Он давно превратился в стратегически важный для страны город, в ворота в Азию. Сейчас наша главная задача — сделать Владивосток более удобным для жизни, более экологичным и динамичным. Он должен стать "умным" городом, в котором многие процессы организованы с помощью искусственного интеллекта. В таких масштабных преображениях нам поможет мастер-план — новый уникальный инструмент для решения задач городского развития". 

Мастер-планы уже созданы для 22 дальневосточных городов, а скоро начнётся разработка стратегий ещё для 200 населённых пунктов по всей России. Такую задачу поставил президент РФ Владимир Путин. Почему мастер-план так важен в масштабах страны?

Этот документ соединяет воедино все концепции городского развития. Он учитывает положения генплана и прочих прикладных бумаг и в то же время создаёт детальный и понятный простым людям образ конкретного города через 5, 10 или 20 лет. Можно сказать, что мастер-план — это политический документ, меняющий территорию через общественный консенсус. А консенсус этот достигается за счёт важной объединяющей всех цели — улучшить качество жизни людей. Потому так необходимо активное участие горожан в разработке документа. Никто лучше местных жителей не знает, что и где надо усовершенствовать или исправить. 

Во Владивостоке, пожалуй, основная головная боль — дороги. Трассы есть не везде, а те, что есть, далеко не всегда в нормальном состоянии. Поэтому транспортная инфраструктура — один из краеугольных камней мастер-плана. Документ предусматривает строительство новых дорог и их связанность с существующими, чтобы город не столкнулся с ещё большими заторами. Одновременно с дорожным строительством мастер-план подразумевает развитие общественного транспорта. Ведь проблему пробок невозможно решить только через строительство новых дорог. Если те, кто редко пользуется автомобилем, начнут садиться за руль чаще, то через некоторое время заторы вернутся. В качестве альтернативы людям нужно предлагать удобный общественный транспорт. 

Во Владивостоке мы делаем акцент на развитие электротранспорта. Один из ключевых проектов мастер-плана — "лёгкое метро", 11 станций которого должны открыться к 2030 году. Параллельно мы закупим современные и комфортные троллейбусы. Надо сказать, что троллейбусы, как и трамваи, сегодня очень популярны у горожан. Например, трамвайный маршрут № 6 — в тройке лидеров по числу пассажиров по итогам прошлого года.

С транспортом и другими направлениями мастер-плана нам очень сильно помогла госкорпорация ВЭБ.РФ, у которой большой опыт реализации комплексных инициатив в разных регионах страны. Взять хотя бы возрождение таганрогского трамвая или открытие трамвайного сообщения между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Эти проекты ВЭБа известны всей стране. Уверен, что владивостокский трамвай и другие перспективные проекты развития "Большого Владивостока" могут стать визитной карточкой столицы Приморья. И здесь будут очень востребованы экспертиза ВЭБа, его инструментарий поддержки проектов и опыт привлечения частных соинвесторов.  

В мастер-план мы, безусловно, закладываем широкие возможности для развития местного бизнеса. В городе будут построены новые логистические центры для хранения и последующей транспортировки товаров. Глубокая модернизация ждёт порты "Вера", "Суходол", "Первомайский" и транспортно-логистический центр "Артём". Новые заказы получит и строительная отрасль — современные жилые кварталы появятся в районе мысов Кунгасного и Фирсова, а также в бухте Улисс.

Ещё один приоритет, который диктует сама жизнь, — развитие туризма. Мы заложили в мастер-план ревитализацию, то есть восстановление и обновление исторического центра города, и создание шести новых туристических маршрутов. После таких масштабных изменений турпоток во Владивосток наверняка вырастет. Для размещения туристов предусмотрено строительство новых отелей для более чем 9 тысяч гостей. 

Есть у мастер-плана и стратегический срез. Он создаёт не просто образ города, а цель, к которой должны стремиться нынешние и будущие городские управленцы. В мастер-плане Владивосток предстаёт важным российским финансовым, логистическим и научным центром Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). От себя я бы ещё добавил — центром производства высокотехнологичной продукции. Сегодня мы на переднем крае работы с активно растущими экономиками АТР. И очень важно не только использовать и поставлять сырьё, но и внедрять технологии. Современные высокотехнологичные решения помогут нам и в городском развитии. Мастер-план позволит сделать Владивосток экологичным, "умным" и энергоэффективным городом, а также одним из крупнейших образовательных, технологических и научных центров Азии. 

Уже сейчас мы предварительно оцениваем потенциальный рост валового муниципального продукта с 700 млрд до 1,1 трлн рублей, а населения — с 600 до 900 тысяч человек. И эти показатели — далеко не предел. Большое преимущество мастер-плана — в его гибкости. Пересмотреть документ из-за превышения заложенных в нём цифр, конечно, — сверхамбиции, но уверен, что Владивостоку это по силам.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость