Владивостоку нужно привлекать 300 учителей каждый год

Начальник управления по работе с образовательными учреждениями города Максим Кильчевский о кадровом голоде и мотивации педагогов
Максим Кильчевский
Фото: ИА PrimaMedia

14 мая. С приходом в администрацию Владивостока новой команды управленцев во главе с мэром Константином Шестаковым сфера образования была объявлена приоритетом городских властей. Речь шла как о дополнительном финансировании, так и о свежих смыслах и целеполагании. Начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока Максим Кильчевский в интервью ИА PrimaMedia рассказал, как новые подходы справляются с прежними проблемами, главная из которых — кадровый голод, и как они изменяют консервативную по своей природе среду. 

— Как только Константин Шестаков зашел на пост главы, он первым делом назвал приоритетом своей деятельности сферу образования. Был даже объявлен федеральный конкурс на заместителя мэра, курирующего образовательный блок. Сегодня это направление полноценно курирует первый вице-мэр Сергей Дмитриенко, а вы по итогу конкурса возглавили профильное управление, до этого в свои 30 с небольшим став полуфиналистом конкурса "Учитель будущего" и проработав в должности директора школы. Наверняка, у вас есть свое видение, свои проекты в сфере образования, которые вы хотели бы ввести в практику?

— Наше видение состоит в том, что образование во Владивостоке должно быть практикориентированным. Для этого у города есть все возможности. От академических (ДВФУ, МГУ им. Невельского, ВВГУ и так далее) до присутствия здесь всего спектра предприятий. 

Система образования должна работать так, чтобы школьники, которые поступают и учатся в наших вузах, дальше уходили работать на наши предприятия. Мы должны показать ребенку, начиная с дошкольной ступени, какие профессии есть во Владивостоке, в Приморском крае. Сейчас не так ценно само знание, как применение этого знания на практике.

Все образовательные проекты, которые реализуются в городе, подчинены этим задачам. Если внимательно рассмотреть первый флагманский проект — подводную робототехнику — он как раз направлен на то, чтобы дети уже в начальной школе могли познакомиться с роботами, с тем, какие функции они выполняют. Тут есть элементы программирования, физико-математического образования, к которым закрепляется интерес и которым позже ребята смогут обучиться в наших университетах, а знания применить в своей трудовой деятельности. 

Распространено мнение, что в девятом и в одиннадцатом классах главный результат — это успешная сдача ОГЭ или ЕГЭ. Но итоговая аттестация не может служить самоцелью. Цель — правильно выбрать для себя то или иное направление, сферу деятельности, соотнести с ней свои жизненные и образовательные планы. В этом и заключается, наверное, основной посыл. Показать, чем живет город, какие тут есть возможности для самореализации и выстроить пути к ним. 

В этом плане мы занимаемся не только детьми, но и педагогами. Почему? Потому что образование — человекоцентричная отрасль. Здесь все зависит от человека. Поэтому мы прокачали и прокачиваем учителей необходимыми компетенциями.

— Нельзя не заметить, что в школах Владивостока идет процесс специализации. Во многих создаются технологические классы. Сейчас у всех на слуху робототехника, а что в будущем ждет ее и другие технологические направления?

— С 1 сентября у нас запланировано внедрение проекта по беспилотникам. Определили ряд школ, которые готовы его реализовать либо в рамках уроков технологии, либо в рамках внеурочной деятельности. В том числе, собирать дроны. Направление модное, популярное у детей. В этом нам помогают Центр развития робототехники и наш технопарк "Кванториум", который с приходом Константина Шестакова получил второе дыхание. 

У нас в 8-м и в 9-м классах реализуется проект "Аттестат плюс профессия", где мы предлагаем ребятам параллельно обучению в школе получить специальность в наших СПО. 

Если говорить про химию, биологию, у нас есть пример технического лицея и 23-й школы, которые сотрудничают с Курчатовским институтом. В них открыты курчатовские классы в направлении гидропоника — выращивание растений в комнатных условиях. 

Пока эта работа не носит массового характера. Во-первых, для нее нужны специалисты. Во-вторых, должна быть заинтересованность и мотивация со стороны школы и детей. Если такие условия возникают, если появляется точка роста, какой-то интересный проект, мы его поддерживаем, развиваем, смотрим на перспективы масштабирования.

Дети сейчас взрослеют раньше, возможностей для заблаговременной профориентации у них больше. Это и "Билет в будущее", и дни открытых дверей на фабриках и производствах, это организация встреч с интересными людьми из разных профессиональных сфер. Задача школы — отработать 9 лет с ребенком так, чтобы в 10-м классе он уже выбрал для себя профильное направление, чтобы ему было интересно учиться не только из-за ЕГЭ, но и из-за многочисленных проектов, олимпиад, кружков и прочих активностей, которые бы позволили ему понять, кем он хочет стать, развивать тот или иной скилл, двигаться в этом направлении. 

— Если мы говорим о процессе специализации, то чаще всего понимаются естественные науки, математика. А что с гуманитарными направлениями? Литература, история, обществознание и прочие? 

— Русский язык и литература остаются ключевыми предметами на всех уровнях образования. Никто об этом не забывает. Даже физики могут быть лириками. Есть школы, где гуманитарное направление является ключевым. Например, школа №2 всегда имела юридический уклон. Там есть прокурорский класс, в котором дети начинают знакомиться с деятельностью надзорных органов. 

Есть школы, где ключевыми направлениями считаются языки, история и обществознание. Наша задача их поддержать и сделать так, чтобы ребёнок, определивший для себя конкретное направление, пошёл учиться в ту школу, где это конкретное направление сильнее развито. 

Хорошо, если бы каждая школа была забрендирована. Вроде того, что 33-я школа — в ней круто преподают волейбол и баскетбол. А вот 25-я школа — в ней классно развито патриотическое воспитание. Если я хочу, чтобы мой ребёнок стал военным, может быть, мне стоит рассмотреть ее. Это 41-й лицей, в нём отличный медицинский класс. И если ребенок хочет стать врачом, то он может пойти  сюда учиться. 

Невозможно в каждой школе открыть сразу медицинский, химический, биологический, физико-математический и другие классы. Сколько людей, столько и желаний будет. Но создать качественные кластеры в городе — это нам под силу. Этим мы и занимаемся.

— И еще хотелось бы поговорить об экономике. Сколько новостей, как мошенники развели очередного пенсионера, или очередной школьник с телефона родителей купил какой-нибудь дорогой клинок в онлайн-игре. Наверно, новостей было бы меньше, если бы финансовая грамотность познавалась с ранних лет? Администрация города реализует какие-то мероприятия по этой тематике?

— Есть краевая программа по финансовой грамотности, которую инициировала Вера Георгиевна Щербина (председатель правительства Приморья — прим.ред.). Программа реализуется во всех школах Владивостока. Совместно с Центробанком для детей проводятся различные активности, вебинары, экскурсии. Школьникам объясняют, что такое рубль, как его сберечь. Рассказывают о кибербезопасности, о фишинговых сайтах, как не попасться на удочку мошенников и так далее. 

Вообще, финансовая грамотность — это же не только про безопасность. Это про то, как правильно тратить свои деньги, что такое деньги, зачем родители их зарабатывают, для чего они вообще нужны. Дети должны понимать, что деньги — это не набор цифр, который приходит маме с папой на карточку 10-го числа каждого месяца просто так. Деньги нужно заработать. И, соответственно, заработанные деньги надо рационально тратить. И желательно так, чтобы они потом работали на тебя. Да, какая-то часть на еду, питание, проживание, может быть, путешествие. А остальное — на развитие. Да и путешествие, по моему мнению, лучше выбирать так, чтобы параллельно шло твое развитие. 

Такому подходу мы начинаем обучать еще с детского сада. Детям объясняют сложные вещи на простых примерах. Например, что такое батон, из чего он сделан, почему он стоит ровно столько, сколько он стоит? Потом это подхватывается в начальной школе — в рамках программы по окружающему миру есть фрагменты по финансовой грамотности. В старших классах есть уже блоки экономических задач, экономических ситуаций с более подробным разбором ценообразования, современного рынка и прочего. 

— В этой картине с точки зрения контентного наполнения примерно все ясно. Но все ведь решают люди. Как сейчас с кадрами? В прошлом году были жалобы от родителей с Патрокла и Снеговой Пади, что для их детей не хватило мест в ближайших детсадах и школах. И все потому, что в образовательных учреждениях не хватает учителей. 

— Лукавить не буду, проблема с кадрами действительно существует. Поэтому по поручению Константина Владимировича (Шестакова — прим.ред.) инициированы различного рода проекты по привлечению кадров из других регионов. Так, например, в рамках программы "Учитель для Владивостока" мы оплачиваем перелёт для педагогов, которые изъявили желание работать во Владивостоке. Также мы помогаем им с решением жилищных вопросов, даем квартиру либо общежитие. 

Во-вторых, мы работаем с заделом на будущее. Впервые с прошлого года у нас реализуется проект целевого обучения педагогов. Условно говоря, мы вербуем себе сотрудников уже со школьной скамьи. Сейчас у нас по целевому договору в ВВГУ и ДВФУ учатся 38 студентов-первокурсников. Через 3-4 года планируем получить первый "урожай" — эти педагоги уже точно придут в наши школы и будут у нас работать.

На самом деле, у нас беспрецедентные для Дальнего Востока меры поддержки молодых педагогов. Это и подъемные, и ежемесячные выплаты, и компенсации, и арендное жилье. Все это способствует как раз привлечению кадров.

— А  какой сейчас размер подъемных для учителей?

— Все зависит от диплома. В среднем, от 250 до 350 тысяч рублей. 

— Это для всех, или только для тех, кто сюда переехал?

— Речь идет о любых молодых учителях, которые закончили ВУЗ и решили связать свою судьбу со школой во Владивостоке.

В целом, такой набор мер поддержки даёт определённые плоды. За два года к нам прилетело порядка 35 учителей, молодых, энергичных и перспективных, которые уже советуют нас своим коллегам. Вот недавно поступило обращение из Волгограда — учительница русского языка пишет, что ее сын хочет поступать в ДВФУ на педагогику по целевому набору. И она планирует прилететь вместе с ним, тоже работать у нас. То есть здесь сработали сразу две программы — и целевой набор, и "Учитель для Владивостока". Буквально месяц назад в школу №32 приехала учительница начальных классов из центральной части России. Она тоже узнала от коллег, что здесь круто, интересно, весело и перспективно, и решила связать свою судьбу с Владивостоком. Ведь мы даем не только рабочее место, но и некую траекторию развития, проводим огромное количество методических событий, мероприятий, конкурсов, пытаемся раскрыть педагога не только со стороны носителя знаний, но и в качестве наставника, который способен заинтересовать ребёнка своим предметом, одновременно прокачивая свои творческие компетенции.

Я ведь и сам пример такого подхода. Участвовал во многих конкурсах, в различных мероприятиях. Там меня увидели, заметили. Я бесконечно благодарен Константину Владимировичу (Шестакову — прим.ред.) за то, что он позволил мне работать с ним в команде, а также в команде с Сергеем Михайловичем Дмитриенко. Это люди, которые реально заинтересованы развитием образования, у которых есть четкое целеполагание. Постоянно проходят встречи с учителями, с директорами школ, мы ориентируем их на результат, чтобы люди понимали, для чего они находятся здесь, что школа — это не только про знания. Это про развитие, про воспитание, про притяжение партнеров.

— Понятно, что учитель — это призвание. Но финансовый мотив, думаю, всегда будет на первом месте. Сейчас зарплата учителей не шибко большая. Не говоря уже о зарплате воспитателей в детских садах, нянечек и так далее. На ваш взгляд, какая справедливая зарплата должна быть у учителей и воспитателей? И как вообще к этому идти? 

— Мы к этому постепенно движемся. С прошлого года повысили оклады. Если раньше в среднем они были в пределах 14 тысяч рублей, то сейчас — 26 тысяч (оклад — это не вся зарплата, а база, к которой добавляются и от которой начисляются премии и надбавки — прим. ред.). Причём, повышение коснулось всех педагогических работников. Конечно, у обслуживающего персонала зарплата меньше, но, я считаю, что и она достойная. 

Вообще, очень сложно говорить о том, какая же зарплата должна быть в школах и детсадах. Всё должно быть соизмеримо той работе, которую они выполняют. Мы видим, что наши педагоги выполняют огромный труд, поэтому приняли решение, что надо чуть-чуть изменить подходы к финансированию, к начислению заработной платы. И мы это сделали. Теперь  все наши педагоги получают больше, но и мы хотим от них соответствующий результат. 

Мы хотим видеть, что ребенку в школе интересно, что он туда хочет возвращаться, что с ним занимаются, с ним разговаривают. Дети сейчас другие, абсолютная противоположность тому, кем были мы. Если для ребенка в школе сейчас не найдется взрослого, который не займется им и не распознает в нем таланты, то ребенок найдет такого взрослого в параллельном мире, в сети, и будет там общаться. А это не та история, которую бы мы хотели видеть.

— Вы сказали, что 35 учителей к нам прибыло из других регионов за несколько лет. А много это или мало? Проводится анализ, какой у нас кадровый голод? Сколько учителей сейчас нужно Владивостоку? 

— "Учитель для Владивостока" — только одна программа из целого ряда существующих. Есть программа для молодых специалистов. По ней к нам в год приходит порядка 200 человек. 

Пока этого недостаточно. С одной стороны, мы закрываем всю образовательную программу, в школах протарифицированы все часы. С другой стороны, тут уместно говорить о количестве нагрузки на педагога. Нормальная педагогическая нагрузка — 24−27 часов в неделю. У нас она может быть и 36, и 50 часов. 

Поэтому, конечно, учителя нужны. Для того, чтобы выйти на среднюю нагрузку в 24 часа, нам надо привлекать порядка 200−300 педагогов в год. Надо учитывать, что учителя уходят на заслуженный отдых, что увеличивается количество классов. Сейчас мы готовим к открытию школу на Патрокле. Туда необходимо направить порядка 60 педагогов. 

— Сможете набрать 60 человек?

— У нас есть план. Мы  должны запустить эту школу. Также понимаем, что эта школа будет заполняться не сразу. Она рассчитана на 1275 человек, и не все эти 1275 человек придут в первый же день. Мы ставим себе задачу номер один — подобрать корпус учителей начальной школы. И дальше с ростом потребности будем подбирать те кадры, которые нам нужны.

— А в какую сторону мы сейчас движемся? Есть ли динамика — больше-меньше к нам приходят педагогов? 

— Очень сложно говорить о динамике в условиях, когда она большей частью зависит от количества выпускников педагогических специальностей. В своё время, следуя за демографическими процессами в стране, наборы в них сильно сокращались. И сейчас мы наблюдаем как раз пик этого негативного эха из прошлого. 

В этом году число педагогов-выпускников обещает быть минимальным. Соответственно, велика вероятность, что количество молодых специалистов, которые придут в наши школы, будет меньше, чем в прошлом году. И это объективная тенденция, с которой мало что сделаешь.

— Одна из проблем нехватки педагогов в учреждениях новых микрорайонов — об этом говорят и заведующие, и сами педагоги — в том, что а) в отдаленные районы сложно и дорого добираться (нет дорог, плохо налаженное автобусное сообщение); б) в округе нет доступного жилья, а на зарплату воспитателя/учителя не снимешь жилье и не купишь. Что скажете по этим болевым точкам, какие действия предпринимает администрация? Какие есть перспективы по арендному жилью в новых микрорайонах сейчас?

— Арендное жилье у нас появляется. Недавно мы вручили 25 педагогам ключи от квартир в доме №30 по улице Тополевая. Это Чуркин, огромный микрорайон. В принципе, с квартирным вопросом все всегда индивидуально. Мы стараемся тем, у кого есть запрос, помочь. Если мы говорим про съем квартиры, то молодым специалистам в течение года на эти цели выплачивается по 10 тысяч рублей ежемесячно. Это позволяет человеку первое время подняться и освоиться. 

Есть учительская ипотека. С первым взносом могут помочь подъемные. Программ огромное количество. Если бы 10 лет назад, когда я пришел работать в школу, у меня была бы такая же палитра выбора, наверное, я бы до сих работал учителем. 

Когда я начинал работать, у меня была цель обосноваться в этом городе. Ипотеку также брал. Тогда не было учительской ипотеки, поэтому у меня самая обычная. Сейчас же для молодых педагогов есть всё. Берите семейную ипотеку, дальневосточную, учительскую. Покупайте квартиры, развивайтесь. Этот вопрос уже, наверно, должен отойти на второй план. Помимо того, выросла заработная плата. Среднестатистическая по региону, в разрезе 70−75 тысяч рублей. И меры поддержки, и огромное количество грантов, которые выдают и физическим лицам, в том числе, на развитие своих интересов и способностей. Просто этим нужно заниматься.

Возраст до 35 лет — самый благодатный, когда можно найти себя, привлечь ресурсы для того, чтобы вложить их в себя, в свое развитие, чтобы потом работать на развитие школы и города в целом. Поэтому, пожалуйста, все пути открыты.

— А воспитатели в детских садах, они такими же преференциями пользуются?

— Молодой специалист в детском саду расценивается точно также, как и молодой специалист в школе.

— Просто школьный специалист, педагог, он может, допустим, и репетиторством заниматься. Воспитатели не в такой позиции, наверно?

— У нас есть детсады, в которых воспитатели тоже могут оказывать платные образовательные услуги. Это и ментальная арифметика, и лепка из пластилина, и стретчинг, и так далее. Важен лишь подход. У нас огромное количество талантливых воспитателей.

К слову говоря, сейчас прошли конкурсы "Учитель года" и "Воспитатель года". Наши девочки заняли первые места. Юля Копылова — у нее подходы к развитию дошкольного образования просто нереальные, она огромное количество ресурсов вкладывает в то, чтобы ребенку было интересно. У нас есть замечательный 122-й детский сад на Маковского, в  котором есть широкий спектр платных образовательных услуг, весьма бюджетных для родительского кошелька, начиная с робототехники и заканчивая развитием моторики. 

Всё зависит от того, какой ты воспитатель. Можно сесть и сидеть, читать сказки изо дня в день, а можно углубленно заниматься развитием детей. Родители готовы за это платить. Бюджетное учреждение не берёт за это каких-то огромных денег. Обычно нужно оплатить расходные материалы, если занятие выходит за рамки общеобразовательной программы.

Так что все зависит от людей. И администрация, и глава города это понимают. Недавно глава проводил совещание с директорами школ и детсадов. И он проговорил, что каждая школа, каждый детсад должны видеть свой путь, чего они хотят добиться. Можно же просто сидеть на месте и ничего не делать, а можно развиваться. И тех, кто развивается, мы замечаем. Да, у нас нет феноменальных ремонтов, как в Москве, но у нас есть содержание. И помимо того, что мы работам с содержанием, еще и вкладываем силы в создание комфортной образовательной среды.

Поэтому, мне кажется, что мифы о бедных воспитателях и учителях повторяют те из них, кто ничего не хочет делать. 

— Глава Владивостока называл вас человеком с "крепкими компетенциями" и "горящим взглядом". Третий год в мэрии не потушил огня в глазах? Что изменилось в вашем понимании ситуации с тех пор, когда вы перешли из педагогов в администраторы образовательного процесса, из объекта стали субъектом принятия решений?

— Задор поддерживается доверием со стороны главы города. Работать в такой команде — это удовольствие. 

Как учитель и директор в прошлом, я прекрасно понимаю все их проблемы и стараюсь сделать так, чтобы им было проще работать. В то же время я доношу до них то, что они должны развивать свои образовательные учреждения. Пока мы будем сидеть и ждать, когда же за нас кто-то что-то сделает, ничего не получится. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость