Он строил Золотую обитель Будды Шакьямуни, а теперь поет Ленского в Приморской Мариинке

Беседа с солистом Приморской сцены Мариинского театра тенором Мингияном Оджаевым – о жизни, творчестве, друзьях, буддизме
Мингиян Оджаев
Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

17 мая 2024. Беседа с солистом Приморской сцены Мариинского театра тенором Мингияном Оджаевым состоялась в знаменательный для него момент — после двух дебютов: в премьерном показе оперы Чайковского "Иоланта" (12+) и в опере Верди "Дон Карлос" (12+), которая давно прописалась в репертуаре Приморской Мариинки, однако исполняется не так уж часто, что придало спектаклю с участием Мингияна Оджаева в заглавной партии ощущение некоей премьеры. Оба выступления явно удались, и обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов решил поближе познакомиться с певцом.

В начале была Metallica

— Мингиян, есть такой журналист Андрей Ванденко, один из лучших интервьюеров страны. Он советует начинать интервью с неожиданного вопроса. Вот и я начну наше беседу, так сказать, "по Ванденко". Ну что, Мингиян, Калмыкия рулит?

— ???

— Я имею в виду недавнюю постановку "Дона Карлоса".

— О, да. Я был так рад, что на спектакль пришли мои земляки. Они подарили мне шикарный букет с теплыми словами поддержки. Конечно, это было очень дорого для меня, ведь я всё-таки нахожусь далеко от родины, от Калмыкии.

— Но в этот вечер на сцене рядом с вами был земляк, уроженец Элисты. И он пел парию Родриго, вашего сценического друга, то есть друга Дона Карлоса. 

— Да, это Леша Репин. Мы с ним знакомы давно. Когда-то я учился в университете, на физико-математическом факультете, но всегда мечтал играть на гитаре и петь. И так получилось, что один мой приятель обучался этому искусству в музыкальном училище (колледж искусств имени П. О. Чонкушова — А.К.): я заходил к нему после занятий, и он показывал мне классы, инструменты и многое другое, чего не увидишь, изучая математику. Там мы и познакомились с Алексеем, и позже, когда я собрал свой коллектив, я звал его в группу, так как Леша превосходно играл на гитаре. Возможно, он этого не помнит.

— Я брал у него интервью, и Алексей сказал тогда, что гитара не его инструмент. 

— Да нет, он очень хорошо играл на гитаре. Алексей очень музыкален. Ну, артист же, артист! Я им, конечно, восхищаюсь.

— Что исполняла ваша группа? Рок?

— Да, это был рок. Всё пошло от моего старшего брата, который слушал рок-музыку, и я вместе с ним. Насколько помню, поначалу в юности я не воспринимал этот жанр, но в итоге полюбил рок и даже заболел им.

— А какие группы слушали?

— Помню, всё начиналось с такой классики, как Metallica.

— Для нашего поколения классикой The Beatles были. 

— Понимаю. А для моего поколения Metallica.


Молодость. Увлечение роком. Фото: из личного архива М. Оджаева

— У многих, кто не живет в семье музыкантов, музыкальное образование происходит как-то хаотично. У меня интерес к музыке как к музыке, а не как к сопровождению к популярному пению, появился благодаря "Песнярам". У них была такая необычная музыка, такая неповторимая мелодичность. И я стал задумываться о музыке, что-то читать, что-то слушать, в том числе классику. Тут моим учителем стала моя будущая жена. И я постепенно пришел к классике. А как у вас в юности шло постижение музыки? 

— Наверное, через собственный музыкальный опыт. Дело в том, что я сочинял песни для своей группы. И мой друг, гитарист, игравший в этой группе, говорил: "Я не понимаю, как ты это делаешь: у тебя нет музыкального образования и всё в кучу свалено — размеры, мелодия, тональности, — но звучит очень интересно".

Я стал задумываться и разыскивать для прослушивания группы с необычной музыкой. И я бы даже сказал, что и сейчас нахожу ее в современной опере, в которой тоже доводилось петь. Например, здесь, на Приморской сцене, я принимал участие в опере Родиона Щедрина "Очарованный странник" (12+). Необычная музыка, сложная в исполнении. Как многая современная музыка.

— Евгений Плеханов, бас Приморской Мариинки, который тоже участвовал в постановках этой оперы, выразил свои ощущения очень коротко и просто: "Это было безумие". В смысле что-то невероятное. Что-то из ряда вон.

— Я Евгения понимаю. Мне тоже очень понравилось, хотя и было трудно. Но я такое действительно люблю. Может быть, обычному человеку такая сложность кажется чем-то нелепым, но мне подобное всегда нравилось.

"Очарованный странник". Астрахань — Москва — Владивосток 

— У вас есть любимые партии, любимые оперы? Или, наоборот, то, что идет с трудом или оказывается вообще не по голосу? 

— По-всякому бывает. Какая-то музыка больше нравится, какая-то меньше, какая-то вообще не нравится. Я думаю, это нормально. Другое дело, когда тебе нужно исполнить партию, в которую ты не влюбился с первого взгляда. Тогда придется… всё равно ее полюбить. Только после этого ты сможешь легко и свободно работать над материалом. Однако если ты сразу отторгаешь партию, а потом всё-таки выходишь на сцену, то, как мне кажется… в этом даже смысла никакого нет.

— А с "Очарованным странником" как было?

— Как обычно. Первым делом я сел перечитывать первоисточник.

— Литературный?

— Да, я перечитал повесть Лескова "Очарованный странник" (12+), погрузился в нее. И я даже не знаю, как это назвать... Я сразу улетел. Читая и уже зная музыку Щедрина, я представлял примерно, в каких моментах она звучит. Хотя на самом деле было не так, как в опере (у меня звучало немножко по-другому), всё действие расцвечивалось такими красками! И это меня воодушевляло.