22 мая. Росавиация планирует отменить льготные тарифы за аэронавигационное обслуживание на Дальнем Востоке. В авиакомпаниях предупреждают, что отмена льготных ставок отразится на стоимости билетов и может привести к сокращению убыточных рейсов на Дальний Восток, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант" (18+).
Росавиация рассматривает вопрос "восстановления размеров" ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов на Дальний Восток. Об этом говорится в письме регулятора от 8 мая в Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД), с которым ознакомился “Ъ”.
В марте 2020 года Росавиация установила для региона понижающий коэффициент в размере 0,01 от ставок, а для остальной страны — 0,5. В совокупности перевозчики должны были сэкономить около 4,7 млрд руб. за полгода, сообщал регулятор. Источник издания в Минтрансе отметил, что мера изначально вводилась как временная поддержка перевозчиков в пандемию.
Письму Росавиации предшествовало апрельское обращение ФПАД к президенту Владимиру Путину с просьбой провести "справедливую индексацию" зарплат диспетчеров. В качестве одной из мер предлагалась проработка компенсаций льготных сборов на Дальнем Востоке.
В S7 заявили “Ъ”, что пониженный коэффициент на Дальнем Востоке уже занимает существенную часть в стоимости рейса и отмена отразится на стоимости билетов. В перспективе это грозит и сокращением полетной программы на Дальний Восток, где себестоимость перевозок выше, чем в других регионах, утверждают в S7. Там добавили, что с 2022 года ГК по ОрВД дважды повышала стоимость аэронавигационных сборов — в целом на 76%, что негативно сказалось на себестоимости перевозок.
В "Уральских авиалиниях" говорят, что на Дальнем Востоке большая доля субсидируемых перевозок и тарифы по ним для перевозчиков уже несколько лет остаются убыточными. Отмена льгот на аэронавигацию, считают в компании, приведет к росту стоимости билетов для нельготных категорий пассажиров и вероятному сокращению объемов перевозок в связи с увеличением доли убыточных рейсов.
"Если регулятор намерен пойти по пути выравнивания ставок, мы двумя руками "за",— отмечает глава авиакомпании "Аврора" Константин Сухоребрик. Однако, уточняет он, тогда целесообразно выровнять и все ставки за аэропортовое наземное обслуживание авиакомпаний по всей стране, а не идти по пути "предоставления скидок операторами". По словам топ-менеджера, если сравнять все тарифы, включая услуги аэронавигации, на Дальнем Востоке с расценками в европейской части РФ, регион выиграет от такого решения, иначе это "полумеры".
Руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов отмечает, что безубыточность ГК по ОрВД без госсубсидий "под вопросом", а у корпорации есть обязательства по инвестпрограмме, от которой зависит российское авиаприборостроение. В условиях общего сокращения господдержки, говорит эксперт, вопрос стоит в выборе приоритетных программ, поскольку льготные тарифы — тоже вид госпомощи. По его словам, при невозможности сохранить субсидирование в прежних объемах авиакомпании переложат рост затрат на пассажиров, но на части маршрутов из-за жесткой конкуренции цены будет поднять сложно. Другой собеседник “Ъ” в экспертном сообществе полагает, что снижение господдержки для авиаотрасли неизбежно. Однако, подчеркивает он, сокращать рейсы перевозчики начнут в ситуации падения спроса и сокращения авиапарка, а фактор аэронавигационных сборов "не будет играть определяющую роль".