1 июня. Дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. Задача родителей состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, но что делать, если опасность исходит от самых близких?
К международному Дню защиты детей корр. ИА PrimaMedia посетили социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды" и узнали о жизни и пути реабилитации детей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
СРЦН "Парус надежды" — реабилитационный центр для несовершеннолетних, который функционирует в Приморье с 1994 года. Учреждение специализируется на оказании помощи детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, и работе с семьями и детьми по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия
"Есть в Приморском крае центр — город детства и любви, улыбнется здесь надежда, и все сбудутся мечты" — вывеска с именно такой надписью встречает посетителей на входе в реабилитационный центр "Парус надежды". На территории — благоустроенные площадки, зеленые насаждения и многочисленные корпуса, где временно проживают все попадающие сюда дети. Есть отдельные корпус для малышей, другой — для подростков, еще один — для занятий. Несмотря на яркие игровые комплексы, атмосфера здесь совсем невесёлая.
Корпус, где живут малыши от 3 до 6 лет, рассчитан на 20 человек, но в случае надобности или острой необходимости в центре можно разместить и больше детей этого возраста. Так, бывало и такое, что одновременно в центре содержалось 28 малышей — для них организовывали дополнительные спальни.
Среди обслуживаемого контингента — безнадзорные и беспризорные, несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья и дети, имеющие особенности в развитии. По словам директора СРЦН Ольги Соколовой, чаще всего в "Парус надежды" попадают ребята, находящиеся в социально-опасном положении, проще говоря — "по акту полиции".
"Представляете, сейчас у нас есть те дети, которых изъяли из семей на майских праздниках, а их родители до сих пор не вышли на связь — они не берут трубки и не открывают двери. Поэтому, конечно, несовершеннолетние попадают сюда, в основном, из-за угрозы для их жизни. Трудные ситуации тоже есть, но их не так много", — рассказала Ольга Соколова.
В каждом отделении есть кабинеты, в которых с детьми занимаются специалисты. Дошкольники, по идее, должны ходить в детский сад, но ребята, находящиеся тут, позволить себе этого не могут. Поэтому воспитатели, психологи, логопеды и педагоги проводят с ними уроки по программе "Расту, играя" — для каждой возрастной группы предусмотрены свои занятия.
Поднимаясь на третий этаж, можно услышать громкие звуки музыки — это к детям приехали волонтеры из центра "СПИД". Они привезли малышам шоу мыльных пузырей, аниматоров и подарки.
"Они такие счастливые. Мыльные пузыри — это то, что работает безотказно", — переговариваются между собой сотрудники центра, заглядывая в актовый зал
В самом актовом зале можно увидеть, по-настоящему, радостные лица детей. Интересно, что на каждом ребенке нарядный костюм: у девочек — яркие пышные платья с блестками, а у мальчиков — выглаженные рубашки и деловые брюки.
"Конечно, это одежда центра. Зачастую у нас бывает такое, что ребенка привозят только в носках, поэтому у нас есть склад с одеждой: здесь и теплые вещи на зиму, и нарядные платьица для мероприятий. Поэтому, когда ребенок приезжает к нам, например, летом, а уезжает от нас зимой, мы отправляем его домой в куртке, сапожках и шапочке, а с собой обязательно даем рюкзачок с вещами", — объяснила директор "Паруса надежды".
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Порядок попадания в центр такой: кто-то обращает внимание на то, что несовершеннолетний находится в социально-опасном положении и обращается в полицию, далее органы опеки проверяют, что происходит в семье, а в случае, если есть угроза жизни и здоровья ребенка, его забирают из дома и привозят в "Парус надежды".
Ребенок может провести в центре и день, и два, и неделю, и месяц, а в некоторых ситуациях дети проводят в "Парусе надежды" и по полтора года. На выходе отсюда, как правило есть два основных сценария: после работы со специалистами семья меняется к лучшему, а ребенок возвращается домой; печальное развитие событий происходит, если семья оказывается не ресурсной — в таком случае родителей могут ограничить в родительских прав, а ребенок чаще всего отправляется в Центр содействия семейному устройству, то есть в детский дом.
Когда несовершеннолетнего привозят в СРЦН, первым делом нужно включаться в работу именно с его семьей. Так, родители получают некоторые нестационарные услуги, среди которых, например — служба сопровождения и служба помощи семье в кризисной ситуации.
"Если, например, родителей нужно отвезти на лечение, то сначала мы работаем по принципу договоренности с ними. Часто они не приходят на встречи и нам приходится буквально вести их за руку, чтобы оказать какую-то помощь. Был случай, когда мама одной нашей подопечной сказала: "Я готова лечиться, но у меня нет паспорта". Конечно, мы помогли ей решить эту проблему. В итоге в диспансер её помещали пять раз, а она отказалась от родительских прав", — рассказала Ольга Соколова.
Ольга Соколова. Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Специалистам необходимо выстраивать тесные отношения с семьей своих подопечных. Первым делом они смотрят, в чем заключается трудная жизненная ситуация или социально-опасное положение. Далее подключаются различные ведомства: опека, инспекторы по делам несовершеннолетних и социальная защита. Родителям помогают с оформлением необходимых документов или трудоустройством. Главная задача на этом этапе — понять, как сделать так, чтобы в семье нормализовалась ситуация и ребенок вернулся не в тот привычный дом, где ему больно и страшно, а в тот дом, где он будет чувствовать любовь, заботу и принятие.
Вообще, в "Парусе надежды" предусмотрена возможность посещения детей родителями, но не во всех случаях. Отдельно всегда стоят ситуации, в которых несовершеннолетние пострадали от жестокого обращения и насилия — все подобные дела проходят через следственный комитет. Как рассказала заместитель директора по общим вопросам Евгения Сеньковская, бывает, что в случаях, когда ребенок пострадал от насилия, в центр приходит документ об ограничении его взаимодействия с родителями.
"Дело в том, что бывают такие ситуации, когда насилие к ребенку проявляет отчим или отец. Его, понятное дело, закрывают, а с мамой ребенку запрещает общаться следственный комитет. Делают они это, так как мамы иногда давят на детей, они говорят: "Давай ты скажешь, что всё придумала, потому что если его закроют, то как же остальные дети останутся без отца?". И ребенок, который, допустим, полгода-год сидит здесь, начинает задумываться о том, что хочет домой и принимает выбор в пользу выгораживания преступника. Так, человек, причинивший вред, оказывается на свободе, а систематическое насилие продолжается", — объяснила заместитель директора.
В каждом корпусе, где проживают дети, ежедневно присутствуют один или несколько психологов — они работают над эмоциональной стабильностью подопечных "Паруса". Так, если зайти в кабинет педагога-психолога Арины Милеевой, то можно увидеть боксерскую грушу, которую используют для конструктивного выхода агрессии, песок, который можно перебирать во время сессии для снятия стресса и "колесо эмоций", помогающее понять ребенку, какие чувства тот испытывает в данный момент. Внимание к себе сразу приковывает письмо, висящее на стене:
"Я, Мария Иванова (имя изменено), обещаю, что не буду наносить себе вред и увечья, пока Арина Евгеньевна в отпуске", — написано на листе.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Как объяснила психолог, часто в центр попадают дети с поведением, направленным на саморазрушение. Подобные контракты и обещания в профилактике суицидального риска — это та вещь, которая, действительно, работает.
"То, что вы прочитали сейчас, написал подросток, с которым у меня уже выстроены близкие и доверительные отношения. Я понимала, что ухожу в отпуск, а ребенок прошел через сложную жизненную ситуацию. Чтобы она ничего не сделала с собой, мы писали с ней контракты и придумывали сценарии её поведения в различных стрессовых ситуациях", — объяснила Арина Милева.
Так или иначе, при работе с дошкольниками и подростками, всегда должен быть комплексный подход — всё опять упирается в работу с семьей. Это необходимо для того, чтобы не получилось так, что после проведенной терапии, несовершеннолетний вернулся в ту систему, из которой пришел в центр — в таком случае весь прогресс будет просто-напросто утерян.
В работе психолога всё зависит от конкретной ситуации: бывает, что в центр попадают дети из относительно благополучных семей, и здесь достаточно быстро можно нивелировать эмоциональную нестабильность — например, если ребенок находится в стрессе, то специалисты могут "вытащить" его из этого состояния и отправить домой.
К более тяжелым ситуациям опять же относится насилие, но и тут стоит рассматривать каждый случай отдельно. Например, необходимо учитывать, был это разовый инцидент или систематическое жестокое обращение. Так, часто бывает, что приходят родители, осознающие свою ошибку, готовые идти на контакт и работать над проблемой. Тогда специалист "по косточкам" разбирает с ними ситуацию и помогает прийти к здоровым отношениям в семье. В случаях, когда жестокое обращение в семье систематическое, а родители полностью уверены в собственной правоте, работа уходит по большей части в сторону ребенка: ему стараются залечить раны, снять напряжение и, конечно, оказать поддержку. Специалист также отметила, что чаще всего истории с систематическим насилием заканчиваются иском о лишении родительских прав.
"Немалая часть наших подопечных — это дети, которым, откровенно и честно, нужно, чтобы их просто любили, чтобы на них обращали внимание и заботились о них. Поэтому, один из самых банальных, но реально работающих способов — это дать им эту любовь. Можно просто поговорить, обнять, провести время вместе, выслушать — это то, что не всегда умеют родители. Даже если дети волчата, озлобленные на весь мир, то все равно они тянутся к теплу и заботе", — рассказала психолог.
В корпусе дополнительного образования, социализации и реабилитации несовершеннолетних же располагается кабинет Людмилы Московских — учителя-дефектолога. Педагог работает в "Парусе надежды" уже 24 года, под её руководством дети устраняют упущения в школьной программе. Как призналась специалист, с подопечными "Паруса надежды", конечно, работать сложно — часто у них понижена школьная мотивация, их проблематично заставить учиться, а потому приходится постоянно уговаривать.
"Дети часто уходят в отрицание. Например, сегодня я подхожу к мальчику и говорю: "Ваня, пойдем позанимаемся", а он кричит: "Н-е-е-т, у меня каникулы!". В таких случаях я подкупаю детей угощениями — покупаю им печенье и конфеты. Я люблю работать с ними оттого, что вижу плоды своего труда. Когда ребенок приходит из школы и говорит, что получил четверку или пятерку, на душе всегда становится хорошо. И он в следующий раз уже идет на занятие не из-под палки, а потому что хочет сам", — рассказала учитель-дефектолог.
Специалист отметила, что всегда есть риск того, что, когда ребенок вернется домой, мотивация в обучении понизится опять и он опустится на прежний уровень. Именно поэтому за время нахождения в СРЦН, детям стараются дать максимум знаний.
Помимо этого, для того, чтобы ребенок во время своего нахождения в "Парусе надежды" был чем-то занят, в центре есть тематические кружки. Мультипликационная студия, музыкальный зал, кулинарная и столярные мастерские — все эти и многие другие площадки работают ежедневно. Сотрудники СРЦН рассказывают, что главное тут — вовлечь в процесс, дать свободу выбора и понимание того, что здесь тебя не осудят за увлечения, что можно самовыражаться по-разному.
Кроме того, в кабинете социально-бытовой ориентации проводятся занятия с ребятами с ОВЗ — они приходят, чтобы научиться повседневным вещами — например, стирке или глажке одежды.
Резюмируя, хочется отметить, что, безусловно, у каждого ребенка, попадающего в "Парус надежды" есть собственные проблемы и жизненные ситуации, а потому вся работа здесь строиться исключительно на индивидуальном подходе. Универсального пакета реабилитационных услуг, который подошел бы абсолютно всем — нет и быть не может. Зато есть те программы, которые важны и нужны каждому ребенку, вообще — это и правила поведения в общественных местах, и знание законов Российской Федерации, и пропаганда здорового образа жизни, и репродуктивное здоровье.
"Есть ребята, которые уже неоднократно были у нас в учреждении. Иногда, мы понимаем, что ситуацию в семье нельзя изменить за короткий промежуток времени. Это не говорит о том, что нужно опустить руки. Мы всегда верим в лучшее. И если семье в данный момент нужно помочь хотя бы тем, что ребенок будет находиться здесь под наблюдением педагогов, то, конечно, мы поможем. Самое главное дня нас — не опускать руки и понимать, что значит мы для этого нужны", — отметила Евгения Сеньковская.
Сложные жизненные ситуации могут быть разными. В случае, когда помощь нужна экстренно, прямо здесь и сейчас, нужно позвонить по любой из этих горячих линий:
8 (800) 200-01-22 — федеральный детский телефон доверия (круглосуточно);
8 (950) 295-21-10 — горячая линия уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае;
8 (423) 290-20-11 — краевая круглосуточная служба экстренной психологической помощи;
Здесь же помогут и в том случае, когда ты просто не знаешь, как поступить:
8 (800) 101-73-89 — горячая линия Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского края "Твой Маяк" (г. Владивосток, ул. Станюковича, 28а)
За помощью можно обратиться также и в другие организации, которые занимаются оказанием комплексной (социальной, психологической, педагогической) помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении:
8 (423) 244-64-34, 8 (423) 244-62-27 — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока (г. Владивосток, Океанский проспект, 41; ул. Толстого, 54)
8 (423) 238-79-91, 8 (423) 238-80-35 — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды" (г. Владивосток, ул. Маковского, 123)
Смотрите полную версию на сайте >>>