3 июня 2024. Губернатор Приморья Олег Кожемяко вернулся в федеральную политику, и его карьерные перспективы актуализировались. Такую оценку его позициям дают аналитики "Минченко консалтинг" в аналитическом докладе "Политбюро 2.0: долгая зима", посвященном описанию конфигурации российских элит после выборов президента по одноименной модели. Главу края авторы исследования включили в состав ЦК так называемого "Политбюро". По оценке эксперта, он является одним из знаковых губернаторов, которые задают повестку и плотно взаимодействуют с федеральными группами, сообщает ИА PrimaMedia.
Авторы исследования отмечают, что переизбрание Владимира Путина на пятый президентский срок в марте 2024 года — это определяющее событие как во внутренней политике, так и в контексте тектонических изменений архитектуры международных отношений.
"Геополитически ситуация находится "в двух шагах" от Карибского кризиса 2.0. Вероятность продолжения позиционного противостояния с Западом, способного растянуться на десятилетия ("долгая зима"), следует оценивать как крайне высокую", — утверждают эксперты "Минченко консалтинг".
В исследовании описывается система сдержек и противовесов, которая сформировалась к июню 2024 года. Эта система представляет собой сложную конфигурацию в виде взаимосдерживающего влияния устойчивых групп интересов и прямых президентских выдвиженцев с вверенным им функционалом. Самая верхушка — это "члены Политбюро 2.0", к ним относятся лидеры групп интересов/элитных групп. Ниже уровнем находятся "кандидаты в члены Политбюро 2.0" и/или "члены ЦК".
"Можно сказать, что донастройка системы принятия решения вокруг президента идет по принципу перекрещивания ответственности и создания параллельных структур взаимоконтроля", — отмечают авторы доклада.
На третий год СВО эксперты "Минченко консалтинг" фиксируют формирование "двух контуров управления": гражданского и военно-распределительного. Гражданский контур управления в наибольшей степени координируется премьером Михаилом Мишустиным, а дополнительную поддержку ему оказывает администрация президента. В рамках "тыловых работ" ключевая задача Мишустина — это максимально эффективная социальная политика в самом широком смысле. Он отвечает за нивелирование любых социально-экономических рисков.
Второй, "фронтовой" контур управления во многом сосредоточен в сфере ВПК, и его состав сформирован представителями правительства, корпоративного сектора, АП и Совбеза. Решающую роль здесь, по мнению экспертов, играют новые назначения Андрея Белоусова (министром обороны) и Дениса Мантурова (первым вице-премьером). Знаково смотрится и назначение Андрея Дюмина секретарем Госсовета, повышение помощника президента Максима Орешкина до уровня заместителя главы АП и приход Бориса Ковальчука на позицию руководителя Счетной палаты.
Наряду с консервативной позицией по отношению к "старой гвардии", отмечают аналитики, Владимир Путин тестирует новое поколение управленцев на значимых участках работы, давая им в том числе возможность получения разнообразного управленческого опыта и расширения горизонта. Таким образом, "Политбюро 2.0" адаптируется под поставленную президентом задачу органически вписать "пушки и масло" в общую стратегию развития страны.
Однако система "двух правительств" может нести в себе риск рассинхронизации деятельности и непродуктивной конкуренции за влияние, считают авторы. В этой связи, по их мнению, возрастает потенциал Госсовета как государственного властного органа. Секретарь Госсовета в лице Алексея Дюмина может выступать как в роли модератора по военным вопросам, так и в качестве внутриполитического модератора по линии региональных глав.
В целом кадровые перемещения авторы доклада характеризуют как "консервативные", особенно в сравнении с 2018 годом. Тогда после выборов президента состав вице-премьеров и министров обновился почти наполовину. Сейчас появилось лишь два новых вице-премьера из 10 и шесть новых министров из 21.
При этом, отмечают эксперты, условно консервативный подход к кадровым назначениям контрастирует с перегревом информационного поля перед майскими перестановками — обилие прогнозов о возможных перестановках в СМИ и телеграм-сегменте свидетельствует о завышенных ожиданиях элитных групп и запросе на вертикальную мобильность.
Напомним, в медиа появлялись сообщения о переходе вице-премьера — дальневосточного полпреда Юрия Трутнева в администрацию президента. На повышение прочили ряд дальневосточных губернаторов, в том числе Олега Кожемяко, главу Камчатки Владимира Солодова. По факту в правительство РФ перешел хабаровский губернатор Михаил Дегтярев, заняв пост министра спорта.
"Ряд "прогнозов" могли быть элементом информационной борьбы, когда чрезмерные ожидания по продвижению кого-либо могли, напротив, негативно сказаться на карьерных перспективах продвигаемого наверх актора", — считают авторы доклада.
В целом состав членов "Политбюро 2.0" не изменился: в него входят помощник президента Николай Патрушев, секретарь Совбеза Сергей Шойгу, зампред Совбеза Дмитрий Медведев, главы "Ростеха" и "Роснефти" Сергей Чемезов и Игорь Сечин, мэр Москвы Сергей Собянин, предприниматели Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг. Но появился новый, "кооптированный" член "Политбюро 2.0". Им стал президент Белоруссии Александр Лукашенко, который является "значимым партнером Путина" и "коммуникатором по внешнеполитическим вопросам". Несмотря на то, что влияние российских элит на ситуацию в Беларуси выросло, у Лукашенко появилось право голоса по внутрироссийской повестке, считают эксперты.
Более заметные изменения произошли среди "кандидатов в члены "Политбюро 2.0".
Они делятся на четыре блока: технический, юридически-силовой, идеологический и блок капитализма. Список "кандидатов в члены "Политбюро 2.0" пополнили Денис Мантуров, вице-премьеры Дмитрий Патрушев, Александр Новак и Марат Хуснуллин, а также генпрокурор Игорь Краснов как "главный модератор масштабного процесса перераспределения собственности в рамках исков о незаконной приватизации активов". "Кооптированным кандидатом" стал бизнесмен Роман Абрамович, являющийся, по мнению авторов доклада, "теневым коммуникатором с западными элитами".
Сильнее всего изменился состав ЦК, в котором появилось 32 новых имени.
В первую очередь расширение произошло за счет пополнения его зарекомендовавшими себя технократами, в основном членами правительства Михаила Мишустина и перспективными губернаторами.
В списке ЦК оказался губернатор Приморского края в группе с пометкой New. Однако в случае с Олегом Кожемяко можно говорить о возвращении былых позиций. Он уже состоял в ЦК по итогам оценки элитной конфигурации 2019 года.
"В целом появился такой ряд знаковых губернаторов, которые задают повестку и достаточно плотно взаимодействуют с федеральными группами. У Кожемяко как раз такая ситуация", — прокомментировал в беседе с ИА PrimaMedia глава холдинга "Минченко консалтинг", политолог Евгений Минченко.
Эксперт отметил, что первый взлет Олега Кожемяко был связан с его выборами губернатором Приморья в 2018 году после провала Андрея Тарасенко.
"Соответственно, в регион накачивали большое количество ресурсов, перенесли полпредство и так далее. Потом как бы возникла, на мой взгляд, пауза с целеполаганием, и за счет этого он выпал из актуальной федеральной политики. В последнее время он снова набирает обороты и на теме СВО, и в целом, что называется, заматерел", — пояснил автор концепции.
Помимо Кожемяко в составе ЦК из губернаторов оказались еще три губернатора. По мнению авторов доклада, массовая вертикальная мобильность губернаторов актуализирует карьерные перспективы таких глав регионов, как Глеб Никитин (Нижегородская область), Олег Кожемяко, Сергей Аксенов (Крым) и Вячеслав Гладков (Белгородская область).
Представители "Минченко консалтинг" также включили в ЦК новых министров Антона Алиханова (Минпромторг), Сергея Цивилева (Минэнерго), а также вице-премьера Виталия Савельева и замглавы АП Максима Орешкина.
Кроме того, в список ЦК включены представители оппозиционных партий, таких как Новые люди (Алексей Нечаев и Владислав Даванков) и ЛДПР (Леонид Слуцкий и Михаил Дегтярев). Расширение представительства лидеров парламентских партий в ЦК обусловлено приближающимися парламентскими выборами, которые могут стать триггером перестановок в исполнительной власти. При этом эксперты отмечают кризис существующей партийной системы, который ставит в повестку дня формирование новых политических проектов, как на левом фланге, где заметно ослабление КПРФ и кризис СРЗП, так и в том секторе, где ранее была ЛДПР.
Обратной стороной роста топа федеральной элиты становится секвестр региональных элит.