Портреты приморской цивилизации. Чугуевский округ и люди. Часть 1

Путь в Чугуевку. Музей женьшеня. Анучино. Дальневосточный музей авиатехники. Курорт в Арсеньеве. Прибытие, впечатления и местные жители
Тематический фотоколлаж
Фото: ИА PrimaMedia

7 июня. ИА PrimaMedia начинает проект "Портреты приморской цивилизации" (0+). Мы решили заново открыть города и районы края, чтобы совместить исторический контекст территорий с актуальным. Первым делом — показать неравнодушных людей, энтузиастов и активистов, которые делают мир вокруг интереснее и немного лучше. Что здесь искали и находили первые поселенцы, что ищем и чем запомнимся потомкам мы сами?

Первый пункт назначения — Чугуевский округ. По дороге есть три проблемных участка. В районе Кипарисово — там идет реконструкция дороги. Ивановка-Лубянка — участок в 10 километров, где частично сняли асфальт, а там, где не сняли, попадаются ямы-ловушки. Из-за неровности полотна они иногда выскакивают прямо перед машиной, без возможности маневра (автослесари в Ивановке не имеют недостатка в клиентах). И перевал перед Уссури. Асфальт там есть, но временами напоминает стиральную доску.  

Много интересных мест и людей можно встретить по пути.

Музей женьшеня

Староварваровка (близ Анучино). Музей женьшеня. Мы стоим у стенда, расположенного в центре главного зала. Заведующая музеем вынимает оттуда банку, в которой теснится гигантский 419-граммовый корень.


Корень женьшеня в 419 грамм. Фото: ИА PrimaMedia

"А много это или мало?", — приходит в голову. Захожу в телефон, читаю — на выставке в китайском городе Чанчуне (столице провинции Цзилинь) продали 80-граммовый высушенный корень за 10 млн юаней (более 1,4 млн долларов). Гуглю дальше — в Китае найден самый древний в мире корень, возрастом несколько сотен лет и весом в 600 грамм. Куплен за какие-то безумные деньги фармацевтической компанией. В Корее корень в 80 грамм продан за 100 тысяч долларов. И так далее.

"Орхидея Александра", — с гордостью произносит музейный работник. Такое название дали экспонату в 1980-е годы. Нашел и выкопал его чугуевский лесничий Александр Курико. Примерный возраст — от 200 до 300 лет. Беглый взгляд на другие экспонаты дает понимание, что им для пущего эффекта не хватает табличек с оценочной стоимостью. Здесь много конкурентов китайского гиганта и по весу, и по возрасту, и по цене. И все это природное богатство скрыто в маленьком поселке около Анучино. Сейчас, конечно, по прошествии многих лет в формалине, они имеют исключительно культурно-историческую ценность.

Когда-то в Староварваровке работал совхоз "Женьшень". Чем там занимались, явствует из названия — культивировали "корни жизни". Совхоз был единственным таким предприятием на весь СССР. Работал в тесной связке со Всесоюзным институтом лекарственных трав. Активно шло изучение флоры Приморского края на предмет фармацевтической пользы. Поэтому выращивали не только женьшень, но и мяту, тысячелистник, хвощ, прочие дикоросы.

Здесь добывалось сырье для различных советских БАДов и лекарств. Единственное, чем совхоз занимался самостоятельно — делал ментол. Но главное направление — женьшень.

Первые посадки состоялись в 1961 году, а первый урожай — только в 1966. Чтобы женьшень достиг товарного состояния, ему нужно провести около 5-6 лет в земле, если речь идет о "тепличной" среде. В природе, как правило, нужно ждать в два раза дольше. Но и живет окультуренный женьшень не больше 20 лет. Его дикий собрат может жить сотни лет, тихонечко подрастая даже в режиме сна.

По традиции, в 90-е годы судьба совхоза надломилась, а в начале 2000-х, когда не было ни инвесторов, готовых вложиться в производство продукта, ни фармацевтических компаний, куда этот продукт можно было бы сбыть, его история закончилась банкротством. Сейчас о легендарном предприятии напоминают лишь заброшенное здание, стела на въезде, единственный на Дальнем Востоке памятник женьшеню и одноименный музей. Слава богу, работающий.

Музей расположился в пристройке к детскому саду — в отдельном корпусе на первом этаже. Второй этаж здания пустует. Детей в селе с годами больше не становится.

"Сюда приезжают и школьники, и гости из Владивостока. Из Москвы бывают посетители. Даже из-за границы", — говорит Татьяна, продолжая показывать экспонаты.

"Если у Деменка больше Пришвина, то у Гоя больше Бианки, — говорит Татьяна Зорина.

— Оба пишут, например, как они кабанов ловили. Деменок писал, как они ловили кабанов и как их разделывали. А Гой — как ловили кабанов, потому что снега было много, и надо было их перенести в другое место, чтобы не погибли. Два рассказа про кабанов — и какая разница!"

Николай Гой вернул в Анучинский район лотосы. Вообще, они росли тут всегда. Но с вводом совхоза "Жемчужный" началась борьба с сорняками — химикаты распыляли на чеки с вертолетов. Ветер сдувал отраву на водоемы, и лотосы погибли. Потом не стало ни совхоза, ни лотосов. Николая Гой доставал семена, садил и следил, как те приживаются. Первый его проект был под Чернышевкой. Теперь лотосы везде — на Бачмановском озере, в Виноградовке и так далее.

На очереди — новая задумка. Как семь городов претендуют на звание родины Гомера, так и со встречей Арсеньева и Дерсу Узалы не все так просто. Сам путешественник писал, что впервые они увиделись в 1902 году в экспедиции по реке Лефу (Илистая). Дальнейшее сотрудничество и дружба развивались в экспедициях 1906-1907 годов.

В историческом музее Анучино, изучив книги, дневники и материалы писателя, считают, что встреча могла произойти еще раньше, в их селе. Никаких прямых доказательств, правда, тому нет.  

Но, в любом случае, Дерсу Узала для Анучино — знаковая фигура. Он принес много добра местным жителям (хотя кто из них тогда был местным жителем? — отдельный вопрос), и здесь же был жестоко обманут приезжим промышленником.

Оба эти эпизода описал Владимир Арсеньев.  Во время наводнения 1895 года Дерсу на своей лодчонке спас "священника, почтово-телеграфного чиновника, двух солдаток с детьми и четырех китайцев", а потом еще два дня и две ночи снимал людей с крыш домов и с деревьев. Позже в здешней корчме его обокрал ушлый предприниматель, которому гольд похвастался удачной продажей соболей и, по наивности, передал все добытые деньги на хранение.

"Мы, в отличие от многих районов, никогда не претендовали на встречу Арсеньева с Дерсу, — говорит заведующая музеем Татьяна Зорина. — Но хотелось бы поставить памятный камень в знак того эпизода, описанного Арсеньевым, с небольшим текстом из его книги".

Дальневосточный музей авиации

Где еще быть Дальневосточному музею авиации, как не в городе авиастроителей Арсеньеве? Открылся он недавно — в 2021 году. Таким образом была доведена до конца идея двух энтузиастов — нынешнего директора музея Анатолия Бортника и его друга Михаила Сукача, к сожалению, ушедшего из жизни задолго до открытия — в 2012 году. Оба — бывшие командиры воздушных судов, оба были членами летно-транспортного отряда завода "Прогресс".


Анатолий Бортник. Фото: ИА PrimaMedia

По сути, это воплотившаяся мечта людей, которые  живут самолетами и всем, что с ними связано. Именно такие идеи, спущенные не сверху, и идущие от души, надолго и прочно вплетаются в ткань времени и места.

Идея родилась больше 20 лет назад. Как водится, чтобы ее реализовать, пришлось пройти трудный путь через бюрократические дебри, недостаток средств, постучать в десятки дверей и применить настоящую военную смекалку. Когда столкнулись с первыми отказами, поняли, что надо заработать авторитет в глазах власти. Решили начать с малого — поставить вертолет Ми-24 у ДК "Прогресс". Машина нашлась в Черниговке. Однако ее еще надо было как-то доставить. Только на это ушло 4,5 года обивания самых разных порогов, вплоть до Минобороны. Но дело было сделано.


Памятник Ми-24 у ДК. Фото: ИА PrimaMedia

Завязались контакты с мэрией. Когда город посетил экс-губернатор Владимир Миклушевский, с помощью мэра удалось добиться небольшого разговора, донести до него идею, объяснить необходимость музея авиатехники. Губернатор согласился. Только посоветовал, чтобы получить краевую субсидию, сначала оформить все экспонаты в собственность вместе с земельным участком. После того, как все это было сделано, Миклушевский объявил о сложении полномочий и убыл в Москву. А у энтузиастов остались во владении обещания и заболоченный земельный участок, за который еще надо было платить 40 тысяч рублей налога в год. Благо, что завод, которым руководил тогда Юрий Денисенко, не оставлял ветеранов в беде.

По-настоящему повезло только в 2018 году, когда врио губернатора Приморья стал Олег Кожемяко. В конце года он объехал почти весь край с предвыборным турне, не забыв про Арсеньев.

"На общегородском собрании губернатору начали задавать проблемные вопросы, и я поднял руку. Рассказал ему вкратце, что мы выполнили требования администрации по земле, по экспонатам — всё как есть. И объяснил, что всё это создаётся с целью патриотического воспитания, сохранения исторической памяти, профориентации, что крайне необходимо для "Прогресса".

Патриотизм — это любовь к Родине. Но любовь должна быть взаимной, не так ли? — спросил я у губернатора. Олег Кожемяко все понял, сказал, что после собрания у него будет совещание с городскими руководителями, и пригласил меня. Пообещал решить вопрос. Вот таким образом мы и решили".

Стоит ли посетить этот музей? Не то слово! Во-первых, где еще вы увидите в такой близи и кучности Як-40, Ту-134, Су-24, Су-25, Су-27. ИЛ-14, МиГ-15УТИ и другие самолеты. А Ан-8 — вообще большая редкость. В России осталось четыре таких машины. На реставрации находятся Ан-2 и МиГ-23.

Практически во все воздушные судна есть доступ — можно посидеть в кабине, повертеть штурвалом, нажать на красную кнопку, чтобы она не означала, пощелкать тумблерами. Но главное не это, а люди, которые здесь работают. В машинах они знают каждую деталь и поделятся с вами не только их историей, но и историями из личного опыта. И даже расскажут, как поднять этих гигантов в небо.

Сергей Супроненко отслужил военным летчиком почти 25 лет. Был штурманом самолета-разведчика Су-24МР. Сейчас на пенсии. Такого интересного экскурсовода надо еще поискать — он знает о воздушных судах все, а для тех, кто едва знаком с техникой, может рассказать свой предмет так толково, что волей-неволей захочешь изучать его самостоятельно.


Сергей Супроненко — летчик со стажем. Знает о самолетах все.. Фото: ИА PrimaMedia

Мы попросили показать самые яркие экспонаты.

— Да они все яркие, — говорит Сергей, и оказывается прав.

Он показывает ракету П-15, стоящую в самом начала экспозиции. Казалось бы, ракета и ракета.  Но она, в какой-то мере, сделала Арсеньев таким, какой он есть сейчас.


Можно посидеть у ракеты, с которой началась история большого Арсеньева. Фото: ИА PrimaMedia

Завод "Прогресс" был основан в 1936 году как авиаремонтное предприятие. В 1941 году начал выпускать самолеты УТ-2 — основной на тот момент учебный самолет для военно-воздушных сил в плане истребительной авиации. В 1948 переключился на выпуск Як-18. Почему тогда завод носит имя Николая Ивановича Сазыкина, который возглавил предприятие только в 1959 году? Ответ прост — именно он добился получения госзаказа на изготовление ракет. После этого начался период взрывного роста городского населения. В 1959 в Арсеньеве жило 26 тысяч человек, через восемь лет — уже 41 тысяча. Динамика сохранялась вплоть до 1992 года (72 тысячи). Можно сказать, что Арсеньев сложился как город благодаря полученном оборонзаказу.

Ми-34 — вертолет с неудавшейся судьбой. Считается спортивным — его делали для ДОСААФ. Первый полет произведен в 1986-м году. Крутит весь пилотаж. Его даже показывали на парижском авиасалоне в Ле Бурже. До распада Советского Союза было выпущено 27 штук. 10 в Москве и 17 в Арсеньеве.


Дальневосточный музей авиации. Фото: ИА PrimaMedia

"Самый крупный заказ поступил из Нигерии — страна купила 6 вертолетов, которые потом продали в Новую Зеландию. Для спортивного вертолета у него слабый двигатель, небольшая скорость — 180 км в час, небольшая дальность полета", — рассказывает экскурсовод.

После распада СССР судьба машины закончилась. Для санитарных нужд у него малая кабина. Хотели сделать его патрульным вертолетом, но в эксплуатации он дороже американского Робинсона. Не выдержал, в общем, конкуренции. Возобновить его в коммерческой модификации стараются в Ростове. Но это уже четвертая или пятая попытка — дай бог получится.

Один из гвоздей программы — среднемагистральный самолет Як-40, подаренный музею бывшим гендиректором "Владивосток Авиа" Владимиром Александровичем Сайбелем. Фишка в том, что машина полностью исправна, просто исчерпала свой летный ресурс. Ну а так, если заправить, то, в принципе, может и взлететь. Аккумуляторы еще подзарядить, да жидкости поменять. Правда, самолет стоит с пустыми баками, а рабочую технику надо хранить с полными.


Стройка курорта. Фото: ИА PrimaMedia

Летом здесь начнут возводить новые канатные пассажирские дороги с кресельными подъемниками. Их предусмотрено две штуки длиной 1,7 км каждая. Опоры от самарского завода металлоконструкций "СКАДО производство" уже прибыли и складированы на площадке. Кресельное оборудование будет от китайского изготовителя. Все трассы будут оборудованы системами искусственного оснежения.  

Старый бугель и опоры уже демонтировали. По словам специалистов, они в хорошем состоянии. Их передадут в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края — они еще способны пригодиться на других приморских горнолыжных базах.

Курорт планирует быть точкой роста для города как в экономическом, так и в инфраструктурном планах. Недавно представители компании вместе с администрацией города провели встречу с местным бизнес-сообществом, пригласили их к сотрудничеству, объяснили формат проекта — народный,  для всех, "как в Сочи и Шерегеше", без элитного флера и пафоса. Здесь есть большое пространство для общепита, мотокросса, СПА и прочих услуг.

"Мы за то, чтобы местный бизнес развивался вместе с нами и зарабатывал", — говорит Андрей Бибиков.

Вместе с краевыми и городскими властями разрабатывается проект реконструкции улицы Советской. Трехкилометровый участок дороги от поворота с главной трассы до въезда на курорт просится стать прогулочной зоной.

"Хотелось бы, чтобы там появилась какая-то прогулочная зона, освещение, — говорит Андрей Бибиков. — Мы не хотим быть ярким пятном, вокруг которого ничего нет. Наоборот, наш проект должен развивать соседние территории. Мы готовы сотрудничать в этом направлении".

***

Посмотрев еще раз на Арсеньев с одного из лучших ракурсов — с высоты горнолыжного курорта, мы снова отправились в путь.

День подходил к концу, но торопиться было уже некуда — до Чугуевки мы точно доедем засветло. Поэтому напоследок решили еще раз взглянуть на город, только с другого угла — с видовой площадки имени Владимира Арсеньева и Дерсу Узала. Еще один открыточный ракурс, а рядом — современное общественное пространство.

Проезжаем Варфоломеевку. Деревня всегда впечатляла меня урбанистическим подходом, ибо между домами и дорогой сначала проложена сточная канава, а потом — прогулочная тропа. В большинстве деревень, сел и городов, а, зачастую, и во Владивостоке, прогулочными зонами называют обочины. А тут — все как по учебнику городского комфорта. Владивостоку стоит брать в пример не Сингапур или Гонконг, а начать хотя бы с Варфоломеевки. 

За Варфоломеевкой начинается горный перевал, а за ним — Уссури.

Уссури — это настоящий приморский Нил, только наоборот: разлив Нила приносил египтянам слои плодородной почвы — бери и сажай, в Чугуевке же река уносит с огородов и полей весь чернозем. Как правило, вместе с содержащимся в нем урожаем. А так — принцип тот же.

Чугуевка. Впечатления

Подозрительно благостно в Чугуевке. Село приятно удивило корр. ИА PrimaMedia чистотой и ухоженностью. Берем интервью у гостиницы — там подрезают кусты и косят газон. Берем интервью в парке Памяти — опять на фоне жужжит газонокосилка. На центральной площади устанавливают фонтан, как во Владивостоке и Арсеньеве. В селе есть ФОК, Ледовая Арена и большой стадион, тоже аккуратно подстриженный.


Василий Апечук. Знает все о туризме в Чугуевском районе и Приморье. Фото: ИА PrimaMedia

Въезд в Чугуевку, действительно, представляет упадническое зрелище. Вас тут встретят много заброшенных предприятий, заборов, едва способных скрыть от глаз постсоветскую разруху. Одна из заброшек, из красного кирпича, выглядит в некоторой степени живописно — все в ней обросло зеленью. Если иметь романтический настрой и богатую фантазию, можно представить Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес древнего мира. Когда-то это был старый канифольный завод. Приходит мысль, что все мы живем в одном большом музее, в той самой его экспозиции, где показывают остатки древней и более развитой цивилизации. Конечно, мысль не авторская, а подслушанная где-то в интернетах и пришедшаяся ко времени. 


Заброшенное здание завода, где делались продукты из смол. В частности, канифоль. Фото: ИА PrimaMedia

"В Чугуевке был классный консервный завод, который перерабатывал дикоросы. Давно закрылся, — вспоминает Василий Апечук. — Закрылись все совхозы и колхозы. Парадокс — мы живем, считай, в деревне. У каждого есть огород, который надо удобрять. А где достать навоз? Сейчас это проблема. Держать скотину совсем не выгодно. Слишком дорогие корма".

Была здесь раньше и огромная заготовительная контора. Предприятие принимало все — ягоды, грибы, черемшу, папоротник и прочее. Все перерабатывали и отправляли в Японию, в Китай.

"Все умерло. Сбыта нет. Владивостокская кондитерская фабрика пишет объявление — купим мед. Я им звонил — почем? По 90 рублей. Да у нас сахар 80 рублей, а вы по 90 мед берете! Люди начали сокращать свои хозяйства. Это самое обидное", — сетует житель.

По его словам, все слухи, что приморский мед какой-то не такой и не подходит для внешнеторговых операций, — полная ерунда.

"Сам наблюдал в Хасанском районе: приехали туда японцы, у них прибор большой, которым в каждую флягу залазят. Вплоть до радиоактивности результат выдает. Они все померили и все забрали у мужика. Кедровые орешки наши заготавливают, в Китай сдают. А потом они поступают нам же, уже очищенные и в брикетиках", — говорит он.

***

Василий Апечук попал в Приморье в 1991 году. Сначала учителем физкультуры в Безверхово, а вскоре перебрался в Чугуевский район. Тяга к походам возникла тогда же — хотелось исследовать природу и мир вокруг, узнавать историю мест. Ну и сподвигать к этому школьников.

"Толчок был в 90-е годы, когда в Чугуевском районе проходили ежегодные соревнования по спортивному туризму, — говорит житель. — И призы там были! Представьте, за первое место — телевизор, за второе — видеомагнитофон. По тем временам — это как в "Поле чудес" суперприз выиграть. И все это районный уровень. Да и край не отставал. На 40-е краевые игры по спортивному туризму в Лукьяновке за первое место давали автобус. Выиграла тогда Черниговка. 40-50 команд участвовало. Вся поляна была в палатках. Большой палаточный городок. Было, за что бороться. Я фотоаппарат выигрывал за третье место. Была мотивация, отношение серьезное со стороны властей. А сейчас что? Грамота и килограмм печенья".

"Я иногда удивляюсь, как мало знают жители о своих достопримечательностях. У нас есть клуб единомышленников "Тропами Дерсу". Мы в субботу едем на водопад Слезы Принцессы — он в Анучинском районе, — продолжает Василий. — С ним связана красивая легенда, якобы он создан искусственно и под ним похоронена принцесса чжурчженей, а неподалеку есть крепость. Звонили в Анучино людям, которые работают там начальниками. И даже они не знают, что у них там под боком есть такие места".

В Чугуевском округе есть четыре вершины "Приморского барса" — горы Облачная, Снежная, Сестра и Голец. И одна вершина "Лунного медведя" — гора Изюбриная.


Следующая новость