Тропами старообрядцев: жительница села в Приморье собирает судьбы первых переселенцев

У Натальи Ушмаркиной есть мечта номер один — издать на основе собранных материалов большую книгу
Кокшаровка
Фото: ИА PrimaMedia

15 июня. Кокшаровку и Полыниху (60 км от Чугуевки) сейчас сложно разделить. Деревни находятся по разным берегам Уссури и соединены подвесным мостом, который содержится в порядке и восстанавливается после погодных катаклизмов благодаря местному предпринимателю Григорию Кравченко. Наталья Ушмаркина каждый день преодолевает этот мост по пути на работу. Если в Кокшаровке еще теплится жизнь, то от Полынихи осталось несколько дворов, за которыми тайга.

Все началось в 2008 году, когда она работала в сельской администрации. Близился очередной юбилей Кокшаровки, по какому поводу там собирали информацию, фотографии. Что-то приносили и рассказывали сами жители. Мероприятие провели, но поток материалов не прекращался, они копились, копились, копились. Их сбор и систематизация со временем превратилось в хобби.

"В один момент я открываю коробку, а у меня там уже стопка газет, пачка распечаток. Понимаю, что с этим уже можно что-то сделать, чтобы оно не забывалось со временем. Тем более, что людям интересно читать и узнавать историю места, где они живут. Особенно, когда это подается уже в готовом, проработанном виде. Ведь у всех свои дела и заботы, и не каждый может позволить себе поехать в архив", — говорит Наталья.

На старте было тяжелее всего.

"Не было понятия, с чего начинать. Прихожу в наш архив, говорю, что хочу найти материалы про Кокшаровку. Они говорят, замечательно, а чем мы вам можем помочь? Вот даже проблема — что спросить? Там помогли, подсказали, обратилась к старым домовым книгам, которые с 1930-х годов по всей стране стали вести".

Дальше пошли уже более нюансированные сложности. Например, название Кокшаровка в старых документах  как только ни коверкали — "кочкаровка", "кошмаровка" и так далее. Например, в некоторых документах Герой Советского Союза Георгий Васильевич Амяга записан уроженцем "Кочкарёвки". То же касается имен переселенцев — как их услышали в паспортном столе, так и записали. Одна измененная буква сильно усложняет поиск. Приходится пролазить и через эти дебри.

Если копнуть историю глубже, места эти пустовали редко. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные археологические памятники раннего средневековья. Ученые исследовали здесь бохайское городище с остатками дворца и погребального комплекса. По нынешней окраине села идет древний земляной вал. Сейчас он живописно зарос папоротником. Прочие древние постройки скрыты где-то в зеленом море полыни и сорной травы.

В свое время маньчжуры совершали набеги на территорию современного Приморья. "Улов" с нынешних Чугуевского и Яковлевского районов мог составить две-три тысячи рабов. Это дает некоторое представление о заселенности земель.

В царской России заселение Приморья началось после отмены крепостного права.

"Освободили крепостных, а дальше куда их? На Дальний Восток. Их обеспечивали землей, выделяли деньги на закупку лошадей, телег, инвентаря. Но и сама семья должна была иметь средства производства, инструменты, достаточное число кормильцев. У кого много малолетних детей — не пускали. Люди шли сюда большими семьями. Путь иногда занимал годы. Мало ли что могло произойти в дороге", — говорит Наталья.

Ехали сюда и по морю, и по суше. В начале XX века была построена железная дорога до Сретенска (Забайкалье). Дальше в Приморье добирались сплавом по Шилке до Амура, потом на телегах. Постепенно заселялись Дальнереченский и Кировский районы. Чугуевский был далеко не среди первых — скалы и перевалы затрудняли путь переселенцам.

В морском маршруте основными точками были Ольга и Владивосток. В 1880-х корабли "Доброфлота" присоединились к программе переселения, и людей стали доставлять сюда на пароходах. В среднем рейс занимал более 40 дней.

Одними из первых Чугуевский район заселяли старообрядцы.

"То, что для нас сейчас центр России, раньше было глубокой окраиной. После никонианского раскола старообрядцы стали покидать привычные места, селиться в еще более отдаленных территориях. Могли пожить на одном месте несколько лет, потом двинуться дальше. Таким путем постепенно они попали кто в Якутию, кто в Хабаровский край. Основная часть переселенцев шла сюда из Амурской области. Фамилии, которые я отслеживаю, пришли в Чугуевский район из Хабаровского края. Сначала селились в Николаевске-на-Амуре, а потом, когда там появились православные и казаки, двинулись сюда, в Приморский край. Под Ханкой у них было село. Когда и туда пришли казаки, старообрядцы пошли в Ивановку, Осиновку, Таёжку. Часть семей повернула в Яковлевский район, часть — в Чугуевский. Село Каменка у нас считается самым ранним", — рассказывает Наталья.

В 1901 году землемер Кокшаров исследовал эту местность и присмотрел 11 участков, более-менее пригодных для проживания.

"Вообще Кокшаровы — это целая династия. У них в семье были геологи, ученые люди. На Урале один из Кокшаровых занимался геологией. Нашел там минерал, его назвали Кокшаровит. Хорошая династия. Не отличались какими-то разгулом и кознями. Были именно учеными. Наш Кокшаров после революции уехал в Маньчжурию. Его там и похоронили. Мало по ним сведений, фотографии его так не нашли", — сетует жительницы.

С 1901 года сюда активно пошли старообрядцы. Конечно, здесь и так жили люди, в частности, китайцы и корейцы. Для некоторых это был чисто промысловый район, куда приходили охотиться. Для других — уже понятная зона земледелия.

Старожилы помогали старообрядцам, делились с ними опытом, какие есть лекарственные травы, что можно принимать в пищу, где растет черемша и прочее. Показывали, как правильно возделывать землю.


В Чугуевском округе любят свою историю. Даже школьный дневник — брендированный. Фото: ИА PrimaMedia

"В чем-то старообрядцы были очень консервативны — если привыкли пахать поле одним образом, то не изменят традиции, пусть перед ними будет даже пустыня, — говорит Наталья. — Китайцы наоборот, очень гибкие в этом плане. Территория у нас, скажем так, многоводная, с частыми подтоплениями. Поэтому они научились садить грядами. И был такой случай, когда женщина из старообрядцев наняла себе в помощь китайцев. Они посадили грядами. Урожай у нее получился лучше, чем у остальных. Ее хотели выгнать из деревни или забить, потому что она связалась с дьяволом. Не так садила".

В 1906 году, когда уже была построена железная дорога до Владивостока, хлынул настоящий поток переселенцев. В то время стали заселяться Саратовка, Самарка, Павловка, Варпаховка и Чугуевка. В том потоке сюда прибыла семья мужа Натальи — фамилия Цивилёвых.

"Я их отследила с 1800 года, с Пермской губернии, куда их пригнали с Вятки для работы на медных заводах Осокиных. Они выпускали самые первые самовары. Семья Цивилевых была большой. По программе переселения они попали в Енисейскую губернию — там была перевалочная база для всех переселенцев. Потом в Амурскую область. А потом уже сюда. Интересно, что в Енисейскую губернию они уходили старообрядцами, а в Амурской старший из сыновей, Константин, перешел в православие, стал православным священником. С ними шла семья Вавиловых. Там тоже один из сыновей перешел в православие. У Константина был сын, тоже Константин. И он тоже стал священником. Год назад я ездила в Яковлевский район, листала метрические книги. Смотрю, знакомая фамилия — Константин Цивилёв. Работал в Бельцово, в церкви, крестил детей. В частности, крестил дядю моей бабушки".

Надо сказать, что и у старообрядцев, и у православных в советское время судьба оказалась тяжелой. Рассматривая ветку Цивилёвых, видишь историю страны в миниатюре. Священник Константин Цивилёв-младший в 1933 год был осужден на три года за то, что не отказался от веры. Из лагеря он так и не вернулся. Его дочь Татьяна Цивилёва — участвовала в партизанском движении в 1918−1922 годах, развешивала по Владивостоку листовки, была знакома с Фадеевым. Ее муж Эдуард Крастин позже был расстрелян как троцкист. Другие члены семьи — братья Илларион и Иван — убежали от раскулачивания в Красноармейский район. В 1932 году там жестко подавили  Улунгинское восстание. Община староверов не приняла новую культуру быта, продажу спиртного в магазинах, и устроила бунт. После нескольких месяцев сопротивления ее стерли с лица земли. Около сотни человек было расстреляно. Часть общины бежала в Маньчжурию.

Члены фамилии засветились и в Тернейском районе. Там старообрядцы тоже не хотели принимать советскую власть. Мужиков загнали на пароход, били, пытали и заставляли отказаться от веры. Многие не выдерживали. Умерших сбрасывали в воду. Ночью женщины вылавливали тела, хоронили.

"Историй очень много, и каждая тяжела и интересна сама по себе. Одна бы я никогда столько информации не нашла. В архиве РГИА ДВ только переселенческих дел больше 20 тысяч. Одно может занимать 10 листов, другое — больше 100. И фамилии путаются. Помогают единомышленники", — говорит она.

У Натальи Ушмаркиной есть большая мечта — издать на основе собранных материалов большую книгу. Рано или поздно это просто обязано случиться. В ясном изложении неравнодушного человека судьбы отдельных фамилий сливаются в общий поток истории, и ты невольно задаешься вопросом — "А где же я в этом потоке?". Все это просится стать большой книгой. И можно быть уверенным, что в нее будут вложены не только статьи и иллюстрации, но и деятельная энергия любви человека к своему краю.

Помните, какие три вопросы задавали Одиссею все, кто его встречал? "Кто ты? Родители кто? И какого ты города родом?". Все-таки, и современному человеку стоило бы уметь ответить на них более-менее развернуто. ИА PrimaMedia продолжит свой проект "Портреты приморской цивилизации" (0+). Следите за новостями.

Смотрите полную версию на сайте >>>

Самые главные и важные новости PrimaMedia ВКонтакте

Telegram-канал PrimaMedia.Приморье - главное - быстрее многих


Следующая новость