10 июня. Методы воспитания в Советском Союзе были прямолинейными: слова отца или учителя считались неоспоримыми; если ты голоден, ешь, если нет — уходи от стола. Никаких специальных блюд не готовили. За стол могли садиться те, кто выполнял свои обязанности: делал уроки, помогал по дому или работал на учебных работах. Хочешь новую вещь — учись хорошо, хочешь новые карандаши — собери макулатуру. Дети имели права, но только после выполнения обязанностей. Некоторые методы были довольно строгими, пишет Лайф (18+).
Преодоление препятствий
Многие родители использовали этот метод, чтобы дети преодолели свои страхи. Не было специалистов, которые говорили бы о психологическом давлении на ребенка. Этот метод реально помогал: заставляли прыгать с высокого места, кататься на лыжах или санках, даже если ребенок испытывал страх.
Проявление упорства было ключом: "Мы будем ждать, пока ты это сделаешь!" В результате, дети преодолевали свои страхи. И все оставались в порядке.
Отказ от десерта или обеда
Один из строгих методов воспитания был связан с ограничением в питании. "Без обеда сегодня! Переосмысли свое поведение в своей комнате!" — такие слова звучали в ушах многих детей эпохи СССР. Порой ребенка не лишали основного приема пищи, но могли принудить попробовать не любимый суп или отказать в сладком. Не многие задумывались о том, что детям нужно сбалансированное питание, однако проблемы с избыточным весом у учеников были редкостью. К тому же, малыши всегда могли подкрепиться кусочком хлеба, взятым на кухне. Нужно было быть находчивым и уметь справляться с ситуацией. Когда детей лишали обеда или ужина один раз, от десерта могли отказать на несколько дней или даже недель. Все эти методы применялись без особой драмы и считались обыденными.
Отучение от пагубной привычки
Когда родитель узнавал, что его ребёнок попробовал курить, он применял нестандартный метод отучения от этой вредной привычки. Ребенка просили выкурить несколько сигарет подряд, стимулируя его не грубой силой, а убеждением. Последствия такого "эксперимента" в виде рвоты или плохого самочувствия обычно останавливали желание курить на долгое время. Сегодня такой подход может вызвать негодование, однако в те времена интервенция в методы воспитания со стороны государства была минимальной.
Освоение трудовых навыков
В СССР дети были приучены к труду с ранних лет. Вне зависимости от возраста, дети помогали взрослым во всех хозяйственных делах. Если семья отправлялась на дачу ухаживать за огородом или собирать ягоды, дети работали рядом с родителями. Это учитывалось как часть их воспитания, формирование характера и ответственности. Конечно, такое воспитание нередко связано с трудностями и препятствиями, но дети учились быть устойчивыми и справляться с ними. Такие приключения давали детям возможность похвастаться перед друзьями, рассказывая о своих маленьких "героических" поступках.
Осваивание плавания через испытание
Погрузить ребенка в глубокую воду с целью обучения плаванию был довольно жестким методом. Этот подход заставлял детей мобилизоваться, чтобы выжить. Хоть рядом и находились взрослые, готовые придти на помощь, такое "плавательное обучение" было напряженным и рискованным. Этот метод использовался не только для мальчиков, но и для девочек. Сложно понять, что двигало взрослыми при этом. Несмотря на риски, такие случаи были исключением. Большинство родителей обучали детей плавать постепенно.
Научиться справляться со своими проблемами
В советские времена родители были слишком заняты, чтобы углубляться в детали воспитания своих детей. В результате детям часто приходилось решать свои проблемы самостоятельно. Если ребенка дразнили или у него что-то отнимали, взрослые обычно не вмешивались, предоставляя ребенку возможность самому найти решение. Тем не менее, дети в те времена были менее агрессивными, а их воспитание в школе и дома было направлено на формирование моральных ценностей.
Строгость в воспитании
В редких случаях, когда ребенок допускал серьезные проступки, взрослые могли применять физическое наказание. Такое воспитание использовалось только в экстремальных ситуациях: при краже, пьянстве, агрессии или серьезной лжи. Это был метод для тех случаев, когда казалось, что ребенок "сбивается с правильного пути".