Мост через реку Амур в Китай меняет собственников

Новый транспортный коридор между Россией и Китаем доказал свою эффективность
Вагоны
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

27 июня. Железнодорожный мост Нижнеленинское (Еврейская АО) — Тунцзян (КНР) через реку Амур может получить новых собственников и оператора. Компания "Рубикон", зарегистрированная в Биробиджане, уже продала инфраструктуру моста московской компании"ИФР-1", где долей владеет ЗПИФ "Ипомея" и структура Газпромбанка. Далее "ИФР-1" может стать новым оператором объекта, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант" (18+).

Мост через Амур протяженностью 2,2 км связывает страны на участке межгосударственной границы в районе населенных пунктов Нижнеленинское и Тунцзян. Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов: шириной 1520 мм (Россия) и 1435 мм (Китай). Запуск движения по мосту в ноябре 2022 года создал новый транспортный коридор между Россией и Китаем, который позволяет сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции Китая более чем на 700 км.

Экспортные грузовые перевозки через железнодорожный пограничный переход Нижнеленинское — Тунцзян в январе-мае 2024 года составили 2,2 млн тонн (рост в 2,3 раза к аналогичному периоду 2023 года), в том числе 1,4 млн тонн угля (рост в 2,1 раза) и 674 тысячи тонн руды (рост в 2,3 раза).

Как стало известно “Ъ”, управляющее мостом ООО "Рубикон" продало недвижимое имущество — мостовой переход — ООО "ИФР-1", сказано в пояснениях к отчетности "Рубикона" за 2023 год. Подписание акта приема-передачи должно, согласно документу, состояться до 1 июля, договор заключен в декабре 2023 года. Стоимость имущества — 27 млрд рублей.

"Так как мостовой переход является единственным активом, от эксплуатации которого общество получает выручку, не исключена вероятность принятия участниками общества решения о ликвидации ООО "Рубикон", — сообщается в отчетности.

Компания "Рубикон" изначально принадлежала Фонду развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ). Сейчас, сообщается в отчетности, компания находится под конечным контролем РФ и Китая. По 28,125% в ООО владеют кипрские Exarzo Holdings Ltd. и Laxont Holdings Ltd., права которых по решению суда приостановлены до конца 2024 года, сказано в отчетности. Еще 25% "Рубикона" принадлежит АО "РЖД-Инфраструктурные проекты". В декабре 2023 года в капитал "Рубикона" вошла "ИФР-1", выкупив у ВЭБ.ДВ долю в 18,75% за 849 млн рублей, сказано в отчетности.

Китайская сторона рассматривает в перспективе организацию пассажирского сообщения через Нижнеленинское-Тунцзян.

По словам источника “Ъ”, ИФР-1 в итоге станет оператором моста. А один из собеседников “Ъ” констатирует, что происходит классический для корпоративных практик последних двух лет перевод актива во владение ЗПИФа, скрывающего участников и обеспечивающего определенную защиту от санкций.

Отметим, что группа компаний "Бамтоннельстрой-Мост", построившая российскую часть моста Нижнеленинское-Тунцзян, уже начала проектирование и строительство нового железнодорожного мостового перехода — Джалинда (Якутия)-Мохэ (КНР).

Грузовое и пассажирское сообщение через переход Джалинда-Мохэ было приостановлено в 2004 году. Вопрос о строительстве железнодорожного моста обсуждался на Восточном экономическом форуме (18+) осенью 2022 года при участии РЖД. Тогда же заинтересованные стороны договорились создать рабочую группу.

Новый международный мост может быть создан на базе закрытой пока железнодорожной ветки необщего пользования Сковородино-Рейново на условиях государственно-частного партнерства. Пресс-служба "Железных дорог Якутии" отмечала, что компания готова выступить подрядчиком при строительстве ж/д подходов к пограничному переходу.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость