2 июля. Кто он — житель Приморского края? На этот вопрос, по большому счету, могут ответить только профессионалы, ежедневно занимающиеся замерами общественного мнения, результаты которых дают актуальный социальный портрет приморца. Корреспондент ИА PrimaMedia поговорил с директором научно-исследовательского центра "Социологии и гражданских инициатив" Ольгой Ивченко и узнал о том, кто он — житель Приморского края, чем живет и о чем думает.
— Ольга Сергеевна, как вы пришли в социологию?
— Ну, это, наверное, социология пришла ко мне. Так получилось, что передали часть полномочий от департамента внутренней политики Приморского края научно-исследовательскому центру "Социология" и поставили задачу — поднять учреждение на новый уровень. У Центра расширился спектр задач для правительства края, то есть мы сейчас занимаемся еще и развитием институтов гражданского общества, помогаем департаменту внутренней политики края.
Сейчас мы в стадии становления вот этой обновленной структуры. У нас очень много молодых кадров, в том числе ученых. Порой очень горячие дискуссии разгораются в ходе разработки исследований.
— И как давно к вам пришла социология?
— Я руководила департаментом внутренней политики с 2018 года, и получается, что курировала это научное учреждение. Конечно, я была не так сильно погружена во внутреннюю кухню исследований... Но вот уже почти год я непосредственно участвую в этих процессах планирования, разработки, проведения исследований, анализа и прочего. Чтобы с коллегами говорить на одном языке, прошла переквалификацию по профилю и поступила в аспирантуру.
— Отношение к социологии изменилось после перехода в НИЦ "Социологии и гражданских инициатив"?
— Абсолютно изменилось. Я благодарна Богу, что мне представилась такая возможность настолько плотно заняться социологией, с полным погружением в такую узкую профессиональную специализацию. Эта наука для меня буквально открыла новые грани понимания мира, как можно смотреть на окружающие нас процессы с точки зрения фундаментальных подходов.
Образ народа востока России. Фото: ИА PrimaMedia
— Социология — строгая наука?
— Конечно. Особенно в части количественных исследований, опросов населения. Здесь используются только строгие расчеты. Если нужна определенная выборка, то высчитываются определенные квоты по количеству мужчин и женщин, статусу населенных пунктов и так далее. Только с таким подходом можно получить репрезентативный результат.
— О чем может рассказать социология?
— Социология выявляет тенденции отношения людей к тем или иным общественным явлениям. У нас она имеет прикладное назначение — для принятия решений исполнительными органами власти края. Иногда кажется что то, как ты думаешь — все так думают. Но начинаешь изучать мнения населения, разнородного (пенсионеров, молодежь, средний класс), и получаешь совершенно неожиданные данные, которые способны кардинально поменять подход к решению той или иной проблемы. Руководители всех органов власти края у нас обращаются к результатам социологических исследований.
— А можете рассказать такой случай, когда вы ожидали один результат, но получили другой, который прям шокировал — перевернул вашу картину мира "с ног на голову"?
— Для меня было неожиданностью результаты опроса молодежи. Мы же привыкли, что молодежь более аполитичная и протестная, всегда стоит на острие, можно сказать, бросает вызов обществу. А проведя исследование, мы выявили, что 92% молодых людей считают себя патриотами, любят свою родину и уважают историю, особенно период Великой Отечественной войны. Эти показатели удивили, потому что я думала, ну будет где-то порядка 60-70%. Что на это повлияло, не могу сказать. Возможно, последние события, которые происходят в нашей стране и в мире, которые позволили укрепить нашу идентичность.
— Вы ежедневно занимаетесь планированием, проведением, исследованием и анализом общественного мнения Приморья. Для себя у вас сложилось представление, кто он — житель края, приморец? Вы можете его описать? Чем он живет, о чем думает?
— Можно выделить общие тенденции. Например, практически половина населения Владивостока ездит на личном транспорте, порядка 60% своего личного времени он уделяет гаджетам и телефону, молодежь и среднее поколение читают новости в телеграм-каналах, более старшее поколение традиционно смотрит телевизор.
Или недавно мы провели замер уровня счастья и выяснили, что 82% населения Приморского края чувствуют себя счастливыми людьми, несмотря на испытания, которые подбрасывает нам жизнь ежедневно. Наверное, это природой заложено в наш характер, в характер дальневосточника — трудности нам нипочем, рассчитываем только на себя. От того, что мы умеем преодолевать трудности, мы находимся в состоянии счастья. И это прекрасно!
— Когда я готовился к интервью, я зашел на сайт центра и посмотрел результаты этого исследования. И заметил такую тенденцию, что в топе самых счастливых муниципалитетов не оказалось больших городов Приморья. Получается, у нас на юге Приморья, в Находке, Владивостоке, Уссурийске живут сравнительно несчастливые люди?
— В городе, согласитесь, поводов для стресса больше. Например, каждый день надо планировать дорогу на работу, этот путь может составлять полтора-два часа. Нужно учесть пробки, успеть детей довести до школы, есть какой-то ряд сопутствующих факторов. Пока едешь до работы, тебе нужно кучу вопросов решить. Это все тоже влияет на уровень удовлетворенности жизнью. Погодные факторы тоже вносят свой вклад в стресс... Снег, дождь, потоп и так далее в поселках воспринимаются проще, потому что все ближе.
Я сама некоторое время жила в Дальнегорске, там время совершенно по-другому течет. И море ближе, и клуб — все находится в шаговой доступности. А значит освобождается время для семьи и друзей. Или даже для того, чтобы добраться до моря требуется меньше времени. Это какие-то мелочи, из которых складывается наша жизнь, и делает нас счастливее.
Ну и где-то исследования могли выпасть на праздничное событие в отдельном районе, это могло повлиять на настроение опрашиваемых в конкретный момент.
— Какие формы социальной активности предпочитают приморцы?
— В конце прошлого года мы впервые проводили исследование эффективности реализации социальных проектов. Государство выделяет деньги на реализацию проекта, НКО исполняют проекты, а как они реализуют, оценили мы. Разработали методику, за которую получили патент. Это наше ноу-хау. Мы подошли к оценке этих проектов со всех сторон, то есть мы опросили благополучателей, опросили экспертов, органы власти, провели контент-анализ упоминаемости в СМИ, оценили финансовую и отчетную дисциплину. В итоге получили набор данных, который позволил из 78 проектов определить топ-10 лучших по 9 направлениям. В каждой категории были сильные НКО и сильные проекты, которые вышли в топ.
Одно из популярных направлений — это патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Там всегда больше проектов и желающих их реализовать. И эта тенденция длится уже, наверное, 3 года. Запрос у населения есть на патриотическое воспитание, и сами НКО видят эту потребность у общества.
У нас очень активные некоммерческие организации, быстро перестраиваются. Например, в период пандемии они пошли помогать инвалидам и престарелым, доставляли продукты. С началом специальной военной операции помогают собирать и доставлять гуманитарные грузы. Быстро подстраиваются под запросы общества.
Я не устаю ими восхищаться! Пока государство перестраивает свою систему, принимает законы и планирует бюджет, они, НКО, могут за секунду переориентироваться.
— В этом году Владивосток стал Молодежной столицей России, в связи с этим хочется узнать, кто — эта самая молодежь? Зачем нужно выделять отдельную категорию граждан?
— Для кого-то, все мы молодежь, не взирая на возраст. Но еще у нас есть федеральный закон о молодёжной политике, который определил, что молодежь — это категория граждан в возрасте от 14 до 35 лет. Уже второй год наш центр будет проводить отдельное исследование молодежи. Государству важно понимать запросы нового поколения, знать — что нужно молодежи. Что важно для молодых людей, чтобы они не покидали родные места, чтобы заводили семьи.
Владивосток же у нас — молодежная столица. И это не про статус, а в том плане, что в этот город едет молодежь со всего Дальнего Востока и из других регионов России. И это нормально, вне зависимости от эпох и периодов. Молодые люди едут туда, где движ, где можно себя проявить, что-то доказать. Всегда есть центры, где больше возможностей, и шире поле для самореализации.
Остаются во Владивостоке самые достойные, если молодой человек приехал сюда учиться, значит, смог поступить в университет. А если он еще нашел работу, которая сможет покрыть проживание, то почему бы и не остаться? Региональной столице нужны профессионалы. Когда ты реализован здесь и сейчас, это прекрасно для региона.
И конечно же, люди живут там, где есть работа. Если есть какое-то предприятие крупное, то люди там останутся жить. Если есть инфраструктура, садик, школа, больница, элементарные вещи.
Потому что переезд — это серьезное и сложное решение. Оторваться от родного дома, начать новую жизнь. Поэтому на такие поступки решаются далеко не все.
Вместе с тем, есть и обратные процессы: многие жители Владивостока переезжают жить в Артем и в Надеждинский район.
— После форума АТЭС-2012 дорогу построили, транспортная доступность улучшилась, да и жилье там дешевле.
— Сейчас идет активная модернизация городской электрички, планируют развить его до уровня легкого метро. Наш центр проводил исследования по этому поводу, анализировал трафик и удобство расписания. Оказалось, запрос у людей большой.
Губернатор и глава города неоднократно проводили мероприятия по согласованию расширения железнодорожной сети города. Это все дает возможность быстро передвигаться из точки А в точку Б без пробок. А если еще довести метро до Артема и Надеждинского района, тогда и незачем будет переезжать людям из ближайших городов и районов. 40 минут на метро и ты уже на работе.
Константин Шестаков относительно недавно объявил о сносе 80 незаконных объектов, которые мешали расширению железнодорожных сетей, которые планируют отдать под легкое метро. Срочно убирают гаражные кооперативы, которые часто строили с нарушениями, без разрешительных документов. Понятно, что есть и недовольные...
Специалисты РЖД приехали, оценили ситуацию, и работы по исполнению поручения президента России о развитии внутригородских транспортных перевозок продолжаются.
За общественным транспортом — будущее. Посмотрите, как работает метро в Москве! Когда я бываю в столице, я никогда не пользуюсь машинами, в этом просто нет необходимости.
Наш Центр в течение полугода провел ряд исследований. Наши сотрудники сами ездили и обработали огромное количество данных. На этих проектах мы сильно прокачали свои компетенции. Так вот, благодаря, в том числе, нашим исследованиям, мы поменяли несколько расписаний пригородных электропоездов. Буквально несколько минут изменили расписание, и люди стали на 10 минут раньше приезжать в центр города, то есть не в 9.05, а в 8.50. И это дало большую волну положительных комментариев. Люди писали: "Почему же этого раньше не сделали? Мы перестали опаздывать на работу".
Это произошло благодаря Олегу Николаевичу Кожемяко. Он лично проявил участие к нашим иследованиям.
— Какие исследования нас ожидают? Какие проблемы будет исследовать наш центр "Социологии и гражданских инициатив"? Что принципиально нового расскажут их результаты?
— Про фундаментальное исследование по транспортной доступности я вам рассказала. Еще планируем с департаментом внутренней политики исследования в области именно запросов сельской молодежи. Это, наверное, самые интересные исследования, которые будут проведены в этом году, либо в предстоящем 2025-м году. Ну, и, конечно, ряд политических исследований. Все, что касается нашей жизни, позволяет держать руку на пульсе.
Буквально на днях приступаем к исследованию. Как раз сейчас с краевым департаментом по делам молодежи разрабатываем ряд вопросов для изучения. В частности, измеряем разницу в восприятии идентичности у людей разных возрастов. Молодежь отвечает, что им близки люди их поколения. В то время как люди более старшего поколения больше идентифицируют себя с национальностью, профессией или местом проживания (с земляками). То есть в зависимости от того, на какой стадии развития находится человек, с такими институтами он себя идентифицирует.
И вот, например, интересно, как опрошенные молодые люди определили приоритетность базового набора ценностей. Если расставить по убывающей, то крепкая семья на первом месте, далее достойная жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение, права и свободы человека, патриотизм, историческая память. То есть практически 97% опрошенных ответили, что они хотят, чтобы были сохранены и укреплены традиционные ценности. Для молодёжи Приморья это очень важно.
— Понятно, они говорят правильные слова. А насколько их восприятие истории совпадает с представлением старшего поколения об истории? Если посмотреть по массовой культуре, как, например, менялся образ Екатерины Великой в кино, которое снималось в 1950-е, в 1970-е, в 1990-е годы и сейчас. Вроде все фильмы про историческую личность, но каждый раз это разные ракурсы, разные образы, даже разная лексика и подача речи (с акцентом и без акцента). И так ли молодежь смотрит на эти самые символы, на ту же самую историю и так же ее воспринимает, как мы хотим себе это представить? И почему нам важно эти символы постоянно поднимать?
— Я недавно приняла участие в обсуждении законодательной инициативы о внесении изменений в использование материнского капитала. Женское движение "Единой России" предложило, чтобы семья имела возможность использовать часть денег материнского капитала или все деньги на путешествия.
Многие участницы дискуссии возили своих детей по историческим местам, например, на Бородинское поле или в тот же Кремль. И их ребята дотронулись до истории, в чем-то даже прожили, непосредственно в моменте ощутили реальность давно минувших событий. После этого они стали иначе воспринимать прописные истины учебников истории. И, конечно, когда человек всё сам увидел, он серьезнее относится к истории нашей страны. Ему сложнее внушить сомнительные гипотезы на исторические темы. Поэтому, конечно, те дети, которые имели возможность побывать в музеях, съездить в места, где проходили судьбоносные для нашей страны события, могут вполне адекватно относиться ко всем режиссерским интерпретациям исторических персонажей и новосозданным кино— и телемирам.
— Можно сказать, что когда такие дети съездили на Бородинское поле, прошлись по Петергофу, потрогали камни старых стен или древней брусчатки, их представление об истории сближается с тем образом, который сложился у их родителей?
— Сложно сказать. Все очень персонально, многое зависит от семьи. Есть взрослые, которые сами этим не интересовались и никогда никуда не ездили. А нужно ездить вместе с детьми, чтобы находиться в одном эмоциональном состоянии.
Я не знаю, мне кажется, каждая семья — это такая индивидуальная история. Потому что я встречала семью, в которой ребенок любознательный и целеустремленный, он прям хочет и археологией заниматься, и историей. А его родители вообще никак…
Я очень часто таких детей вижу в Юнармии, то есть они стремятся, они патриоты, ну а дома в семье совсем все по-другому... И хорошо, что рядом в школе есть наставник, который способен таких деток вести. Хорошо, что сейчас государство готово предложить такие варианты активности для детей, чтобы они могли развиваться и более глубоко изучать историю.
— Но отношение к событиям и историческим персонажам тоже меняется. Например, был в нашей истории период времени, когда к белогвардейцам относились однозначно негативно. Было время, когда однозначно негативно относились к царским символам. Со временем громкие споры поутихли, но вопрос о том, какие символы нужно возрождать остался. Допустим, есть проект — в Хасанском военно-историческом парке собираются восстанавливать мраморного орла. Вот к чему он приведет? Он объединит людей вокруг этого символа или вызовет больше споров?
— Такие вопросы нужно обсуждать с населением. Потому что будет странно, если изначально население поселка или всего муниципального образования будет против проекта, а его все равно построят, это вызовет только негатив. С населением нужно обсуждать, какую идею этот символ будет нести. Насколько я понимаю, этот проект все-таки имеет историческое значение. И какая бы история у нас ни была, это наша история.
Мы должны знать историю, должны ею гордиться. Я за то, чтобы таких мест, как Хасанский военно-исторический парк, появлялось в Приморском крае как можно больше. В истории Приморья были и чжурчжэни, на этапе раннего развития государственности. Мы же не говорим, что будем поклоняться этим символам, а просто напоминаем, что это было в этом месте, это тоже часть нашего исторического наследия. Я считаю, что это очень хорошая идея, это поможет, в том числе, развитию привлекательности Хасанского округа. Туристам будет куда ехать, история, мемориальные и арт-объекты пробуждают интерес.
— Спасибо за интересную беседу! В завершение нашего разговора, что пожелаете приморцам в год объявления Владивостока — Молодежной столицей России?
— Нашей молодёжи желаю, чтобы они оставались такими же энергичными, такими же идейными! Чтобы всё, что они задумывают, находило отклик и сбывалось. Чтобы пользовались всеми возможностями, которые есть в крае.