24 июля. Чеснок, чесночные соусы, пасты и другая продукция на основе чеснока подорожали в России на 20-30 процентов по сравнению с прошлым сезоном. Как сообщили в Национальном союзе чесноководов, основными причинами стали низкая урожайность, засуха и монополия китайских производителей. О том, как изменились цены на этот овощ в магазинах, сообщает ИА PrimaMedia.
Согласно данным Росстата, цены на чеснок выросли на 41 процент по сравнению с прошлым сезоном. Этот овощ оказался одним из самых подорожавших продуктов за год. В начале 2023 года килограмм чеснока можно было купить в среднем за 233 рубля, а сейчас — за 364 рубля.
Российский рынок чеснока на 80 процентов зависит от китайского импорта. Овощ входит в топ-5 продуктов, которые наша страна закупает в Китае. Еще 10 процентов привозят из Ирана, Египта и Узбекистана. По данным Росстата, в России ежегодно выращивают от 200 до 250 тысяч тонн чеснока, однако на долю сельхозорганизаций приходится только 5 тысяч тонн.
Исполнительный директор Национального союза чесноководов Дмитрий Михальчук подтвердил в беседе с "Парламентской газетой" (18+), что китайские производители монополизировали рынок. Российские сельхозорганизации производят лишь 10 процентов чеснока. В основном его выращивают небольшие предприятия на площади до десяти гектаров.
Рост цен и низкая конкуренция
По словам Михальчука, чеснок подорожал в России на 20-30 процентов из-за прошлогодней девальвации рубля. Китайский импорт стал дороже, а российские производители ориентируются на него и поднимают цены пропорционально. При этом российский чеснок стоит вдвое дороже китайского из-за подорожания логистики, электричества, бензина и роста зарплат.
Чесночные соусы и пасты подорожали за год примерно в том же диапазоне — от 20 до 30 процентов. Причина в том, что чеснок второго сорта, используемый для переработки, тоже поставляют из Китая. При урожае в 5 тысяч тонн в год и китайском импорте в 50 тысяч тонн российские производители оказались неконкурентоспособны и не могут влиять на цены на рынке.
Михальчук считает, что решить проблему монополии китайского чеснока можно только при участии федеральных торговых сетей. Необходимо выделить часть полок в магазинах для российских производителей и предоставить господдержку.