Приморские строители выходят на мировой уровень благодаря саммиту АТЭС

О новых возможностях местных строительных фирм, накопивших опыт работы на стройках саммита, рассказывает гендиректор ОАО "Наш дом - Приморье" Марина Ломакина
Владивосток, 28 ноября, PrimaMedia. Строительные компании Приморского края, принимающие участие в сооружении объектов саммита АТЭС, получили шанс выйти на мировой строительный рынок благодаря приобретенному опыту и налаженным производственным контактам с мировыми строительными компаниями. Но за эту возможность им пришлось заплатить частью своих доходов, поскольку в регионе сложился дисбаланс между среднестатистической и рыночной зарплатой работников.

Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА PrimaMedia рассказала генеральный директор ОАО "Наш дом Приморье" Марина Ломакина.

- Марина Александровна, что дает приморским строителям участие в масштабных проектах, связанных с подготовкой Владивостока к саммиту АТЭС?

- Масштабные инвестиции, которые сегодня делает государство в экономику Приморья для подготовки к проведению дали возможность приморским строителям поучаствовать в реализации проектов саммита АТЭС, среди которых есть уникальные объекты. Тем самым они не только получили выручку, выплатили зарплату людям, но и получили опыт работы по мировым стандартам. 20 лет до этого строительный рынок в Приморье не развивался, опыт использования новых технологий, современных инженерных решений практически был на минимальном уровне. Но федеральные компании, на которых легла основная нагрузка в строительстве объектов саммита, не в состоянии были привезти в регион полностью весь свой штат и персонал, они вынуждены были отдавать часть работ местным компаниям. За последнее время уровень инженерной подготовки приморских строителей значительно вырос, многие процессы доведены до автоматизма и позволяют выполнять задачи в сроки, которые опережают в среднем мировые по аналогичным работам.

- Означает ли это, что приморские строители получили этот бесценный опыт задаром?

- Нет, даром, как известно, ничего в этой жизни не дается. Дело в том, что на запрос государства или муниципалитета дают ответ не сами строители, а рынок, который определяет цену за ту или иную услугу. На рынке труда в Приморье сложились региональные расценки. Они определены исходя из данных приморского управления статистики и, естественно, в эту статистику попадают не только "белые", легальные компании, но и те которые платят зарплату и "в серую", и "в черную", которая значительно меньше реальной. Поэтому случился перекос. По расценкам, среднестатистическая зарплата не соответствует запросам работников. Для иллюстрации можно привести такой пример. По данным статистики, сегодня в среднем заработная плата инженера-строителя в Приморье составляет в месяц от 10 до 23 тысяч рублей. А на рынке нанять такого специалиста даже за 40 тысяч невозможно. Поэтому компании, которые участвуют в государственных и муниципальных контрактах, вынуждены накладные расходы, сметную прибыль отдавать на покрытие разницы заработной платы. Это ведет к тому, что компания не имеет возможности обновлять свои основные фонды, укреплять материально-техническую базу, повышать инженерную квалификацию персонала.

- Почему же строительные организации идут на это?

- Для многих работа на объектах саммита станет стартом для выхода на новый уровень, когда они смогут принимать участие уже в коммерческих проектах и получать вознаграждение, которое будет соответствовать запросам компании. Пока что на государственных контрактах, основанных на госрасценках, они учатся определенным высокотехнологичным операциям. Например, на строительстве трех мостов во Владивостоке, каждый их которых является уникальным в своем роде. Но если завтра они получат частный контракт, они будут работать на основе договорной цены. Тем самым они сегодня платят за приобретение опыта, которого на рынке не было, приобретая шанс войти в число компаний, имеющих возможность на международном уровне реализовывать такие проекты. Естественно, то же самое относится и к проектным организациям, к отделочным компаниям.

- Можно ли предположить, что федеральный центр учитывал возможности быстрого "профессионального роста" местных строительных организаций?

- Конечно, нет. Когда федеральная власть определяла центром для сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Владивосток, ориентир, конечно же, был не на те компании, которые здесь есть, и которые за 20 лет обанкротились и перестали существовать. Выбирая Приморье в качестве плацдарма для экономической экспансии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, правительство ориентировалось на свои возможности как государства и те вызовы, которые сегодня есть в этом регионе, на те тенденции, которые возникли на макроэкономическом уровне. Одна из важнейших тенденций - это растущие азиатские рынки. Россия не хочет потерять для себя возможность интегрироваться в этот процесс, чтобы через свои тихоокеанские границы получить доступ к этим рынкам и использовать ситуацию с выгодой для себя. Владивосток близок к Корее, Японии, Китаю, поэтому Приморье, благодаря своему уникальному географическому положению, прежде всего может претендовать на эти рынки, это лучшее место, которое есть у России для реализации амбициозной задачи.

Смотрите полную версию на сайте >>>