16 сентября. В первый осенний месяц этого года Владивосток ожидает большое событие научного плана: 22-27 сентября при поддержке Российского исторического общества (РИО) и Фонда "История Отечества" здесь пройдет XIV съезд востоковедов России "Поворот на Восток и российское востоковедение" (18+). Одним из участников съезда станет директор Института восточных рукописей РАН, видный российский историк-китаевед, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Ирина Попова. В преддверии масштабного события журналист ИА PrimaMedia побеседовал с ней.
— Ирина Федоровна, вы являетесь директором Института восточных рукописей РАН. Не могли бы Вы немного рассказать о нем? Тем более, что, к сожалению, о нем мало кто из наших читателей слышал.
— И очень жаль, потому что наше учреждение стало первым в Российской академии наук специализированным гуманитарным центром. Называлось оно изначально Азиатский Музей и было создано в 1818 году по инициативе Сергея Семеновича Уварова, президента Санкт-Петербургской Императорской академии наук в 1818-1855 годах, министра народного просвещения в 1833 — 1849 годах, автора известный формулы "православие, самодержавие, народность", который, будучи западником и прожив довольно долго во Франции, был озабочен идеей осознания русской народности и происхождения русского народа. При этом Уваров понимал, что Восток — это колыбель человечества, где зародились основные мировые религии, и для него как для крупного государственного деятеля было очень важно донести мысль о значении Востока до российского общества. Он понимал, что востоковедение является частью нашей государственной идеологии и политики.
Уваров сделал очень многое для того, чтобы Азиатский Музей стал проводником знаний о Востоке в нашей стране.
На должность директора Азиатского Музея С.С. Уваровым был приглашен ученый, воплотивший и западную, и восточную традиции науки о Востоке, — Христиан Данилович Френ. Он был выпускником Ростокского университета в Германии, с одной стороны, он был представителем западной, рациональной школы востоковедения. С другой стороны, он прожил 10 лет в Казани, преподавал в Казанском университете, много общался с местными интеллектуалами, в частности, с семьей Халфиных на арабском языке, и таким образом впитал местную ученую восточную традицию.
Отслужив в Казани 10 лет, Френ собрался в Росток, в родной университет, где он был приглашен занять кафедру, но по пути он предполагал в Санкт-Петербурге описать нумизматические коллекции Кунсткамеры, и на эту работу отводилось около четырех месяцев.
Однако Российская академия наук всё сделала для того, чтобы задержать Френа в Санкт-Петербурге, в 1818 году он занял пост директора Азиатского Музея и в итоге прожил в России до конца своей жизни. Главной задачей, миссией Азиатского Музея было собирание, хранение и изучение рукописей на восточных языках. Исследовательские задачи расширилась в 1930 году, когда на основе Азиатского Музея был создан Институт востоковедения АН СССР, который полностью находился в Ленинграде до начала 1950-х годов, пока не было принято решение о его переводе в Москву. После Октябрьской революции 1917 года исследования Института были сосредоточены на изучении истории советских республик Средней Азии, создании словарей, латинизации восточных письменностей. А после Великой Отечественной, Второй мировой войны Советский Союз как держава, внесшая основной вклад в Победу, не захотел оставаться в стороне от политических процессов, начавшихся в Азии. Это было и образование Китайской Народной Республики в 1949 году, и обретение независимости Британской Индией в 1947 году, и появление на карте мира Государства Израиль, и процессы государствообразования на Ближнем Востоке. Институт востоковедения стал одним из флагманов новой азиатской политики страны.
При этом уникальная библиотека Азиатского Музея и богатейшее собрание рукописей были оставлены в Ленинграде, где было образовано Ленинградское отделении Института востоковедения АН СССР. В 1991 году Отделение стало Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения. В 2007 году Президиум РАН реорганизовал Институт востоковедения с образованием на основе его Санкт-Петербургского филиала Института восточных рукописей РАН.
— Чем, в основном, занимается институт сегодня?
Предпочтение, как и прежде, отдается изучению рукописной коллекции Института, т.е. того наследия, которое оставили нам поколения выдающихся учителей, наших предшественников. Наряду с этим, мы занимаемся историей, филологией Востока до начала ХХ века, то есть до начала модернизации этой части мира по западному образцу.
Сегодня наша страна разворачивается на Восток, обращается и к Ближнему, и к Дальнему Востоку. При этом для понимания Востока нам абсолютно необходимо знание традиции, истории, древней и средневековой. Это знание несут, в том числе, и старинные рукописи, которые мы храним. Их изучение не отстранено от сегодняшнего дня.
На Востоке вне традиции, просто так, ничего не происходит. Чтобы понимать современные процессы, нужно глубоко изучить и понять прошлое. Например, нынешний конфликт Палестины и Израиля уходит корнями вглубь столетий, а, может, и глубже. Цивилизация Востока гораздо древнее, чем Западная либеральная цивилизация. Этим Восток нам и интересен, он учит, и мы задумываемся, почему после веков отсталости от промышленной Европы страны Востока сделали столь мощный рывок вперед, не духовность и традиция ли дали им силы?
Начиная с 1990-х годов жители России больше смотрели на Запад. Многим было интересно впервые посетить Лувр или Британский Музей. Получится ли вновь попасть туда обычному нашему туристу в ближайшее время — неизвестно. Но ведь и в самой России, и в государствах Азии имеется столько замечательных храмов культуры, музеев, мест поклонения, силы. Они столь значимы для мировой цивилизации, стоит только открыть глаза. Отрадно, что наши граждане активнее путешествуют по своей стране. Россия — абсолютно уникальна в том смысле, что, как многие считают, не принадлежит ни Востоку, ни Западу, но ведь можно и сказать, принадлежит и Востоку, и Западу.
В нас живет ощущение своей самобытности. Оно и должно вести нас дальше. В нем наша устойчивость, наше чувство самосохранения. При этом мы питаем себя и восточной традицией, и западной. Но даже Великому Петру Первому не удалось нас сделать полностью западной страной. Да, была верхушка, которая говорила только по-французски и даже не знала русского языка, меняла православие на католичество. Но, при этом, был народ, была община, была соборность.
Нас многое делает абсолютно самобытными. Изучая Восток, мы лучше познаем себя. Что роднит нас с Востоком? Думаю, это прежде всего гуманизм, уважение традиционных ценностей. У нас традиционная семья, традиционное отношение к своему долгу, к своей работе, к тем ценностям, которые нас держат в жизни. Я думаю, что поэтому прежде всего Восток нам ближе, и мы с ним на этой основе находим общий язык.
— Ирина Федоровна, вы являетесь китаеведом, специалистом по китайскому средневековью. Интересно, современный Китай что-нибудь унаследовал из той эпохи?
— Конечно. Вот вы спросите любого китайца от простого, малообразованного человека, подметающего улицу, до профессора в университете, в чем главная гордость его жизни. И каждый из них ответит: "В том, что я китаец". Они понимают, что их культура не имеет аналогов. Им это прививают с детства. Когда были Олимпийские игры 2024 года, я находилась в Китае и смотрела по телевидению, как спортсмены, мальчики и девочки плачут, когда поют гимн КНР, с благодарностью говорят о своих наставниках. И на трибунах было очень много болельщиков из Китая, и все они плакали и пели гимн. Действительно, мы наблюдаем, что система, когда государство заботится о людях, работает. 16-летняя девочка, которая занимается серфингом, рассказывает, что она выросла в горной деревне, никогда не видела моря, но ей очень хотелось туда попасть. Ее заметили, определили в интернат, она проявила колоссальную волю, для нее нашлись тренеры, один, второй, которые передавали ее с рук на руки, и вот она выросла в настоящую спортсменку, участницу Олимпиады. Этот человек вырос благодаря социальным лифтам, работающим в Китае. Эту систему, разработанную в Советском Союзе, Китай воспринял, а вот у нас, к сожалению, сейчас она утрачена. В Китае ценят чувство ответственности за страну. И это работает, это вселяет в меня надежду, что и у нас в молодых людях можно воспитать такое же чувство. Но работать нужно над этим много. Многое мы утратили и нужно восстанавливать. Я часто спрашиваю студентов, в чем их мотивация, чего они хотят достичь? И если обобщить их ответы, получается, что они хотят жить ради саморазвития.
Я их спрашиваю: "Ну, хорошо, ты саморазвился, а дальше что? Вот это ваше развитие, ради чего оно?" И тут они начинают плыть. Чувство ответственности за свою профессию, за страну, традицию нужно в них воспитывать заново. А вот в Китае сохраняется чувство локтя, уважение к своему государству, к своей родине. Они гордятся, что они китайцы, представители древнейшей культуры. И, возвращаясь к вопросу, зачем нам нужно востоковедение, скажу еще раз: "Изучать традицию", потому что традиция воспитывает людей.
— А молодежь сейчас идет в востоковедение?
— Идет, но мало. Приходят сначала, потому что интересно. А когда понимают, какой это колоссальный и неблагодарный труд, возникает иная ситуация. В нашей профессии, для того чтобы воспитать настоящего специалиста, нужно как минимум 10 лет. А на самом деле — 20 лет, чтобы специалист умел и читать на древнем языке, и разбирался в источниках. И все-таки энтузиасты приходят. К сожалению, многие направления востоковедения у нас сейчас просто вымерли. Курдоведение, например. Была в нашем Институте группа из пяти человек, но все они один за другим ушли, никого не осталось. Многие отрасли мы теряем. Престиж гуманитарных наук в стране падает. То, чем всегда гордилась российская наука. Расшатала нашу систему 5-летних работ над темой, что было оптимально, западная система 3-летних грантов. Поиск тем идет часто именно под запросы грантодающих организаций.
— Приедете на съезд востоковедов во Владивосток?
— Приеду. Николай Николаевич Крадин — выдающийся организатор науки, он все прекрасно делает (Крадин Николай Николаевич — советский и российский историк, археолог, антрополог, обществовед, теоретик государства; директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (с 2017), академик РАН (2022); доктор исторических наук, профессор; президент Общества востоковедов России и председатель оргкомитета предстоящего Съезда — Ред.).
— Мне кажется, востоковедение достойно большего упоминания, медийности, что ли. Даже с этой точки зрения съезд сделает свое дело. О нем будут писать СМИ, его покажут по ТВ.
— Это правильно. Замечательно, если люди к этому потянутся. Мы всегда приветствуем профессионалов, хороших специалистов, которые действительно глубоко занимаются востоковедением. Тех, для кого это не хобби, а смысл жизни. На сайте Института восточных рукописей написано "Востоковедение как образ жизни". И это действительно так.
Напомним, что 23-26 сентября во Владивостоке на площадках ДВО РАН и ДВФУ пройдет XIV съезд востоковедов России "Поворот на Восток и российское востоковедение" (18+), при поддержке Российского исторического общества (РИО) и Фонда "История Отечества". Общество востоковедов в России было создано еще в 1900 году и после перерыва воссоздано в 1979-м году по инициативе Евгения Максимовича Примакова — известного востоковеда, академика, руководителя СВР и МИД РФ. Центр этой научной ассоциации сейчас базируется в Институте востоковедения РАН в Москве. В общей сложности в оргкомитет XIV съезда востоковедов России поступило более 200 заявок на участие. Будут работать порядка 20 секций, начиная от классической, древней истории Востока и изучения языков и заканчивая таким актуальным направлением, как практическое востоковедение. К началу съезда в 44-й томе издания "Труды ИАЭ ДВО РАН" (18+) опубликуют пленарные доклады.