Сейчас весь мир этим пользуется: ТОП-7 прорывных изобретений СССР - тогда на них забили

Спустя годы аналогичные изобретения обрели успех уже за рубежом
Тематическое фото
Фото: Unsplash.com

18 сентября. В середине XX века советская промышленность и наука были одними из самых прогрессивных в мире. Однако из-за плановой экономики многие инновационные технологии остались без внимания и финансирования, и спустя годы аналогичные изобретения обрели успех уже за рубежом. Рассказываем о 7 разработках СССР, которые опередили свое время, но были забыты, и лишь спустя годы стали неотъемлемой частью современного уклада.

Мобильный телефон

Первым мобильным телефоном в мире считается Motorola DynaTAC, выпущенный в 1973 году. Однако еще за 16 лет до этого события московский инженер Леонид Куприянович разработал прототип мобильного телефона ЛК-1 весом 3 килограмма. Аппарат мог работать автономно на расстоянии 20–30 километров от базовой станции, а для набора номера абонента использовался дисковый механизм, как на обычных телефонах того времени. 

Позже московский изобретатель усовершенствовал свое устройство, уменьшив его вес до 0,5 кг. А к 1961 году он создал экспериментальный карманный образец весом менее 100 г. В интервью журналистам Куприянович сообщил, что последняя модель радиофона готова к массовому производству на одном из советских заводов. Однако обсуждение проекта было прекращено. Причины этого неизвестны даже дочери изобретателя, которая сказала: "Ему подарили автомобиль "Волга" в качестве благодарности". 

"Умный дом"

В СССР разработка системы умного дома началась еще в конце 1980-х годов, и в 1987 году она была представлена широкой аудитории. Она носила имя СФИНКС (Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс) и разрабатывалась командой дизайнеров под руководством Дмитрия Азрикана во ВНИИТЭ (Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики). Система состояла из различных устройств для домашнего использования, способных взаимодействовать друг с другом. 

Однако прототип так и не был полностью разработан, потому что советская промышленность не располагала технологиями для реализации такого проекта. В дальнейшем из-за распада СССР и недостатка финансирования проект был забыт.

Человекоподобный робот

В 1966 году советский инженер Борис Гришин создал экспериментального робота-секретаря АРС, или "Арсика". Этот робот должен был помогать больной матери изобретателя, передвигаясь по квартире, отвечая на телефонные звонки, включая свет и бытовые приборы, регулируя температуру в помещении и вызывая экстренные службы, когда ученого не было дома. 

Изобретение Гришина получило награду "За самую сложную конструкцию". Про него писали в газетах и журналах, в том числе за границей. Однако проект не привлек интереса ученых и не получил финансовой поддержки для дальнейшего развития. После смерти создателя робот был передан Калужскому музею истории космонавтики, где и находится до сих пор, привлекая посетителей. 

Интроцикл

Интроциклы — мотоциклы, помещенные внутрь колеса. Они распространены меньше, чем электросамокаты, но все же существуют. 

Подобная конструкция появилась еще в конце XIX века, но первый действующий интроцикл был официально представлен в 1971 году американским изобретателем Керри Маклином. Возможно, советский инженер Эдуард Мельников мог бы сделать то же самое годом ранее, собрав интроцикл, способный развивать скорость до 70 км/ч на асфальте и до 20 км/ч на пересеченной местности. Мельников был одним из первых, кто усовершенствовал эту конструкцию, используя детали советских мотоциклов и автомобилей. Однако разработка не получила дальнейшего развития. 

Прообраз интернета

В конце 1950-х годов советский ученый Анатолий Китов активно разрабатывал систему связи, подобной современному интернету. В 1959 году он предложил советскому правительству создать и внедрить сеть для быстрого обмена данными между всеми электронными вычислительными машинами в стране. Однако на государственном уровне эта идея не нашла поддержки.

В 1961 году советский кибернетик Виктор Глушков также предложил идею создания системы для общего учета и обработки информации через связь между компьютерами. Но и его идею проигнорировали. Власть считала, что методы оптимизации и автоматизированные системы управления не нужны, так как партия использует собственные методы управления, такие как совещания со стахановцами и колхозниками-ударниками. 

Водородный автомобиль

"Москвич 412 ИЭ" появился на улицах Харькова в 1976 году. 

Автомобиль был разработан учеными Института проблем машиностроения Академии наук УССР. В их автопарке также были "Жигули" и "Волга" с водородными двигателями. Однако ни одна из этих разработок не дошла до массового производства. В настоящее время многие крупные производители автомобилей, такие как BMW, Hyundai, Toyota и другие, выпускают водородные автомобили небольшими партиями.

Поезд на магнитной подушке

В 1979 году СССР стал одной из двух стран (второй страной была Германия), запустивших экспериментальный общественный транспорт, известный как маглев (magnetic levitation). Это была новая технология, благодаря которой поезд "левитировал" над землей. Изобретение также называли "поездом на магнитной подушке". 

Первыми республиками, планировавшими запустить маглев, были Казахская и Армянская ССР. Однако строительство было приостановлено из-за строительства метрополитена в Алма-Ате. Через год после начала строительства линии в Армении, в 1988, произошло Спитакское землетрясение. Также в те годы развивался нагорнокарабахский конфликт, а в 1991 не стало СССР.  

По материалам РБК Life (18+)

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость