17 сентября. Общественное пространство Третьяковской галереи во Владивостоке стало местом проведения мастер-классов "Художник в кино" (12+) в рамках специального проекта "События. Меридианы Тихого"(12+) от организаторов международного кинофестиваля стран АТР "Меридианы Тихого" (12+), который начался во Владивостоке 13 сентября и продлится до 21 сентября. Официальное открытие мероприятий в Третьяковке состоялось в субботу, 14 сентября, сообщает ИА PrimaMedia.
Собравшимся в уютном и креативном общественном пространстве Третьяковской галереи напомнили, что 21 год назад во Владивостоке была создана команда специалистов, друзей и гостей города, возникла особая атмосфера киноискусства. За эти годы на площадках Международного кинофестиваля "Меридианы Тихого" (12+) побывали не только звезды мирового и отечественного кинематографа, актеры и режиссеры, но и те, без кого также не мыслим кинопроцесс — сценаристы, кинооператоры, художники кино, кинокритики. Формат кинолектория, выбранный организаторами проекта "События. Меридианы Тихого", заставил вспомнить и об этом.
Мастер-класс кинолектория "Художник в кино". Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Меридианы Тихого" впервые проходят в таком, можно сказать, камерном формате, отметила куратор проекта "События. Меридианы Тихого" Наталья Шахназарова, поблагодарив многолетних друзей кинофестиваля за помощь в исполнении задуманного, а тех, кто приехал во Владивосток, за готовность поделиться со зрителем своим опытом и знаниями о кино.
"Все 20 лет своего существования фестиваль "Меридианы Тихого" как раз показывал фильмы, которые заставляют думать. Долго вспоминать о них, сопереживать и дают возможность творческого общения со зрителем. Это самое ценное. Режиссеры и актеры, представляя фильм, говорят зрителю: "Наберись терпения, всмотрись в себя. Это фильм не для развлечения", — сказала Наталья Шахназарова.
Наталья Шахназарова. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Первый мастер-класс кинолектория "Художник в кино" дала художник по костюмам, лауреат кинопремии "Ника" за лучшую работу художника по костюмам на фильмах "Замок" (1994) (18+) и "Матильда" (2017) (18+) Надежда Васильева. Вдова известного кинорежиссера Алексея Балабанова, она работала в большинстве его фильмов, включая культовые "Брат" (18+) и "Брат-2" (18+).
Как рассказывала сама Надежда Васильева, свитер крупной вязки, который во многом определил образ и манеру поведения Данилы Багрова (Сергей Бодров-младший), она нашла случайно, заглянув в магазин секонд-хенд, поскольку больших денег на костюмы для фильма не было.
"Искала-искала и вдруг нашла этот свитер. Стоил он 35 рублей. Я сразу поняла — вещь. Напялила его на Бодрова, Леша [Балабанов] посмотрел и сказал: "Что это он такой крутой? Он не может быть крутым". А я говорю: "Да этот свитер мама ему связала!" И мы еще долго спорили. Но Сережа [Бодров] так хотел быть крутым, что уломал Балабанова на свитер. Леша только поставил условие, что его хоть чем-нибудь надо задрипать. Так появилась полиэтиленовая ветровка поверх свитера. Потом мальчики так одевались — бушлат и свитер".
С таким же увлечением она рассказывала о работе над новым фильмом-сказкой "Огниво" (6+, режиссер — Александр Войтинский), который скоро выйдет на экраны.
Надежда Балабанова работала со многими известными кинорежиссерами России, такими как Семен Аранович, Владимир Бортко (на сериале "Мастер и Маргарита" (16+) в качестве художника по костюмам), Алексей Учитель и др. Ее фильмография включает более 40 фильмов, среди которых масштабная "Матильда" (18+), для которой Васильева изготовила изготовлено более 7 тысяч оригинальных костюмов, а также предметы гардероба — обувь, головные уборы, украшения и аксессуары. Несколько костюмов она привезла во Владивосток.
Надежда Васильева. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Свое выступление в общественном пространстве Третьяковки художница посвятила тому, как, благодаря костюмам, герои картин обретают свои неповторимые образы. При этом она отметила, что несмотря на то, что сегодняшний кинематограф получил новые возможности благодаря современным продвинутым ИИ-технологиям, опыт предшественников, не имевших таких возможностей, остается бесценным и учитывается нынешними мастерами.
В последующие дни на площадке Третьяковки на улице Алеутской состоялись другие интересные мастер-классы.
Главный редактор журнала "Киносценарии" (18+) и директор галереи "Дом Нащокина" Наталья Рюрикова, дочь знаменитого художника Петра Пашкевича, по эскизам которого около 50 лет на киностудии имени Горького создавались многие известные фильмы советского кинематографа 1940–1990-х годов, рассказала о творчестве своего отца. Среди фильмов, в которых он работал, можно назвать такие, как "Сельская учительница" (0+) "Крестного отца итальянского неореализма" (16+) Марка Донского, "Добровольцы" (12+) Юрия Егорова, "Разные судьбы" (12+) Леонида Лукова, "Красное и черное" (16+) Сергея Герасимова.
Российский режиссер театра, кино и телевидения, сценарист и продюсер, киноактер и педагог Феликс Михайлов, лауреат Национальной премии в области телевидения "ТЭФИ" (18+), один из создателей и художественный руководитель театра "Ленинград-Центр", посвятил свой семинар творчеству художника по костюмам и художника-постановщика Людмилы Кусаковой, работавшей на "Мосфильме" и в таких известных театрах, как Театр имени Моссовета, Театр на Малой Бронной и МХАТ имени М. Горького.
Ее фильмография как художника по костюмам включает такие известные фильмы, как "Гранатовый браслет" (12+), "Айболит-66" (0+), "Анна Каренина" (16+), "Чайковский" (12+), "Невероятные приключения итальянцев в России" (16+), "Сто дней после детства" (12+) и др., как художника-постановщика — "Обыкновенное чудо" (12+), "Покровские ворота" (12+), "Город Зеро" (16+) и др.
Муж Людмила Кусаковой — Михал Карташов — был также художником кино (он работал на таких фильмах, как "Пакет" (6+), "Операция "Трест" (12+), "Адъютант его превосходительства" (12+), "Два капитана" (6+), "Ищите женщину" (12+) и др.). В ленте "Тени за кадром" (12+), который привез Феликс Михайлов, зрители смогли увидеть, как любовь помогла им создавать миры, а случай — сохранить их наследие. Фильм создан в жанре анимадок по дневникам и письмам героев фильма.
Напомним, в Приморье при поддержке правительства края начал работу Центр поддержки и развития кино, в задачи которого входит развитие киноиндустрии в регионе и создание благоприятной среды для кинематографистов страны. Еще одним из ключевых шагов в развитии киноиндустрии Приморского края стал запуск системы рибейтов для кинематографистов России — меры финансовой поддержки, которая дает возможность получить частичное возмещение затрат из краевого бюджета на производство национальных фильмов в регионе для повышения его туристской популярности.