20 сентября. На Приморской сцене Мариинского театра — первая премьера сезона 2024/2025 годов (хочется верить, что не последняя). Линейку "веселых" опер репертуара, куда уже входят "Летучая мышь" (12+), "Любовь к трем апельсинам" (6+) и "Свадьба Фигаро" (12+), продолжила "образцовая опера-буффа", как ее принято называть, "Дон Паскуале" (12+) Гаэтано Доницетти. Первые премьерные показы состоялись 14-15 сентября. На втором из них побывал обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов.
Итальянский композитор Гаэтано Доницетти, по нашим меркам, прожил не очень долгий век — талантливый сын сторожа и ткачихи из Бергамо (Ломбардия) умер на 51-м году жизни. Однако этого ему хватило для того, чтобы написать, по разным подсчетам, от 68 до 74 опер. Достижение будет выглядеть еще более значительным, если иметь в виду, что первую свою оперу он написал в 1818 году, а последнюю — в 1843 году. То есть "оперный период" Доницетти составил всего 25 лет.
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Такая плодовитость и скоропись, возможно, объясняется весьма прозаически: Доницетти жил композиторским трудом, ему элементарно нужны были деньги. Но была еще и творческая задача, заложенная Россини и продолженная Беллини и основанная на взаимодействии композиторского творчества и вокально-исполнительской практики. Открывался новый век бельканто, техники виртуозного пения, которая, как известно, характеризуется плавностью перехода от звука к звуку; непринужденным звукоизвлечением; красивой и насыщенной окраской звука; выровненностью голоса во всех регистрах; легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощренных местах мелодического рисунка. Добавьте сюда драматическое раскрытие того или иного образа, и перед вами развернется почти полная картина оперного совершенства.
Именно таким совершенством в жанре оперы-буффа, считают многие исследователи "Дона Паскуале".
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Эта опера-буффа была создана в 1843 году и, таким образом, относится к позднему этапу творческой жизни маэстро. Наряду с операми "Любовный напиток" (12+), "Лючия ди Ламмермур" (12+) и "Фаворитка" (12+) эта вещь считается одним из главных шедевров, созданных Доницетти.
Причем веселый и искрометный "Дон Паскуале" был написан именно тогда, когда его создателю было не до смеха. Находящийся на пике своей славы композитор стоял на пороге физического и духовного истощения. "Я смеюсь, но тебе-то известно, что на душе у меня печаль, которую я скрываю под мишурой веселья", — писал Доницетти одному из своих родственников. Кто знает, может быть, как раз это настроение легло в основу образа несчастного даже в своем богатстве старика Дона Паскуале, с которым жизнерадостная молодежь сыграла жестокую шутку.
Примечательно, что "Дон Паскуале" был написан всего за 8-14 дней (мнения о точном сроке создания оперы высказываются различные). Доницетти всегда писал очень быстро, что не могло не сказаться на качестве. Тем не менее, четыре эталонных оперы Гаэтано все же создал, а это вовсе даже неплохо, учитывая, что от иных творцов, кроме тире между двумя датами, вообще ничего не остается.
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Быстрота, с которой был создан "Дон Паскуале", была рекордной даже для Доницетти (выходившая тогда юмористическая французская газета "Шаривари" (18+) по этому поводу даже опубликовала карикатуру "Доницетти пишет двумя руками").
Причин тут, думается, несколько. Во-первых, по своему обыкновению, Доницетти заимствовал часть музыки из произведений, написанных им ранее (хозяин — барин, поздняя переработка ранних вещей — святое дело, хотя не у всех получается: вон Пуччини в первой редакции "Мадам Баттерфлай" (16+) попытался использовать этот же прием, но был разоблачен и освистан публикой). Тем более что это позволило реализовать довольно интересную находку — ироническую автоцитату из ансамблевых эпизодов своих собственных серьезных опер (таких, как секстет "Лючии ди Ламмермур"").
Во-вторых, Доницетти лично участвовал в переработке старого либретто Анджело Анелли "Сэр Маркантонио" (12+), которой занимался поэт Джованни Руффини, и поэтому имел возможность сразу приспосабливать сюжетные, драматические ходы к музыкальным. Как отмечают исследователи, досотрудничались до такой степени, что Руффини махнул рукой и оставил композитора творить, что ему вздумается, в одиночестве.
В-третьих, Доницетти, вырвавшийся из тесных пут мрачных драматических опер, которыми он тогда занимался на фоне прогрессирующей душевной болезни, испытал большое вдохновение, прикоснувшись к легкому и озорному жанру оперы-буффа.
Наконец, Доницетти точно знал, какими вокальными и драматическими способностями обладают будущие исполнители (состав актеров был согласован еще при первых переговорах Театра Итальен с композитором в сентябре 1842 года).
На партию Норины назначили Джулию Гризи, на партию Эрнесто — знаменитого тенора Джованни Марио, на партию доктора Малатесты — не менее знаменитого баритона Антонио Тамбурини и, наконец, на партию Дона Паскуале — культового, как бы сейчас сказали, баса Луиджи Лаблаша, для которого специально писал песни Франц Шуберт и который потрясал публику в партии Риккардо из "Пуритан" (12+) Винченцо Беллини. Кроме выдающихся вокальных данных, Лаблаш был известен объемами своего тела. "Словно огромный жук хочет распахнуть крылья и улететь, но не может", — писал о нем Теофиль Готье, поэт и прозаик, журналист и критик, автор сценариев для балетов, в том числе "Жизели" (12+) совместно с Анри де Сен-Жоржа и Жана Коралли.
По традиции, герои оперы-буффа представляют персонажей комедии дель арте — итальянского народного театра. Дон Паскуале — это Панталоне, Эрнесто — страдающий от любви томный Пьеро, Малатеста — интриган Скапен, а Норина — хитрая кокетка Коломбина.
В основу сюжета легла типичная для комедии дель арте история про богатого старика, решившего жениться на молоденькой. Вместе со своим возлюбленным и его хитроумным другом она обводит старика вокруг пальца и заставляет поступить его так, как это выгодно молодым.
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Доницетти был уверен в своем детище, однако музыкальный материал не вызвал энтузиазма у руководства театра и оркестра. Репетиции проходили достаточно сложно. Доницетти казалось, что постановка обречена. Генеральная репетиция не принесла облегчения — все думали, что опера провалится.
Доницетти ушел домой в большом огорчении. Случайно в ящике своего комода он нашел когда-то написанную им серенаду, о которой совершенно забыл, и на следующий день дал ее тенору. Это была одна из самых красивых арий в опере — "Com’e gentil" ("Чудесная ночь").
А далее произошло чудо — премьера оперы в Театре итальянской комедии в Париже прошла с небывалым успехом. Критики отмечали, что "Дон Паскуале" стал самой выдающейся работой, написанной для этого театра. Несколько номеров публика бисировала, певцы и маэстро неоднократно вызывались на поклоны. Спектакль шел беспрерывно почти три месяца.
Парадокс заключается еще и в том, что в отличие от других знаменитых опер Доницетти в "Дон Паскуале" нет таких всемирно известных номеров, как секстет из "Лючии", теноровая ария (Неморино) "Una furtiva lagrima" ("Слезы любимой видел я") из "Любовного напитка" или "Salut a la France" из "Дочери полка" (12+), однако, по мнению многих исследователей, она более гармонична, благодаря чему при достойном исполнении приносит слушателям неизгладимое впечатление. Не побоюсь тавтологии и скажу, что композиторский стиль в опере „Дон Паскуале“ совершенно совершенный! Поэтому и певцам, которые могут справиться со столь сложным материалом, не страшен весь остальной вокальный репертуар. При этом музыкальное содержание подано в изящной лёгкой манере. Уверена, что появление оперы "Дон Паскуале" в репертуаре — это шаг в сторону развития театра и будущего оперной труппы", — считает художественный руководитель оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра Ирина Соболева. А ведь лучше и не скажешь!
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В России "Дон Паскуале" впервые прозвучал 6 февраля 1845 года в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге в исполнении Императорской итальянской труппы. В спектакле принимали участие Антонио Тамбурини (доктор Малатеста в парижской премьере) и Полина Виардо (Норина).
В 1980 году опера была поставлена в Мариинском театре (тогда — академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, в просторечье — Кировский театр) режиссером Юрием Александровым. Как вспоминал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, это была одна из первых работ, которые ему, молодому дирижеру, доверил тогдашний худрук и главный дирижер Кировского театра Юрий Темирканов.
Спустя 40 лет, а точнее, в 2022 году спектакль был восстановлен творческой командой под управлением Гергиева. Постановку доверили молодому хореографу и режиссеру Илье Устьянцеву, который, кстати говоря, в качестве хореографа и ассистента режиссера участвовал в постановке оперы "Евгений Онегин" (12+) на Приморской сцене Мариинского (2014 год).
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
И вот теперь эта постановка адаптирована для Приморской Мариинки, благодаря чему у владивостокского зрителя появилась возможность на 2 часа 40 минут ощутить себя в какой-то мере современником Гаэтано Доницетти и Джоакино Россини, завсегдатаем парижских театров и ценителем итальянской оперы эпохи бельканто. В связи с этим можно только приветствовать принципиальное решение исполнять "Дона Паскуале" в аутентичных костюмах и декорациях. К слову, pasquale с итальянского на русский переводится как "пасхальный". Соответственно этому и оформлен спектакль, многие сцены которого напоминают пасхальные картинки. Нас словно приглашают в праздничные пасхальные выходные дни посетить ярмарку в Бергамо и посмотреть веселенькую пьеску в райке с участием традиционных масок театра дель арте. На этот раз историю о том, чем может обернуться "бес в ребро" для того, кому "седина в бороду" (пересказывать сюжет во всех подробностях смысла нет, все уже пересказано до нас).
Если бы, как это сейчас принято в Европах, артистов одели в современные одежды, перенеся действие в наши дни и современные иртерьеры, история получилась бы довольно жесткая и жестокая: группа молодых циников обводит вокруг пальца богатого, но наивного, впадающего в деменцию старика в инвалидной коляске с целью завладения его наследством. При этом над ним всячески издеваются и потешаются и даже бьют.
Другое дело — традиции комедии дель арте, где даже побивание палкой преподносится как легкая шалость, привычная театральная условность и, можно сказать, некое спортивное упражнение. Тут если уж говорить о жестокости (применительно к опере-буффа Доницетти), — ну, допустим, не о жестокости, а о жесткости, — то о жесткости (или даже о жестокости) к исполнителям, ибо бельканто, то есть виртуозное пение с его богатой колоратурой, сногсшибательными фиоритурами и акробатической вокальной техникой, говоря по Пастернаку, "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез".
"Дон Паскуале" в Приморской Мариинке. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Приятно отметить, что одну их главных партий — "романтика и нытика" Эрнесто — в первых премьерных показах "Дона Паскуале" в Приморской Мариинке исполнил уроженец Владивостока, выпускник Дальневосточного института искусств Илья Астафуров.
Интересно было посмотреть и на других исполнителей: Бат-Эрдэнэ Доржцэдэна (Дон Паскуале), Сергея Крылова (Малатеста), Самиру Галимову (Норина) и Геннадия Ахмедова (Карлино). Ну и, как всегда, был на высоте хор Приморской Мариинки.