27 декабря 2011. Впервые за всю историю приморской столицы город встречает Новый год с новым качеством водопроводной воды, с практически готовыми очистными сооружениями, с отлаженной системой оперативного реагирования на любую аварийную ситуацию и, наконец, с ясными планом дальнейшего повышения качества воды и снижения ее потерь. Все это стало возможным благодаря тому, что этими важными для жизнеобеспечения большого города вопросами занимались профессионалы КГУП "Приморский водоканал". А ведь начинался год для предприятия драматично. Как Примводоканалу удалось преодолеть все трудности и с какими результатами компания подошла к Новому году, - об этом корр. РИА PrimaMedia беседует с генеральным директором КГУП "Приморский водоканал" Петром Журавлевым.
Непростое решение
- Петр Владимирович, 2011 год Приморский водоканал начал с того, что принял на свой баланс все водопроводные и канализационные сети Владивостока... Что это решение принесло городу?
- Должен сказать, что мы не испытывали особого желания "входить в город"!
Решение принять сети Владивостока было для нас очень непростым, но мы понимали: если этого не произойдет, в городе может случиться коллапс с водоснабжением. В тех условиях, в которых предприятию предстояло работать во Владивостоке в этом году, городской водоканал просто не смог бы выполнить все свои обязательства перед поставщиками - в первую очередь, перед нами, краевым водоканалом. Это могло привести к банкротству городского водоканала, и, как следствие – краевого водоканала. Ведь все мы - звенья одной цепи. Если бы нам перестали платить за воду, мы бы, соответственно, не смогли бы рассчитываться за электроэнергию, реагенты, материалы, необходимые для поставки воды. И эта цепочка событий могла бы привести к тому, что во Владивостоке сложилась бы критическая ситуация с водоснабжением.
- То есть это было антикризисное решение?
- В большей степени - да. Владея ситуацией, мы поддержали решение о том, чтобы сети Владивостока были переданы в госсобственность. Это важный момент – они были переданы не просто Приморскому водоканалу, а в государственную собственность. В первую очередь, для того, чтобы избежать больших проблем.
Что приобрел от этого город? Во-первых, возможность получения денежных средств в рамках ФЗ №185 - порядка трех млрд. рублей. За счет того, что мы ушли от перекрестного субсидирования в образовании тарифов на воду, город получил снижение тарифов на воду для юридических лиц примерно на 22%. Мы надеемся, что косвенно это отразилось на ценообразовании по тем продуктам, которые производятся на территории Владивостока. Кроме того, в мае этого года была принята инвестиционная программа, благодаря которой тариф на присоединение к технологическим сетям холодного водоснабжения снижен на 41%, к сетям канализации – на 33%.
Думаю, что эти, важные для развития города моменты сыграли свою роль в общем улучшении климата для развития предприятий Владивостока.
- Это — то, что получил город. Что же получило предприятие?
- Предприятие получило сети, 80% которых полностью изношено. Добавьте к этому отсутствие нормальной материально-технической базы в виде транспорта, спецтехники - каналопромывочных, илососных, копающих машин, которые необходимы нам для осуществления нашей деятельности. Автопарк и все спецсредства Горводоканала, как и сети, находились в плачевном состоянии.
И самое болезненное – за счет ухода от перекрестного субсидирования мы получили убыточный тариф. Предполагалось, что убытки предприятия в этом году составят 346 млн.
- Но ведь год предприятие завершило без убытков? Как такое стало возможным?
- Мы немало для этого постарались!
Беспрецедентные цифры
- Понимая, что год будет непростым, и что с такими изношенными сетями во Владивостоке количество аварий будет только увеличиться, мы постарались направить все усилия на оптимизацию затрат и так наладить работу, чтобы максимально быстро, эффективно ликвидировать все возникающие аварийные ситуации. Чтобы город их не почувствовал. Для этого надо было решать вопрос с техникой, которая была в нашем распоряжении. Мы серьезно расширили автопарк спецмашин, количество копающей техники. Сформировали полноценное аварийное подразделение.
В результате по вине водоканала в 2011 году не возникло ни одной серьезной аварийной ситуации. А те, что возникали, ликвидировались значительно быстрее сроков, отведенных на их устранение. Так что я считаю, что мы очень хорошо справились с этой своей задачей — контролем за аварийными ситуациями.
Следующая наша задача состояла в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки решение проблемы изношенных сетей. Мы понимали, что без этого мы в принципе ничего не добьемся. Владивосток и так сильно отстал в этом вопросе: за последние 15-20 лет сетевое хозяйство не обновлялось, средств в него вкладывалось очень и очень мало. В этом году мы заменили более 18 км сетей. Это беспрецедентная цифра для Владивостока. В первую очередь речь идет о сетях малых диаметров, 100-150 мм - отводы на жилые дома. Именно от них в первую очередь зависит водоснабжение домов.
Кроме того, в течение всего года мы продолжали выполнять все взятые на себя обязательства по технологическому присоединению тех абонентов, которые оплатили эти работы еще нашему предшественнику, городскому водоканалу. Решали все вопросы с застройщиками, в каких-то ситуациях были вынуждены работать в ущерб себе, но обязательства городского водоканала должны были выполнить — ведь речь идет, в основном, о жилых домах, а значит, вопрос этот имеет важное социальное значение.
Еще одна обязанность, которая была возложена на КГУП "Приморский водоканал" с 2011 года, это приведение всех городских гидрантов в надлежащее состояние. Этому вопросу было уделено повышенное внимание. Мы приобрели 210 гидрантов, и в течение года планомерно производили их установку вместо неработающих. На сегодняшний день установлено 114 новых и капитально отремонтировано 192 гидранта. Результаты этой работы уже оценили спасатели: когда случился пожар на строящемся мосту через Золотой Рог, все системы водоснабжения сработали как надо, и пожарные нам были за это благодарны.
- Еще одна проблема, которой вы активно занимались в этом году — это замена чугунных крышек люков на современные, композитные — из-за того, что чугунные постоянно воруют. Воровства меньше не стало?
- К сожалению, проблема по-прежнему актуальна. В этом году мы поменяли 763 крышки, плюс новая партия крышек должна прийти в начале следующего года.
Очевидно, что менять украденные крышки на такие же чугунные - бесполезно, поэтому мы меняем их на композитные, которые выдерживают большую нагрузку автотранспорта, при этом ценности для воров, а также для пунктов приема металла не представляют.
Воровство — очень болезненный для нас вопрос. Во-первых, люди могут получить травму, провалившись в колодец. Во-вторых, колодец без крышки быстро засоряется, и, чтобы прочистить и восстановить систему, приходится отвлекать большие людские и финансовые ресурсы. Воруют не только крышки, но даже сбросные задвижки, установленные на сетях водовода и канализации. Такая ситуация была в этом году на ул. Бородинской — где украли сбросную задвижку с нового, только что построенного коллектора. Естественно, все стоки из этого коллектора выливались на рельеф. Жильцы были возмущены, но к каждому коллектору охрану не приставишь. Я знаю, что эта проблема стоит перед всеми сетевыми компаниями. Надо менять отношение общества к данной проблеме – в этом я вижу единственный выход.
Повышая качество воды
- Петр Владимирович, владивостокцы живо обсуждают новость о том, что Примводоканал уходит от хлорирования воды. Это, действительно, важное событие в жизни города!
- Да, параллельно с текущей работой, со строительством новых сетей и деятельностью в рамках инвестпрограмм, мы, конечно, не забывали о своих проектах, которые были начаты нами раньше. И в первую очередь - это программа по повышению качества питьевой воды. В этом году мы завершили пересыпку контактных осветлителей на НФС в Штыково с заменой дренажа (это главные очистные сооружения по водоподготовке той воды, которая подается во Владивосток). Занимаемся перегрузкой фильтрующего элемента на Богатинском гидроузле, и недавно запустили гипохлоритную установку на насосной станции Горностай.
А "первой ласточкой" в этом проекте стал Богатинский гидроузел, где установка бесхлорного обеззараживания зарекомендовала себя очень хорошо.
- Когда весь город перейдет на воду без хлора?
- На сегодняшний день безопасным для здоровья человека гипохлоритом натрия обрабатывается вода, которая поступает с Богатинского гидроузла и Горностая. В следующем году мы планируем установить оборудование на Седанскинском водохранилище, и тогда весь город будет получать воду, обеззараженную гипохлоритом натрия.
Для нас это была очень важная задача, и я рад, что мы ее смогли реализовать. Но это не единственный современный способ, который мы используем для обеззараживания воды. Мы обрабатываем ультрафиолетом всю воду, поступающую из Богатинского и Седанкинского гидроузлов.
- А ультрафиолет уничтожает все известные виды бактерий…
- Да, и активно используется для этих целей в медицинских учреждениях!
Нам важно, чтоб люди могли пить воду из-под крана, не рискуя причинить вред здоровью. В следующем году мы поставим последнюю установку по ультрафиолетовому обеззараживанию воды в Штыково, на главной насосной фильтровальной станции. Таким образом, мы закончим большой так называемый модернизационный блок по повышению качества питьевой воды во Владивостоке.
Но все наши усилия не могут принести 100% результата, пока остается проблема с вторичным загрязнением воды, к которому способствуют изношенные сети.
Хотя, надо отметить, наши действия привели к снижению и этой проблемы. Как показывает мониторинг Роспотребнадзора, который постоянно контролирует деятельность водоканала, нам удалось немного улучшить показатели и в этом направлении. За счет того, что мы поменяли сети на самых важных участках, качество водопроводной воды во Владивостоке оценивается в среднем на 98%. Наша задача – добиться 100% качества, чтобы любой житель города мог пить воду из-под крана, и это было бы безопасно для здоровья.
ИТАК, в 2011 году мы удержали ситуацию с аварийностью, выполнили большой объем работ по замене сетей, крышек люков, гидрантов и т.д., улучшили техническое состояние, незначительно, но все же снизили потери - и при всем этом смогли уйти от убытков. Для нас это важно, потому что мы всегда были прибыльным предприятием, - отмечает Петр Журавлев.
Снижение потерь – в приоритете
- Для предприятия, которое начинало год как "безнадежно убыточное", Приморскому водоканалу удалось сделать за год очень многое! А что в планах на 2012 год?
- Следующий год для нас пройдет под знаком реализации программы по снижению потерь. Эту программу мы делим на две составляющих: работу с абонентами, выявление потребителей, которые не платят за воду, и второе направление – спланированная, более организованная работа по замене сетей водовода.
В этом вопросе у нас есть понимание и поддержка со стороны администрации края.
К слову, краевые власти всегда уделали большое внимание вопросам водоснабжения Владивостока, и вся деятельность администрации направлена на то, чтобы ситуация улучшалась. Строились водозаборы, вкладывались деньги в очистные и гидротехнические сооружения. Так, как сегодня – строится водовод от Пушкинской депрессии до Владивостока.
И на следующий год у краевой администрации есть понимание, что надо выделять деньги на перекладку сетей Владивостока. Соответствующая программа с нашей стороны подготовлена. В ней содержатся конкретные меры, которые дадут снижение потерь. Документ нам предстоит защитить у губернатора, и я думаю, нам это удастся.
Реализация данной программы по замене ветхих сетей во Владивостоке даст нам возможность снижения потерь и увеличения выручки за счет тех абонентов, которые сегодня потребляют воду без оплаты. Увеличив выручку, мы сможем развивать другие важные для нас направления, связанные с модернизацией насосных станций, решением вопросов управления гидравликой. Эту работу мы планируем провести в следующем году.
- Вы ведь наверняка подсчитывали, сколько потребовалось бы времени и средств на то, чтобы заменить все ветхие сети Владивостока?
- По нашим подсчетам, чтобы все сети, которые сегодня требуют замены, привести в надлежащее состояние, потребуется порядка 4 млрд рублей. Всего во Владивостоке 725 км сетей водоснабжения и 595 км сетей канализации. Из них около 80% требуют замены.
Вода - не только "дар божий"
- Петр Владимирович, как выстраиваются отношения предприятия с абонентами? Меняется ли отношение владивостокцев к такому важнейшему ресурсу, как вода?
- Сегодня ситуация, когда предприятие пытается воспользоваться водой, не заплатив за нее, крайне редка. Напротив, многие предприятия стараются оптимизировать расход воды, проводят мероприятия, направленные на снижение потребления этого ресурса. Как, например энергетики, которые в этом году снизили потребление на 5оо тыс. кубометров - за счет оптимизации технологических процессов.
А вот с отношением жителей края к водным ресурсам - большая проблема. Жители Владивостока потребляют 60% всей воды. При этом у нас в порядке вещей – использовать воды больше, чем это положено по нормативу, или - открыть колонку и "забыть" ее закрыть. Но ведь водный ресурс - не безграничен. Мы сегодня используем все возможности по запасам воды, которые есть в нашем распоряжении. Чтобы городу дальше расти и развиваться без водного дефицита, необходимо запустить Пушкинское месторождение. А пока - вопрос по рациональному использованию воды стоит достаточно остро.
- Наверное, установка приборов учета могла бы помочь в решении данной проблемы?
- Те владивостокцы, которые бережно относятся к воде и стремятся экономить свои финансы, охотно устанавливают приборы учета. И там, где такие приборы установлены, мы отмечаем снижение потребления. Люди уходят от нормативов, по которым платили раньше, и платят по показаниям приборам учета – как правило, меньше. Но есть другая категория граждан, которые воду используют гораздо в большем объеме, чем это предусмотрено нормативами, и приборы учета, соответственно, ставить не хотят.
Выход у нас один: мы со следующего года начинаем программу по установке общедомовых приборов учета. Для этого ведем переговоры с Санкт-Петербургской компанией "Грэйс", которая в рамках лизингового договора установит приборы учета на входе в жилые дома. Таким образом, мы сможем проанализировать проблему больших потерь воды на жилом фонде Владивостока.
Очень хотелось бы, чтобы все наши потребители, все жители Владивостока понимали: вода – это не просто "дар божий", это тот продукт, в который вложен труд большого количества людей. У нас на предприятии работает порядка 2,5 тыс. человек, и каждый выполняет определенную функцию, чтобы все мы могли воспользоваться этой услугой. Когда происходит аварийная ситуация – мы сразу понимаем, как плохо жить без воды. И я хочу обратиться к владивостокцам только с одной просьбой: чтобы ценили этот продукт, относились к нему рационально, берегли его.
Максимальная открытость
- Помимо всех работ, о которых вы сегодня рассказали, Приморский водоканал сделал в этом году настоящий прорыв: впервые во Владивостоке появились очистные сооружения!
- Наш вклад в подготовку к саммиту АТЭС – это реконструкция и строительство сетей канализации, реконструкция и строительство очистных сооружений во Владивостоке. Все планы, которые мы ставили перед собой на 2011 год по этим проектам, выполнены. Мы запустили центральные очистные сооружения во Владивостоке. Также завершены площадки южного и северного планировочного района. Осталась только решить проблему с городскими сетями канализации.
Замечу, что мы приступи к этим работам 1 июля 2010 года. Хотя многим кажется, что мы "копаем" уже года 3-4! На самом деле за 1,5 года мы смогли построить порядка 65 км новых сетей канализации. Цифра настолько серьезна, что мои коллеги из других городов просто не верят, что это в принципе возможно за такие сроки…
Конечно, жителям пришлось испытать значительные неудобства. Ведь нам пришлось работать по "живому организму" - в городе, где ни на секунду не останавливалась жизнь. По-другому было нельзя. И поверьте – нам тоже было непросто. Я надеюсь, что скоро все неудобства забудутся, и с нами останется только хорошее: по большому счету - новое качество жизни.
- К чести вашей надо сказать: если мы от лица читателей обращались в водоканал по тем или иным проблемам, сотрудники предприятия реагировали быстро, решали проблемы, если таковые имели место.
- Максимальная открытость предприятия - это наша осознанная политика. Я требую от всех своих починенных, чтобы проблемы, о которых сообщают потребители наших услуг, разрешались максимально быстро.
- Как вы подбираете кадры?
- Наша команда сформировалась достаточно давно, в нее влились год назад лучшие специалисты из предшествующих организаций. При этом мы сократили на 83 человека управленческий персонал - и не уводили ни одного рабочего. Более того, в связи с тем, что заработная плата в Приморском водоканале выше, чем была во Владивостокской организации, мы ее выровняли. И теперь зарплата рабочих, которые раньше трудились в городской организации, увеличилась на 21%.
Важно, на предприятии создана сильная профсоюзная организация, которая многое делает для того, чтобы рабочие и их семьи чувствовали себя социально защищенными. Наши сотрудники поправляют здоровье в санаториях, а дети отдыхают в летних лагерях. Предприятие выделяет средства на подготовку детей к школе – в этом году родители первоклашек получили финансовую поддержку. Словом, мы стремимся быть по-настоящему социально ответственным предприятием, и наши работники это ценят.
Начинаем обратный отсчет
- Когда город получит воду из Пушкинского месторождения?
- Насколько нам известно, на сегодняшний день все работы по Пушкинской депрессии завершены. Скважины, насосные станции – готовы. Водовод проложен, опрессован, обеззаражен. Все готово к работе. В следующем году мы будем его принимать, и у нас появится гарантированный мощный источник альтернативного водоснабжения.
Это очень важно. Ведь не секрет, что многие годы Владивосток зависел от погодных условий. К счастью, у нас давно уже не было бесснежных зим. Были тревожные моменты - но мы находили правильные решения, и город этого не чувствовал. С введением Пушкинского месторождения подземных вод мы полностью уходим от этой проблемы. Кроме того, что мы получаем альтернативный источник водоснабжения, увеличиваем те объемы, которые можем подавать в город с перспективой его роста. Поэтому в целом этот проект очень важный для всего города и для нас как для ресурсоснабжающей организации.
- Когда владивостокцам можно будет купаться в море в черте города?
- Как утверждают ученые, чтобы море самоочистилось, необходимо порядка пяти лет.
Жизнь во Владивостоке сконцентрирована вокруг Амурского залива. Центральные очистные, которые начали работать в 2011 году, как раз собирают стоки, которые идут в акваторию Амурского залива. Значит, с этого года и будет вести отсчет!
Мне как коренному жителю Владивостоку, который, будучи мальчишкой, купался на Кунгасном и мечтал о том времени, когда море станет чистым, - все это очень важно. И я очень рад, что принимаю участие в воплощении своей детской мечты!