8 октября. Проделав путь через всю страну, она нашла в Приморье себя и своё призвание — так сложилась судьба водителя самосвала ООО "Приморскуголь" Светланы Дорониной. В мире, где мы привыкли видеть мужчин за рулём тяжёлой техники, она ломает все стереотипы. О том, как управлять многотонным гигантом, почему так важно идти за мечтой, где искать вдохновение и как сохранять баланс между домом и работой — в интервью ИА PrimaMedia.
— Светлана, расскажите, кем вы мечтали стать в детстве и как в итоге сложилась ваша профессиональная жизнь?
— В детстве я мечтала стать врачом. В итоге я осуществила свою мечту и долгое время работала фельдшером на горно-обогатительном руднике. Наверное, именно там я поняла, что мне интересна техника и работа на предприятии такого рода. Сейчас я водитель автомобиля, занятого в транспортировке горной массы. Жизнь привела меня в "Приморскуголь", чему я очень рада.
— Как так получилось? Как начался ваш путь здесь?
— Около года назад я увидела объявление о том, что "Приморскуголь" набирает женщин, чтобы дать им возможность переобучиться на категорию С. Я загорелась. Решила попробовать свои силы и позвонила. До весны проходила обучение, потом устроилась на работу.
— Тяжело было учиться новому?
— Обучаться было нетрудно. Да, машина большая, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Управление автомобилем с механической коробкой передач — это совсем не проблема для меня.
— Давно вы за рулём? Сколько лет водите автомобиль?
— Я 16 лет за рулем. И механическая коробка передач для меня — что-то близкое и привычное. Когда жила на Западе, ездила на механике.
Светлана Доронина, водитель самосвала ООО "Приморскуголь". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
— Что сегодня входит в ваши обязанности? Как проходит рабочий день? Начинаете его с улыбкой или приходится "раскачиваться"?
— Работаю я два через два. Просыпаюсь в 5:40, чтобы успеть доехать. Смена у нас начинается с 8 часов. Приходим мы немного раньше, чтобы пройти предрейсовый медосмотр. Измеряем давление, пульс, подтверждаем, что наше состояние соответствует требованиям, которые предъявляются к водителям. Дальше получаем задание и начинаем работу в соответствии с ним. Наши грузовики перевозят горную массу. Рабочий день начинаю без раскачки. Мне очень нравится моя работа.
— Тем не менее, в каждой работе есть свои сложности. Насколько тяжело управлять такой большой машиной и как вы учились чувствовать габариты?
— Скажу честно: мне не сложно. Да, бывает немного страшно, когда груженая машина идёт на спуск, но это нормально. Габариты я почувствовала в первый же день. Мне повезло, что на предприятии развита система наставничества. Наставник всё объяснил, помог. Несмотря на мой стаж вождения, это всё-таки не легковой автомобиль. Кроме того, нужно знать угольный разрез, знать, где находятся площадки, центральный склад. Со всем этим меня познакомил наставник. И, конечно, рассказал все тонкости: как под погрузку подъезжать, как ориентироваться, куда смотреть, как мы песок на бункер выгружаем. Сейчас у меня нет проблем ни с парковкой, ни с задним ходом, ни с погрузкой, ни с выгрузкой. Мне легко. Мне кажется, у меня нет стрессов на работе.
— Приходится ли касаться технических моментов — что-то подтянуть, закрутить или даже починить? Как справляетесь и помогают ли коллеги?
— Я управляю самосвалом "Ситрак" (часто смеюсь с того, что на работе у меня "Ситрак", а дома — "Рактис"). Машина новая, поэтому технических моментов пока не приходилось касаться. Но если придётся — на предприятии есть механики, к которым всегда можно обратиться. Помогут, подскажут.
Самосвал "Ситрак". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
— Удалось ли вам подружиться с коллективом? Учитывая тот факт, что основная его часть — мужчины.
— Первое время на меня как-то с опаской смотрели, но потом привыкли, приняли, наладили контакт. Мужчины или женщины — не важно. Как мы обычно говорим, у нас здесь все водители. Женщина я после работы. Снимаю форму и почти всегда надеваю платье.
— То есть не поддерживаете стереотип о том, что водитель самосвала — не женская профессия?
— Во время блокады Ленинграда женщины на полуторках ездили по "Дороге жизни" по тонкому льду. Я считаю, что нет мужского и женского. Думаю, что давно пора перестать делить профессии по половому признаку, если возможности человека позволяют. Я могу — я делаю. Возможно, женская интуиция даже где-то помогает работать лучше.
— Узнали что-то новое о себе, когда начали работать на предприятии?
— Возможно, поняла, что я сильнее, чем думаю.
— Как родные относятся к вашей профессии?
— Родные поддерживают. Особенно поддерживают дети.
— Сколько у вас детей?
— У меня трое детей. Старшему — 20 лет, он уже выпорхнул из гнезда. Дочке — 12, а младшему скоро будет 9 лет.
— А как удаётся всё успевать? И дома, и на работе.
— У меня такой принцип: встала и пошла, не жди, пока кто-то поможет.
— Есть ли смысл спрашивать о хобби, если у вас трое детей и насыщенная профессиональная жизнь?
— Есть смысл (смеется). Я вяжу крючком. В основном салфетки, иногда игрушки, одежду. И обучаю вязанию детей в Доме культуры. Учу их читать схемы, потому что этот навык практически утерян, ушёл в прошлое. А хочется, чтобы он жил.
Как мастер участвую в выставках-ярмарках во Владивостоке и Уссурийске. Четвертый год подряд принимаю участие в нашем краевом масштабном конкурсе "Грани творчества" (12+). В этом году получила третье место. Так что хобби у меня есть. Кроме того, стараюсь поддерживать себя в форме и уделять время домашним тренировкам. Чтобы на самосвал было легче взбираться (смеётся).
У детей тоже есть увлечения. Вожу их в бассейн два раза в неделю. У дочери — первый юношеский разряд по плаванию. Сын занимается волейболом.
— Кем они хотят стать в будущем?
— Сын выучил все знаки дорожного движения раньше, чем выучил буквы — хочет стать машинистом. Дочь хочет стать ветеринаром — сказала, что будет "хирургом по большим кошкам". Можно сказать, что оба в каком-то смысле планируют пойти по моим стопам.
— Светлана, вы — творческая личность. Помогает ли эта черта в работе?
— Наверное, да. Помогает видеть то, что другие не видят, и вдохновляться. Например, я каждый день наслаждаюсь пейзажами, которые окружают меня в карьере. Мы стоим на песках, а они разноцветные — от серых и коричневых, до жёлтых и розовых. Всё это невероятно красиво в сочетании с приморским небом. Всё-таки на Западе у нас оно было постоянно серым, а здесь — удивительное. Трава, озёра, водопады — каждый день, следуя по маршрутам, я открываю для себя что-то новое и интересное.
Светлана Доронина, водитель самосвала ООО "Приморскуголь". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
— Каким видите своё будущее? Планируете ли оставаться в Приморье и работать в компании "Приморскуголь"?
— Да, планирую. Я переехала с Запада на Дальний Восток около 10 лет назад, и два года назад передо мной как раз встал выбор: вернуться или остаться. Я выбрала Приморье, потому что вижу здесь гораздо больше перспектив для себя и для детей. Меня полностью устраивает работа в компании. Это не первое место работы, поэтому мне есть, с чем сравнить отношение работодателя к сотрудникам. Нам доступно бесплатное медицинское обслуживание в хорошей клинике, льготы на отопление, бесплатные путёвки в детские лагеря, компенсация проезда к месту отпуска. Немаловажный фактор — достойная, стабильная зарплата без задержек. Поэтому готова расти и развиваться здесь.
— О чём вы сейчас мечтаете?
— Мечтаю объехать всю страну на автомобиле.