Снимать в Приморье будет интересно: известный режиссер намерен развивать кино в регионе

О создании киноиндустрии в Приморье, сотрудничестве с Азией и курсе кинопроизводства - в интервью ИА PrimaMedia
Муслим Товбулатов (Мэл Борз)
Фото: Предоставлено Муслимом Товбулатовым

14 октября. Во Владивостоке на базе Дальневосточного федерального университета создана программа профессиональной переподготовки "Кинопроизводство: от идеи до премьеры". С 10 октября любители киноискусства, мечтающие снять собственный фильм, начнут обучение, которое займет всего три месяца. Корр. ИА PrimaMedia побеседовал с академическим директором курса, режиссером, продюсером и актером Муслимом Товбулатовым (Мэл Борз) и выяснил, реально ли за такой короткий срок обучиться производству фильмов и возможно ли создать успешную киноиндустрию в Приморском крае.

— Я знаю, что Вы во Владивостоке хотите заняться переподготовкой студентов на кинопроизводство. И в программе написано, что обучение будет идти три месяца. Как Вы считаете, за такое короткое время реально обучиться кинопроизводству? И сколько учились Вы, чтобы стать таким именитым, какой вы сейчас?

— Это интересная программа не только для студентов, но и для профессионалов. Первые модули, например, будут давать актуальную информацию на сегодняшний день: что ищут наши платформы и большие кинопроизводственные компании. Это полезно не только для студентов. Люди, которые уже в профессии, также получат новые знания и навыки. А те, которые только приступают к работе, поймут, в каком направлении они хотят развиваться, куда стоит идти, какой трек выбрать в этом направлении. А за комплимент, конечно, спасибо, но я не считаю себя таким уж именитым. Я просто занимаюсь тем, что люблю, и стараюсь постоянно в этом совершенствоваться.

— А откуда взялся ваш псевдоним Мэл Борз? Под каким именем вы чаще творите?

— Это мой творческий псевдоним. Я всегда под ним творю. Я учился в Штатах, жил там долгое время и играл в театре. Надо было понимать, что можно выходить на широкую аудиторию. Но все терялись, никто не мог запомнить фамилию и имя. Я взял Муслим наоборот, должен был быть Мил, и Борз, потому что я этнический чеченец. Борз — это по-чеченски Бог, чтобы никто не думал, что я скрываю свою национальность. Получился Мил Борз. Когда печатали афишу для одного спектакля, написали Мэл Борз. Потому что подумали, что я такой дурачок, не умею правильно писать. Я решил, это судьба. Мэл Гибсон постарел на тот момент, но я молодая восходящая звезда. Думал, я займу его место.

— Можно ли было бы снять ваши картины — "Легенда №17" (6+), "Движение вверх" (6+) или любую другую — во Владивостоке?

— Они все спортивные, для них требуются большие и разнообразные площадки. Большую часть съемок, конечно, можно было бы провести, но не сейчас. Потому что сопутствующие локации есть, а оборудования и людей в Приморье нет. Технически это невозможно. Это очень дорого было бы. Пришлось бы все везти все необходимое с центральной полосы России, а это крайне невыгодно. Мы же говорим про кинобизнес.

— Вы учились и в США, и в России. На ваш взгляд, отличается ли система подготовки актеров, режиссеров и других представителей киносферы в Америке от нашей?

— Раньше отличалась сильно, сейчас это различие уменьшилось. Я учился в Штатах, потом приехал и поступил в ГИТИС. В Америке все занятия были более динамичные и живые, там был упор на действия, слова, тело, реакцию и интуицию. А у нас было более классическое образование через глубокие погружения, проработку, глубокую статику. Теперь это сократилось.

К сожалению, МХАТовские паузы уже больше не работают.

— А где уровень подготовки выше? Чего не хватает России или, наоборот, Америке в плане кинопроизводства и подготовки творческих кадров?

— У нас все-таки сильная актерская школа. Если заниматься, подходить к этому ответственно, то можно получить очень качественное актерское образование. Что касается кино, тут уже другие сопутствующие профессии: режиссеры, операторы. У нас, к сожалению, сейчас большая конкуренция в связи с тем, что появилось много платформ. И у ребят есть возможность пробовать себя, развиваться. Разрыв между нами и западным кинематографом сокращается. У нас бюджета нет такого, но качественную продукцию мы уже выпускаем. Очень много хороших сериалов, сценариев, режиссерских работ. Но преодолеть эту разницу до конца будет сложно. В Америке все-таки огромная киноиндустрия. У нас она меньше. Но нам и не стоит за этим стремиться.

Мы должны снимать свое кино, найти свое лицо. Вот есть французское кино, итальянское, у нас было русское, советское. Сейчас, надеюсь, появится российское. У нас будет своя айдентика, киноайдентика.

— Какие у вас, как у продюсера, планы на киноиндустрию в Приморье, и при каких условиях производство фильмов в Приморском крае может стать перспективным делом?

— Планы грандиозные, но я отказался от далеко идущих желаний. Потому что я уже три года пытаюсь этим заниматься. Но не идет. Поэтому я решил разделить весь процесс для себя на маленькие шаги. И сейчас мы с коллегами запускаем программу по кинопроизводству. Вот наша история. Подберем небольшое количество ребят, которым это интересно. Найдем соратников, выявим сильные и слабые точки. Они и так понятны, но главное собрать всех людей на одной площадке. И, надеюсь, мы проведем такую же учебно-образовательную программу для сценаристов и что-то из их работ снимем.

Хотелось бы сделать фестиваль молодежного кино, где мы будем продвигать молодых ребят с короткими метрами. Это будет малобюджетное, но качественное кино. Через такие программы можно было бы сформировать базу специалистов, которые смогут работать на картинах, в которых будут приезжать и сниматься актеры из центральной полосы. Потому что на сегодняшний день из 12 миллиардов рублей, которые выделяет Фонд поддержки кино в год, 11,5 миллиардов остается в Москве и Московской области. А в Екатеринбург, Санкт-Петербург и еще несколько локаций по регионам уходит всего 500 миллионов.

Сейчас у нас отдельный трек появляется в Фонде поддержки кино — 200 миллионов, благодаря Минвостокразвитию, будут идти на фильмы на Дальнем Востоке. Но вот сейчас, если мне скажут, сними картину, дадут деньги, ничего не выйдет. Нужно набрать команду из Приморского края, но я не смогу этого сделать и снять качественное кино, потому что нет специалистов, а все оборудование для съемок кино придется везти из Москвы.

Мы должны подготовить кадры, создать материально-техническую базу. Для этого нужно построить рабочие павильоны, где можно будет снимать интерьерные съемки. И все это надо делать параллельно, чтобы те кадры, которые мы готовим, могли работать в регионе. А то они возьмут и просто уедут.

— Вот как раз вернемся к образовательной программе в ДВФУ. Как будет происходить обучение по вашей программе?

— У нас в программе четыре модуля. Мы хотим набрать 25, максимум 30 человек, чтобы была качественная программа. Первый модуль — продюсирование. Можно сказать, мы будем учить, как формировать продукт осмысленно, какая должна быть картина, какова ее целевая аудитория.

Второй модуль — технический сценарий. Дальше мы будем учить наших студентов работе с камерами, со световыми приборами. Все участники программы попробуют себя в каждой роли на площадке. Они будут режиссерами, операторами, сценаристами, звуковиками. А мы для себя подметим, что интересно человеку. Если я увижу, что он талантлив, это для меня уже находка. Я хочу снимать картины, делать продукты на Дальнем Востоке. И мне важно развивать талантливых ребят.

Третий модуль пройдет в Якутии. Он очень интересный. Это специфика съемок в регионе и якутского кино. Там классные специалисты, которые снимают хорошие картины.

И четвертый модуль — практика. У нас ребята будут снимать короткие метры. В итоге каждый участник программы выйдет со своим фильмом на три-пять минут. Надеюсь, у них будет хорошая история. Мы будем оценивать фильмы своим экспертным советом. База в нашей программе хорошая, но мы обязательно попросим присоединиться еще и наших коллег. Также у нас есть планы повезти работы студентов на "Тавриду" и различные фестивали. Мы это еще не раскрывали, так что для ребят данный факт будет сюрпризом.

 — Кино в России активно развивается. Сейчас пошел большой поток производства фильмов и сериалов. На какой рынок, кроме России, они могут претендовать?

— Сейчас вообще нам сложно на что-то претендовать, так как мы изолированы. Но я думаю, Азия. Надо сотрудничать с Китаем. Азиатские страны — это самое интересное для Приморского края, есть историческая связь с регионами. Нужно пытаться заходить через продукты, общие и для нас, и для Японии, Кореи, Китая. Американский рынок — сложный. На европейский можно можно попробовать пробиться, но для Дальнего Востока я бы выбирал Азию, Тихоокеанские регионы.

 — Бытует мнение, что лучшие картины снимаются по заказу онлайн-кинотеатров или каналов. Так ли это, и могут ли эти платформы быть заинтересованы в развитии региональных киностудий? Что для этого регионы должны предложить?

 — Благодаря развитию этих онлайн-кинотеатров и платформ, у нас развивается кинематография сейчас. Потому что между ними конкуренция, им нужно выдавать продукты, они сражаются за зрителя. Снимается очень много программ, талантливые ребята так или иначе подсвечиваются. За счет этого идет развитие. Если мы сможем предложить онлайн-кинотеатрам условия для съемок на уровне тех, что есть сейчас в Москве, или даже чуть хуже, они приедут за местным колоритом. Им будет интересно снимать в регионе, например, в Приморском крае. Потому что локации и виды другие.

— Какие фильмы вы бы сняли в Приморье, и чем наш край привлекателен для съемки кино?

— Я бы снял "Варяг". "Врагу не сдается наш город Варяг", да? Это очень интересно. Еще была история про наших летчиков, которые помогали Китаю и с врагами сражались. Как раз это могло бы быть на наш и на китайский рынки. Также снял бы романтическую комедию или мелодраму. Это очень красиво могло бы быть в Приморском крае из-за локаций, видов, шума прибоя, волн.

— А если в Приморье появится собственная киностудия, как и чем привлекать сюда именитых режиссеров, актеров для совместной работы?

— Привлекать актеров и режиссеров можно только хорошими проектами и нормальными условиями работы. Если мы их создадим, то и особых сложностей нет. Все упирается в техническую базу.

— Как вы считаете, для развития кинопроизводства важно, чтобы этим занялось правительство или это могут успешно делать частные компании?

— Это должны быть частные истории, кинокомпании, инициативы, а правительство должно помогать. Потому что правительство не является носителем процессов, знаний. Важны люди, которые в профессии, в бизнесе. Они говорят "Нам, чтобы развиваться, нужно от вас...". И правительство смотрит, может ли оно помочь или нет. От того, насколько эти две позиции найдут и услышат друг друга, зависит успешное развитие любой индустрии.

Если правительство идет по своему пути, но не замечает людей, которые в определенной сфере задействованы, то никакого развития не будет. Потому что правительство не может заниматься кино, у него другие задачи. Оно только может помогать, оказывать содействие, пытаться слушать и слышать тех, кто занимаются кинобизнесом.

— На что нужно делать упор Приморью, если правительство или частные компании хотят наладить в крае кинопроизводство?

— Уже процесс идет, мне кажется. Мы общаемся с правительством Приморского края, с министерством культуры, есть хорошие идеи и инициативы. Сейчас важно упаковать все в дорожную карту, где люди со стороны бизнеса и правительства выработают совместно план действий по развитию образовательных программ в Приморье. Параллельно власти могут помочь в организации кинофестиваля.

— Не станет ли проблемой для Приморья тот факт, что в отличие от Москвы или Санкт-Петербурга в крае нет актерских мастерских от мэтров киноискусства? Не отразится ли это на уровне подготовки местных актеров и качестве выпускаемых фильмов?

— Я бы не сказал, что нужны мэтры для подготовки. Много хороших актёров, которые неизвестны. Известность приходит не всем и не всегда заслуженно. Зачастую талантливые актёры играют в театрах, и о них никто не знает. Поэтому я бы не связывал это. А то, что в Приморье нет киноактеров... Это можно решить за счет мастер-классов. Есть нюансы, которые нужно понимать театральным актерам. Для них желательно делать интенсивы раз в год, где будет упор на специфику в кадре, работу с камерой, режиссером. У нас, в рамках нашей программы обучения, тоже будут такие мастер-классы.

— Какие тренды намечаются в кинопроизводстве России?

— Сейчас у нас все про месть на кинорынке. Глобальные тренды — это социальные истории.

— Какое будущее у региональных киностудий, на ваш взгляд?

— Это все зависит от региона и его желания развиваться в этом направлении. Приморский край может работать, как бизнес. Могут быть киностудии, местные кинокомпании, которые будут успешно расти в киносфере без поддержки правительства. Но не везде это возможно.

— У вас большой опыт за плечами. Если бы вы начинали свою работу сейчас, с чего бы вы начали?

— Я бы ничего не менял и точно также начинал с актерской профессии. Я люблю это, и это мне помогает продюсировать. Потому что я драматургически могу разбираться в материале, вносить художественные корректировки.

— Раньше говорили, что с появлением кино умрут книги и театры, но этого не произошло. Сейчас очень активно развиваются технологии, интернет. Умрет ли с их дальнейшим развитием кино, или оно преобразится во что-то новое с их помощью?

— Очень сложный вопрос. Я думаю, кино не умрет, оно переформатируется во что-то другое. С появлением VR появится погружение в кино. Каждый сможет погрузиться в фильм, стать его частью. Можно будет заказывать фильмы у искуственного интеллекта, он быстренько все отформатирует и даст киномасштаб. То, что многие профессии исчезнут — это факт, но появятся другие. А кино перейдет в более высокотехнологичный формат.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость