11 октября. В ходе международного молодежного урбанистического форума "УрбанВэй" (12+) во Владивостоке состоялась сессия "Опыт работы с объектами культурного наследия" при участии представителей власти, архитектурных бюро и девелоперских компаний. Вместе они обсудили тонкости приспособления объектов культурного наследия для современного использования и поделились своими наработками в этой сфере, сообщает ИА PrimaMedia.
"Тема работы с объектами культурного наследия сродни любой хирургической операции. Реконструкция, реновация памятника культурного наследия — это работа с уже существующей городской тканью, с существующим элементом, который необходимо снова вернуть к жизни, сделать его обитаемым, сделать его отвечающим требованиям современной жизни. И ошибки, которые можно допустить в этом процессе, наверное, такие же фатальные, как и при работе хирурга. Тем интереснее результат, который получается, и тем ответственнее эта работа. Для тех, кто на нее решается, это очень серьезный и ответственный шаг", — считает партнер и главный архитектор бюро "Студия 44" Евгений Новосадюк, также отвечающий за молодежную секцию в Союзе архитекторов России.
Евгений Новосадюк - партнер и главный архитектор бюро "Студия 44". Евгений Кулешов, ИА Primamedia
Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее зарегулированных город в части охраны объектов культурного наследия. Опытом работы по реновации исторических зданий в этом городе, приданию им новых смыслов и функций поделился с участниками встречи заместитель генерального директора "ПИК" Владимир Антонов.
"На своем опыте мы можем утверждать, что задача приспособления памятников под современный функционал решаемая. Единственное, надо учитывать три важных момента. Первое — органы власти должны смелее принимать решения о наделении объектов культурного наследия новым функционалом. Второе — общение с гражданами, с общественными группами должны быть системным и последовательным. И третье, конечно, то, что учет затрат инвесторов на выполнение работ должен быть справедливым", — сказал Владимир Антонов.
Одним из примеров эффективной работы "ПИК СЗ" с историческими зданиями является объект на Лермонтовском проспекте 54, изначально предназначенный под размещение общегородской школы на тысячу человек. Здание начали строить в 1819 году, последние изменения датировались 1982 годом. Одним из важных плюсов этой работы стало то, что современный функционал здания совпал с изначальным.
Владимир Антонов — заместитель генерального директора директора по девелопменту АО «ПИК-специализированный застройщик». Евгений Кулешов, ИА Primamedia
"Не то чтобы это простая задача, но все-таки преемственность функционального назначение облегчает работу. Сложность же заключалась в большом количестве предметов охраны. Это и сводные интерьеры, и семь интерьерных лестниц, интерьеры церковного и белого зала, фасады и окна", — отметил Владимир Антонов.
Другая особенность возрождения исторических зданий заключается в том, что требуется привести его в соответствие современным требованиям. Например, создать на объекте пространство для занятий спортом, а также обеспечить системой пожарной безопасности. Все это застройщику удалось выполнить, и в помещении старинной школы открылись современные классы. Для занятий спортом с задней стороны объекта был пристроен дополнительный блок, в котором разместили спортзал и полноформатный бассейн 25 Х 11 метров.
Сессия "Опыт работы с объектами культурного наследия"(12+) в рамках форума Urban Way. Евгений Кулешов, ИА Primamedia
А вот другой объект потребовал от компании изрядно поломать голову, ведь образовательные объекты на 300 школьников и 150 дошкольников ей предстояло открыть на базе завода "Климов" на Кантемировской улице. Статус памятника здесь имело лишь одно здание, построенное в 1914 году и ставшее первым примером применения железобетонного каркаса в промышленной архитектуре. Изначально оно было предназначено для размещения сборочных мастерских автозавода Renault. Теперь же здесь ряд обслуживающих помещений, библиотека и столовая. Застройщику удалось вдохнуть новую жизнь в заброшенные пространства и при этом сохранить все предметы охраны, коих было немало: фасады, окна, арочные проемы, арочная форма кровли, колонны и арочные фермы. Примечательно, что доступ к возрожденному историческому объекту будет открыт не только ученикам, но и всем жителям прилегающей жилой застройки.
Другим впечатляющим примером масштабной реконструкции исторического центра города, включающего в себя множество объектов культурного наследия, поделился с собравшимися Тимур Гарунов — начальник Управления архитектуры и градостроительства города Дербент, одного из старейших городов России. Его средневековые постройки ― цитадель, старый город и крепостные сооружения, которые с V по XIX век защищали город, внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тимур Гарунов - представитель управления архитектуры и градостроительства города Дербент. Евгений Кулешов, ИА Primamedia
В Дербенте активно реализуется мастер-план развития города. Одной из его целей является развитие историко-культурного потенциала города вообще, и в частности, исторического центра. За долгое время, пока этим никто не занимался, историческая среда накопила довольно большое количество проблем. В их числе — множество заброшенных объектов культурного наследия. Эти места с богатым потенциалом не привлекали ни местных жителей, ни туристов.
"В Дербенте весь исторический центр, включает цитадель, путь сквозь весь город к морю, крепостные стены и территория между этими стенами, то есть старый город, объединен в единый объекте культурного наследия федерального значения. Он достаточно разный по структуре формирования городской и исторической ткани. Задача заключалась в том, чтобы объединить эти разнообразные территории в один удобный и привлекательный исторический центр", — рассказал Тимур Гарунов.
В результате колоссального объема кропотливой работы удалось соединить исторический центр в единое пространство и оживить его благодаря комплексному подходу к переосмыслению территории. Сегодня исторический центр Дербента трансформировался в комфортный городской квартал, который привлекает большое внимание и туристов, и местных жителей.
"Основным принципом по работе с городом у нас был некий принцип паспарту. Тот есть мы считаем, что если у нас уже есть исторический центр, а в нем — определенное количество объектов культурного наследия, то нам нужно за счет оформления, за счет заполнения и контекстуального пространства соединить эти территории в единое пространство исторического центра", — добавил Тимур Гарунов.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, была разработана специальная документация, регулирующая застройку в исторической среде. Все проекты, поступающие в управление архитектурой, прорабатывались с учетом требований регламентов. Были созданы сквозные маршруты сквозь весь исторический центр города от цитадели к морю, проработаны общественные пространства внутри исторического центра. Отдельные, небольшие объекты культурного наследия были также бережно включены в ткань обновленного исторического центра. Объекты в нем были расчищены от более поздних наслоений, а 400 разнообразных вывесок приведены к единому стандарту. Это позволило избавиться от визуального шума и привести визуал территории к единообразию.
Наталья Масталерж - партнер архитектурного бюро NOWADAYS office. Евгений Кулешов, ИА Primamedia
Опытным взглядом на работу с объектами культурного наследия поделилась и Наталья Масталерж — архитектор и сооснователь бюро NOWADAYS office. Компания более 10 лет работает с объектами культурного и промышленного наследия. Наталья отметила, что промышленным историческим объектам зачастую не присваивают статус памятника и в результате такие объекты оказываются утерянными, однако в них можно реализовывать интересные архитектурные проекты. Причем, как на базе фабрик 19 века, так и на базе фабрик 20 века.
"За эти годы мы выработали несколько принципов работы с объектами культурного наследия. Конечно, в первую очередь нужно учитывать предметы охраны, которые определили эксперты и государство. Но часто бывает так, что есть и другие ценности, которые может увидеть только архитектор. Не всегда нужно восстанавливать здание до того вида, в котором оно было спроектировано и построено. Иногда исторические наслоения тоже интересны и важны", — считает Наталья Масталерж.
Нововведения при реновации исторических зданий зачастую связаны не только с творческими порывами архитекторов, но и с необходимость обеспечить объекту современный функционал. Например, сделать его приспособленным для людей с ограниченными возможностями. Зачастую требуется добавить дополнительных площадей и изменить функцию здания.
Сессия "Опыт работы с объектами культурного наследия"(12+) в рамках форума Urban Way. Евгений Кулешов, ИА Primamedia
В ходе встречи Наталья поделилась интересным подходом к работе с масштабными объектами культурного наследия, сформированными в бюро. Это принцип города в городе. Такой подход, отмечает архитектор, актуален, когда ранее выключенные из городской жизни территории фабрик и обычных заводов должны быть включены в городскую среду. Соответственно, в него намеренно привносят такие архетипы городской среды, как площади и улицы. Одним из примеров такого подхода является новый корпус Музеев Московского Кремля на Красной площади.
"Это здание довольно бережно реконструировано, так предметом охраны являются и его объемы, и его фасады. Но для того, чтобы создать в нем полноценный музей, внутрь этого квартала было помещено современное здание. Это образ царской сокровищницы из русских сказок. Внутрь этого резного ларца был помещен новый объем с гигантским сводом, под которым и располагаются выставочные залы, витрины и экспонаты. Новое здание практически ниоткуда не видно, только с карт и восприятие его происходит исключительно из внутренней улицы", — рассказала Наталья Масталерж.
Руководитель бюро "Студия 44" Никита Явейн представил в ходе встречи свои самые смелые проекты, намереваясь убедить молодое поколение в том, что даже самые сложные и амбициозные идеи можно воплотить в жизнь. Он рассказал о своем проекте жилого дома внутри ТЭЦ, а также создании СПА внутри старой фабрики.
Никита Явейн — руководитель бюро ""Студия 44"". Евгений Кулешов, ИА Primamedia
"Мне захотелось показать несколько объектов, чтобы никто ничего не боялся. Это может быть очень интересно, и ни в коем случае не в ущерб памятнику, а наоборот, ради сохранения памяти. Такие задачи по реновации объектов культурного наследия — интересная работа для архитектора, никогда не бойтесь. Очень часто застройщики говорят: "Слушай, вот тут ночью все снесем, и будет хорошо". Не покупайтесь на это. На самом деле всё не так. В создании какого-то нового образа исторические здания — это такая помощь. Это так легко! Не надо думать, все само получается. Тебе дается некий код, по которому ты уже дальше работаешь", — поделился Никита Явейн к студентам и начинающим архитекторам.
Так, в завершении встречи, участники сошлись на мнении о том, что чем сложнее правила игры, тем интереснее в нее играть и тем интереснее будет результат. Нужно лишь проявить решительность и взяться за эту непростую задачу — работу с объектами культурного наследия.
Организаторами фестиваля выступают: правительство Приморского края, администрация города Владивостока и дальневосточное бюро East Architects.
Мероприятие проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, ДОМ.РФ, министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Дальневосточного Федерального Университета, Владивостокского Государственного Университета, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Президентской академии (РАНХиГС) и ВЭБ.РФ.
Официальные партнеры форума: "ПИК", "Девелопмент-Юг", ГК Остов, Самолет, Concrete Jungle, BERKANO Дальний Восток и Стоунмикс.
Оператор форума "УрбанВэй": организатор смысловых событий PrimaMedia.events.
Информационные партнеры форума "УрбанВэй": ИА PrimaMedia (18+), Общественное телевидение Приморья (16+), журнал "OFF" (16+), ТаймКот (12+), ГТРК Владивосток (18+).