25 октября. Всегда интересно следить за творческим ростом молодого артиста. Особенно если надеешься, что рано или поздно он добьется больших успехов. Вот почему обозревателю ИА PrimaMedia Александру Куликову захотелось взять интервью у молодого баса Приморской сцены Мариинского театра Владислава Чибирева. К тому же по ходу беседы выяснилось, что это вообще первое персональное интервью Владислава, которое он дал представителю СМИ. Кто знает, может быть, когда-нибудь сей факт станет историческим.
— Владислав, когда я беседую с оперными певцами (а я достаточно много с ними беседую), то всегда надеюсь, что кто-нибудь из них скажет, что сызмальства мечтал об опере. Однако практически все дружно отвечают, что ничего подобного не было, всё произошло случайно, нежданно-негаданно, ни с того ни с сего. Может, вы скажете по-другому?
— Я тоже не мечтал. Хотя с детства любил оперу, любил смотреть и слушать ее, однако ни в детстве, ни в юности не думал, что моя жизнь будет связана с этим искусством. В один момент я даже думал поступать в духовную семинарию, и всё-таки жизнь сложилась так, что отказался от этого решения и поступил в консерваторию.
Но даже когда я учился в музыкальной школе по классу аккордеона и меня попросили что-нибудь спеть, я отказывался: "Я играю на аккордеоне, а не пою". И только где-то в десятом классе я попал к педагогу, которая частным образом обучала вокалу, и мы стали заниматься.
В принципе, поначалу целью моего прихода к ней была постановка голоса для певческой работы в духовной сфере. Но потом занятия меня очень сильно затянули, я вспомнил свою страсть к опере (мы занимались и народными песнями, и ариями) и понял, что я намного лучше чувствую себя в сфере оперного искусства.
— Ваша наставница сразу определила, что вы будете петь басом, или были какие-то поиски?
— Мне тогда было 16-17 лет, и, конечно, ни о каком полноценном басе не могло быть и речи. Просто, если взять партии басов и партии баритонов, то мне психологически были ближе партии басов. Но я не считаю себя басом в полноценном понятии этого слова в русской классификации.
Видите ли, есть басы европейского склада, и есть басы русского склада. В Европе, например, есть даже несколько классификаций басов. Это и басы профундо, и басы центральные, даже есть такая классификация, как молодые басы. Есть басы, которые поют высокий репертуар, приближенный к баритональному исполнению. И как раз самого себя я бы классифицировал именно так.
— То есть высокий бас?
— Да-да.
— В вашем лице, в моем понимании, мы, в общем-то, видим становление певца. Певца, который на наших глазах превращается в солиста, начинает петь какие-то главные партии. Напомните, какая роль в ряду главных стала для вас во Владивостоке первой.
— Фигаро в опере "Свадьба Фигаро" (12+) Вольфганга Амадея Моцарта.
"Свадьба Фигаро". Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
— То есть вы в этой опере совершили головокружительную карьеру — от вечно пьяного садовника Антонио до управляющего имением графа Альмавивы красавчика Фигаро?
— А в Ростовской консерватории я пел еще и доктора Бартоло.
— Ну, тогда вам в этой опере всё подвластно. Скажите, как протекала работа над ролью Фигаро?
— Достаточно просто. Опять же, потому что на Приморской сцене Мариинского театра я исполнял партию Антонио, а Ростовской консерватории в дипломном спектакле пел партию Бартоло и в любом случае был хорошо знаком с оперой Моцарта. Ведь, когда изучаешь партию, ты учишь не только то, что поешь сам, но и запоминаешь то, что поют твои коллеги. На репетициях это происходит само собой.
Я рад, что именно Фигаро стал моим первым большим персонажем на Приморской сцене, потому что в принципе музыка Моцарта очень близка мне, так же, как и техника исполнения написанных им вокальных номеров.
Существует множество размышлений на тему, как правильно петь Моцарта, требуется ли при этом какое-то определенное звукоизвлечение или нужно просто петь "своим голосом". Мне кажется, что в любом исполнении всё-таки должен присутствовать стиль композитора. Нельзя петь Моцарта, как Верди, и Верди, как Моцарта.
Отдельная история — это Доницетти, тот белькантовый репертуар, который мы начинаем показывать в опере "Дон Паскуале" (12+).
— И об этом тоже было бы интересно услышать, поскольку белькантовое пение, то есть виртуозное пение, требующее перехода с "низов" на "верхи" и обратно, имеет особую прелесть. Однако не каждому это дается. Насколько ваш певческий аппарат был готов к испытанию бельканто?
— Любая большая партия, с которой я встречался на протяжении всей своей работы в Ростове-на-Дону и затем во Владивостоке, была определенным вызовом, потому что на этих партиях я рос. Работая над ними, я находил новые краски своего голоса, новые технические приемы и возможности. Мне хочется верить, что по крайней мере у меня это работало именно так.
Дон Паскуале. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В общем, всё происходит тогда, когда должно произойти. У каждого артиста, конечно, есть амбиции поскорее спеть любимую партию, поскорее спеть большой репертуар, поскорее перейти к драматическому исполнению. Есть они и у меня. Мне тоже хотелось поскорее перейти на ведущий репертуар, на первые партии. И это произошло. Пусть не так быстро, как хотелось в начале творческого пути, но всё-таки достаточно быстро, учитывая мой возраст.
— А сколько вам лет?
— Мне 26.
— 26 лет! Как говорится, у вас всё впереди. Но это "всё впереди" может длится лет 20. Так что надо, надо начинать уже сейчас.
— Но опять же в свои 26 лет я пою свой седьмой сезон в качестве солиста.
— Это если считать Ростовский музыкальный театр, я так понимаю. Там, если мне не изменяет память, в свое время работала Мария Севастьянова (Суздальцева), замечательная сопрано, которая пела и в Приморской Мариинке. Вам не довелось петь с Марией в Ростове-на-Дону в одних и тех же постановках?
— Нет, когда я поступил в театр, она уже переехала во Владивосток. Но я помню ее по консерватории. Она заканчивала обучение, а я только начинал.
— Ну, Мария, конечно, большой молодец. И очень жаль, что мы, скорее всего, во Владивостоке ее больше не услышим. Ну, так вот сложилось.
— Пути Господни неисповедимы.
— Да, может быть, Мария приедет к нам когда-нибудь на гастроли… Так вот, я заглянул как-то на официальный сайт Ростовского музыкального театра: своеобразный театр, как мне показалось.
— Да, там и опера, и балет, и оперетта, и мюзикл, и большое количество детских спектаклей. Работа многоплановая, требующая от артиста умения и танцевать, и разговаривать, и петь, причем петь в разных стилях, в разных жанрах, в том числе в эстрадной манере. В Ростовском музыкальном театре есть даже программа симфорока, которую поют как приглашенные артисты, так и артисты стационарной труппы.
— Ну да, от Москвы до Ростова-на-Дону рукой подать. Наверняка много гастролеров приезжает.
— А вот и нет. Большие артисты-гастролеры достаточно редко приезжают. Во Владивостоке бывает больше.
Владислав Чибирев. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
— Приятно слышать. Владислав, а как у вас шли дела в Ростове?
— Как шли? Так и шли: во втором сезоне работы в ростовском театре у меня было 18 выходов в месяц.
— О таком можно только мечтать. В начале месяца. И проклинать всё на свете к концу месяца.
— О да! И знаете, однажды я всё-таки осознал, что хочу находиться именно в оперном театре и петь в оперных спектаклях. И пускай во Владивостоке у меня не по 18 выходов в месяц (и слава Богу!), зато работа здесь более сконцентрирована на филигранном исполнении оперных партий, ролей и всего спектакля. Лично мне это дает намного больше, в том числе для понимания себя самого. Ведь, исполняя какие-то роли, мы тоже учимся у них. И с точки зрения певческой, и с точки зрения житейской.
— Помню, на Пасхальном концентре (6+), который состоялся весной этого года на большой сцене Приморской Мариинки и был также посвящен Дню Победы, вы, с моей точки зрения, замечательно спели две песни — "Поклонимся великим тем годам" (6+) Александры Пахмутовой на стихи Михаила Львова и "Довоенный вальс" (6+) Павла Аедоницкого на стихи Феликса Лаубе. Их в свое время исполнял Иосиф Кобзон, а "Поклонимся…" пела также Людмила Зыкина. У вас получилось очень красиво и проникновенно, особенно "Поклонимся…". Весь зал чувствовал энергетику исполнения, и это как-то объединяло всех. Вы пели в микрофон, и я понял, что вы умеете владеть им. Не у всех оперных певцов это получается. Это опыт ростовского театра?
— Да, опыт начала моего творческого пути. Когда я только делал свои первые шаги, приходилось, конечно, петь в микрофон, потому сцены городских и сельских домов культуры, где случалось выступать, не имели таких акустических возможностей, какие были в театре. Вот тогда, в принципе, я и научился пользоваться микрофоном.
— Знаете, Микаэл Таривердиев в своей автобиографической книге "Я просто живу" (12+) писал, что пение в микрофон — это особый вид пения. Технические возможности, которыми обладает микрофон, позволяют не столько усиливать громкость пения, сколько раскрыть возможности голоса и подчеркнуть какие-то интонации во время "тихого пения".
— Появляется возможность более ярко отобразить определенные нюансы, в первую очередь, динамические, такие, как форте и пияно. Но скажите, петь пияно в микрофон и петь пиано на сцене театра, это все еще пияно?
— Да, это разные вещи. Особенно пияно у Верди. В том же "Макбете" (16+), в дуэте леди Макбет и самого Макбета, когда она уговаривает мужа убить короля Дункана, надо петь как можно тише, по-заговорщицки, и в то же время так, чтобы зрители услышали. У Верди нередко бывают моменты, когда оркестр вообще замолкает и остается только пение.
— Когда поешь в микрофон, обычно никто не замолкает.
— У вас было отличное исполнение. Про такое говорят, что певец вложил в песню не только голос, но еще и всю душу. Это было как-то связано с темой песен?
— Конечно, в моей семье есть те, кто воевал, и мой прадед погиб на войне. Но, в принципе, артист, беря любой музыкальный материал, исходит от того, что написано в тексте. Кроме того, есть такая полезная вещь в актерском инструментарии, как воображение. Ты представляешь себе то, о чем поешь. Возможно, это и помогло мне в данном случае вложить в песню не только голос, но и душу. А вообще я стараюсь вкладывать душу в любое свое исполнение.
— Замечательно, что вы говорите об этом, как о само собой разумеющемся. Но, поверьте, есть драматические актеры и оперные певцы, которые не вкладывают душу в исполнение. А просто выходят на сцену и отбывают номер. И это, кстати, зрителям не нравится. Актерам, наверное, можно простить многое. Ну, здесь что-то не досказал, тут что-то не доделал… Многое можно простить. Кроме равнодушия.
— Всё-таки зритель хочет чего-то большего, чем просто выступление артиста. Хочет, может быть, какого-то отклика на свои мысли. Хочет ответа на вопрос, что такое жизнь, что такое смысл жизни, что такое любовь. Есть огромное количество вопросов, за ответами на которые зритель приходит в театр.
— Владислав, насколько я знаю, вы человек верующий, православный. Поете в церковном хоре храма Святителя Николая (Никольского храма), регентом которого является ваша жена Мария. Вы там познакомились?
— Нет, мы познакомились в Ростове-на-Дону, где Мария также служила регентом в церковном хоре (она окончила Донскую духовную семинарию по регентскому отделению). Это было во время пандемии. Театры были закрыты, мы были без работы, а голос требовал петь. И я вспомнил то, с чего начинал. Это было пение в церковном хоре, это были службы. Я решил возобновить эту практику и пошел в храм, где я пел ранее какое-то количество времени. К моему удивлению, там поменялись и священники, и регент хора. Тем не менее я решил, что хочу продолжить именно там. Регентом на тот момент стала моя будущая жена. Там мы, собственно, и познакомились. Теперь у нас двое детей, мы счастливы.
Мария Чибирева. Из личного архива семьи Чибиревых
И сейчас я пою не только в храме под руководством собственной супруги, но и в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, построенном на центральной площади Владивостока.
— Какое значение имеет для вас церковное пение? Только духовное или певческое тоже?
— Оно имеет значение и в духовном, и в певческом плане. В певческом плане оно помогает почувствовать строй, ансамбль, гармонию, а в духовном, конечно же, это участие в литургии, в самом главном таинстве церкви.
— А к вере вы как пришли? Семейные традиции или ваш собственный выбор?
— А вот тут как раз можно сказать, что всё произошло случайно. Моя семья никогда не была особо религиозной. Просто однажды я зашел в храм и понял, что мне там хорошо, а затем стал ходить туда постоянно. Всё на уровне внутреннего ощущения, ну а человек стремится быть там, где ему хорошо.
— Это можно сказать о вашей нынешней семье? Жена, дети — то, к чему нужно стремиться?
— Безусловно.
— А сколько лет вашим детям?
— Старшему 6 лет, младшей 2 года.
— Какие-нибудь склонности к пению у них наблюдаются?
— У старшего склонности к компьютерной технике. Он ходит в кружок по программированию. Посещает другие секции. Это и кудо, и плавание, и подготовка к школе, ну и, само собой, пение. К чему это приведет, я пока не знаю.
А у дочки присутствует большое рвение к пению, так же как и к игре на фортепиано. Ей очень нравится садиться за инструмент, играть всякие мелодии.
— Она действительно играет? В два года?
— Играет что-то на своем детском уровне. Партитуру, конечно, она не читает, но что-то мелодическое у нее получается.
— Наверное, вам к дочери стоит присмотреться, явно у нее музыкальный талант проклюнулся. Может, по вашим стопам пойдет. А вот скажите, Владислав, у вас есть любимые композиторы в ряду тех, чьи произведения исполняются на Приморской сцене?
— Скажем так, мне нравится слушать Верди, а петь Доницетти и Моцарта.
"Волшебная флейта" (12+). Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
— Тем более интересно узнать, как вы относитесь к таким сложным композиторам, как Родион Щедрин.
— Честно говоря, с определенной опаской. Мне кажется, что много музыки таких композиторов в моем репертуаре пока не будет, потому что это определенный уровень психологизма. Не мелодизма, а именно психологизма. Это очень глубокие полотна, к которым нужно идти долгим путем.
— В опере "Очарованный странник" (12+) Щедрин использует знаменные распевы. Это очень красиво. А вашем церковном хоре они поются?
— В принципе, традиция знаменного пения зародилась до Никоновской реформы и осталась в большом количестве в старообрядческих службах. По большей части в современных православных храмах на службах поют по голосам, но также сохраняются некоторые, так скажем, репертуарные изюминки в качестве византийских песнопений, которые очень похожи на одноголосие и до сих пор используются в современном мире. По крайней мере, в храме, в котором моя супруга служит регентом, мы периодически обращаемся к византийским распевам и тоже находим, что это очень красиво.
— Это необычайно красиво. В "Очарованном страннике", который поставили во Владивостоке, хор посадили в оркестровую яму, и было такое ощущение, что поет сама земля. Тем более что на сцене в качестве декораций разместили настоящие камышовые заросли. И вдруг пение из-под земли раздается. У меня, когда я эту оперу слушал, поначалу голова разболелась. Известно, что человеческий организм нормально воспринимает мелодичную музыку, а любой намек на атональность вызывает в организме какой-то взрыв. Организм попросту не воспринимает атональную музыку на ментальном уровне. Наступает какой-то дисбаланс.
— Потому я и сказал, что такая музыка — это больше психологизм, чем мелодизм. Подобная музыка требует от слушателя подготовки. Если вы приходите на оперу эпохи барокко, то воспринимаете произведение не так, как произведение, созданное композитором-авангардистом. Композиторы, более близкие к нашему времени, заложили очень много информации в музыку, которую исполняет оркестр. Конечно, в операх их предшественников это уже имеет место быть, но в операх конца XX века, как мне кажется, в музыкальное полотно внесено очень много переживаний, и если слушать такую музыку неподготовленным, то можно просто многого не понять.
— Однако, трудно рассчитывать на то, что люди будут специально готовиться к таким постановкам. Тут нужен длительный процесс поэтапного постижения музыки композиторов разные эпох. Лично я так и поступаю. И, кстати, на "Очарованном страннике" в какой-то момент дисбаланс в моем организме пропал, голова перестала болеть, и я ощутил какое-то умиротворение.
— И пришла гармония.
— Да, пришла. Владислав, а вам же приходилось петь в авангардной опере…
— Вы имеете в виду "Любовь к трем апельсинам" (6+) Сергея Прокофьева?
— Да, "Любовь к трем апельсинам". Вы там роль Короля Треф исполняете. Как вам пелось в этой вещи?
— Прекрасно пелось. Когда ты находишься в этой музыке, когда ты ее постоянно слушаешь, когда ты ее поёшь, когда ты ее учишь и в конечном итоге выучиваешь, наступает та самая гармония, о которой вы говорили. И ты понимаешь, что написать по-другому это практически невозможно. Всё, что написано в партитуре, каждая нота имеет смысл, и когда ты этот смысл поднимаешь, то наступает катарсис.
— В "Апельсинах" есть партии, которые, допустим, состоят из одной-двух фраз. Как должен подходить к ее исполнению певец? Просто выйти и спеть или вложить даже в самое короткое пение всё свое мастерство, придумать что-то особое, удивить зрителя?
— На самом деле это касается любых опер. В Италии есть такой термин, как "компримарио". Это артисты, исполняющие небольшие роли. И именно на этих ролях держится атмосфера спектакля, потому что ведущих партий в операх не так много, как второстепенных и третьестепенных. И как раз-таки исполнители, поющие небольшие партии, создают у зрителя ощущение того, что происходящее действительно истинно, реально.
"Любовь к трем апельсинам". Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
— То есть второстепенные роли важны для того, чтобы мы поверили, что это происходит на самом деле. А иначе будут сплошные герои, сплошные монологи, сплошные страсти, а так в жизни не бывает. Поэтому нам нужен человек, который выйдет и скажет "кушать подано". И при этом очень важно, как он это скажет.
— Я слышал много историй о том, как ребенка в детстве привела в театр мама, и он до конца жизни запомнил в этом спектакле только "кушать подано". И как раз потому, что артист выходил не механически и произносил не просто "кушать подано", а был частью действия, частью спектакля. Зачастую небольшие партии являются двигателями сюжета, на них он и держится.
— В "Макбете", который мы уже вспоминали, есть совсем крохотная партия фрейлины. У нее всего пара выходов, но в сцене с тутти (исполнение музыки полным составом оркестра или хора, а у Верди в данном случае и оркестром, и хором, и солистами, находящимися в этот момент на сцене — А.К.) она берет очень высокую ноту и перекрывает всех, включая оркестр. И это до того мощно и красиво, что даже словами не передать.
— Зачастую исполнение этих партий требует не меньшего владения голосом, не меньшего знания техники и не меньших усилий, чем исполнение крупных партий.
— Опять гармония?
— Конечно.
— От чисто музыкальных вопросов давайте вновь перейдем к вашей творческой биографии. Расскажите о том, как вы попали во Владивосток. Было прослушивание?
— Да, конечно, было прослушивание. Один мой замечательный коллега скинул мне ссылку на объявление о наборе певцов Приморской сцены Мариинского театра. "Вот попробуй, — написал, — съездить на прослушивание". Я подумал: "Владивосток. Это же очень далеко. Захочет ли жена поехать?"
Но я отбросил все сомнения и подал заявку на прослушивание, и меня, студента пятого курса, пригласили на него. А затем я прошел прослушивание и получил приглашение поступить в труппу Приморской сцены Мариинского театра.
— Прослушивание происходило в Санкт-Петербурге?
— Да, в Петербурге, на исторической сцене Мариинского театра. И это вызвало определенную долю трепета и счастья. Ты стоишь на той самой сцене, на которой пели великие певцы! Незабываемое ощущение.
— А кто вас прослушивал?
— Павел Александрович Смелков (главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра — А.К.) там точно был, потому что потом мы с ним разговаривали. Больше я никого не помню, потому, когда пел, лиц в зале совершенно не различал.
— Павел Александрович — человек, конечно, очень приятный. Такая очаровательная улыбка.
— Замечательно эрудированный человек и большой музыкант.
— Особенно мне нравятся его оркестровки вокального цикла (6+) Григория Свиридова на стихи Пушкина и 38-й опуса (цикл из шести романсов на стихи поэтов Серебряного века, 6+) Сергея Рахманинова. Его исполняла Альбина Шагимуратова…
Итак, вы приехали во Владивосток. И каким вам показался город?
— Я приехал во Владивосток в ноябре, и, скажу честно, большого положительного впечатления город на меня не произвел. Но всё изменилось в тот момент, когда я приехал сюда после отпуска в июле. Я увидел всю эту зелень, увидел солнце, увидел, как всё-таки хорошо, когда ты живешь у моря. Сейчас я считаю, что Владивосток очень хороший город. Здесь много возможностей в плане отдыха, здесь замечательная природа, воздух, море, сопки.
— Вы родом из…
— Невинномысска. Это Ставропольский край, Северный Кавказ. Я родился и вырос на Кубани. Конечно, там много казаков. И я даже какое-то время пел в казачьем ансамбле, ездил в близлежащие города на казачьи смотры — с песнями, шашками, пирогами.
Владислав Чибирев. Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
— В Приморье живет много потомков казаков — запорожских, уральских и так далее… Край у нас переселенческий, и тут рады любому приезжему. Замечательно, что вы здесь оказались. Хотелось бы спросить о ваших творческих планах, но, конечно, делать это бесполезно, поскольку не от вас это зависит. Но какие-то творческие мечты имеются?
— Когда я читал или смотрел интервью с артистами и когда им задавали этот вопрос, я всегда думал, а как бы я на него ответил? Какую бы партию назвал? Мне кажется, что у меня нет какой-то одной конкретной партии. Есть список, и если я сейчас начну его вспоминать, то не назову всего, что хотел бы исполнить. Ну, это и Мефистофель, и Борис Годунов, и Филипп II, и Летучий Голландец, и Князь Игорь. Это из того, что сразу всплывает в голове.
— Хорошие мечты. Можно пожелать, чтобы хотя бы одна из них исполнилась.
— Я думаю, что всё исполнится так, как должно исполниться.
Справка
Владислав Чибирев
Бас
Родился в городе Невинномысск Ставропольского края. В 2022 году окончил Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова (класс заслуженного артиста России, профессора Валентина Анатольевича Мостицкого). Принимал участие в мастер-классе (12+) Филипа Уайта (Королевская консерватория Шотландии).
Лауреат XI Международного конкурса им. А.Г. Рубинштейна "Миниатюра в русской музыке" (18+): 2-я премия, Санкт-Петербург, 2018 год.
Обладатель серебряной медали XVIII молодёжных Дельфийских игр России (12+, Ростов-на-Дону, 2019 год)
В 2018–2021 годах — солист Ростовского государственного музыкального театра. На сцене Ростовского театра дебютировал в партии Колена в опере Дж. Пуччини "Богема" (12+).
С ноября 2021 года — солист оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра.