7 ноября. В рамках ИТ-форума Дальнего Востока Russky MeetUp&Digital Region (12+), прошедшего во Владивостоке с 31 октября по 2 ноября, один из крупных игроков российского рынка цифровых услуг и решений — ПАО "Ростелеком" поделился своим опытом по созданию цифровых двойников в сфере ЖКХ. Подробнее о том, как компания смогла применить свои наработки для усовершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства страны, на мероприятии рассказала руководитель проектов управления организации продаж цифровых регионов ПАО "Ростелеком" Анастасия Димитрова.
"Современные IT-инструменты помогают жильцам многоквартирных домов, ремонтировать дома именно так, как это требуется, создают справедливый порядок, а также позволяют корректнее использовать деньги Фонда капитального ремонта, в который каждый из нас делает взносы за квартиры. Регион же в этом случае получает снижение нагрузки и экономию бюджета благодаря переводу ряда домов из категории капитального ремонта в текущий, а также сдвигов сроков ремонта", — отметила Анастасия Димитрова.
Цифровизация пришла в сферу жилищно-коммунального хозяйства сравнительно недавно. Этому способствовали изменения в законодательстве, сделавшие систему более гибкой и создавшие пространство для применения современных технологий.
Анастасия Димитрова, руководитель проектов управления организации продаж цифровых регионов ПАО «Ростелеком». ИА PrimaMedia
В 2022 году на государственном уровне была создана Стратегия по развитию ЖКХ, в результате чего каждый регион получил право создавать собственную информационную систему, в которой будут включены данные по техническому состоянию каждого дома. Важно, что эти данные должны быть постоянно актуализированы, то есть не храниться в статическом варианте, а проходить постоянное обновление, оставаясь в актуальном состоянии. На основании этих данных регионы смогли вносить изменения в Программу капитального ремонта.
"В чем заключалась проблема внесения изменений в программу капитального ремонта ранее? До 1 сентября текущего года сделать это можно было только фактически одним способом, который показал себя как нереализуемый. Собственники жилья, которым нужно было что-то отремонтировать пораньше, должны были проголосовать за ремонт, но при этом другой дом должен был проголосовать за то, чтобы подождать ремонта год-два", — разъяснила Анастасия Димитрова.
С учетом этих сложностей законодатель нашел такое решение, благодаря которому внести изменения в краткосрочную Программу капитального ремонта стало возможно на основании проведения обследования МКД. Так, опираясь на обновленную законодательную базу, которая вышла в 2023 году, но вступила в силу с 1 сентября 2024 года, регионы начали делать первые шаги к проведению масштабного обследования своих многоквартирных домов.
И именно в этой части такого масштабного и важного процесса специалисты ПАО "Ростелеком" увидели возможность применить свои навыки и цифровые технологии для того, чтобы организовать совершенно новый, технологичный подход к обследованию домов, который способствовал бы более продуманному расходованию ресурсов Фонда капитального ремонта.
"Мы предложили новый подход к проведению массовых обследований всех многоквартирных домов. На законодательном уровне сегодня это возможно. Более того, финансирование на эти вещи можно будет закладывать в бюджетах регионов", — рассказала Анастасия Димитрова.
Как же работает проект цифровых двойников ЖКХ от ПАО "Ростелеком"? На первом этапе собираются исходные данные о доме, создается некий технический паспорт дома и оцифровывается на специальной платформе. Второй этап — проведение полевых работ на месте, в рамках которых инженеры, специализирующиеся на обследовании МКД именно капитального ремонта, изучают состояние дома и фиксируют все с помощью мобильного приложения, делают фотографии, описывают все дефекты.
Четвертый и самый новаторский этап — вся собранная информация переходит в единую цифровую систему, а работает с ней группа, занимающаяся камеральными работами. Эти специалисты выявляют дефекты, объясняют их строительным языком, выявляют объем проблем и дефектов и заносят все это в единую информационную систему. В итоге получается большая база структурированных данных по всем домам, которые находятся в регионе, или части домов, которые находятся в программе капитального ремонта конкретного региона. Таким образом, у края появляется единая картина по всем домам, которые они обследовали.
"Какие преимущества людям, властям и государству несет новый подход? Во-первых, мы получаем анализ данных по всем домам вместо точечного обследования двух-трех домов или нескольких кварталов. Условно, мы можем сравнить крышу одного дома с крышей другого. Во-вторых, итоги обследования сводятся в единый отчет, который можно ранжировать, легко определяя, какие дома требуют срочного ремонта, а какие можно перенести на будущий период", — поделилась Анастасия Димитрова.
Итоговые результаты обследования можно превратить в единый отчет, подписанный электронной подписью. Его регион может предоставить в Министерство ЖКХ, которое и внесет изменения в Программу капитального ремонта. Этот отчет представляет собой некую таблицу в интерактивном виде. В нем можно отсортировать МКД по степени износа, по состоянию отдельных конструктивных элементов и многим другим параметрам.
Разделение работ на полевые и камеральные, а также высокий уровень автоматизации и цифровизации при обработке и анализе данных способствуют значительному сокращению сроков подобных работ, а также заметно снижают их стоимость — примерно на 50%. Если, согласно сборникам цен на проведение инженерно-технического обследования МКД, стоимость работ на 1 кв. метр составляет от 80 до 120 рублей, то программа цифровых двойников от ПАО "Ростелеком" позволяет сократить эти цифры до 20-40 рублей.
Эффективность создания цифровых двойников в сфере ЖКХ, которую предлагает ПАО "Ростелеком", уже подтверждена несколькими реализованными проектами. Так, в Нижегородской области в 2023 году было обследовано более 3000 различных домов от двухэтажных до десятиэтажных. Число конструктивных элементов, которые подверглись осмотру, составило более 37 тысяч. В их числе различные элементы домов от крыши и фундамента до инженерных сетей.
Анастасия Димитрова, руководитель проектов управления организации продаж цифровых регионов ПАО «Ростелеком». ИА PrimaMedia
Как помогло это обследование гражданам и региону? Анализ полученных и оцифрованных данных показал наличие 37 домов, находящихся в аварийном состоянии. Без проведения подобной оценки они могли пойти по Программе капитального ремонта, но в их случае такие работы не принесли бы желаемого результата, а средства были бы потрачены практически впустую. Теперь же на основании полученной информации можно будет провести заседание комиссии, которая признает дома аварийными: их снесут, а жильцам предоставят новое жилье.
Еще одним важным выводом после проведения анализа оказалось то, что 14% всех конструктивных и инженерных элементов, изначально включенных в Программу капитального ремонта, не требовали капитального ремонта, их можно отремонтировать за счет текущего ремонта.
"Дело в том, что многие управляющие компании пытаются отремонтировать дом за счет Фонда капитального ремонта, но фактически часть работ можно провести в рамках текущего ремонта. Конечно, здесь нужно постараться, найти финансы и подрядчиков, поэтому многие УК и ТСЖ не хотят с этим связываться. А для обоснования переноса ремонта из статуса капитального в статус текущего требуется аргументация и фактура, которую жильцы как раз и получают в результате нашего обследования", — отметила Анастасия Димитрова.
Но и на этом интересные и полезные результаты проведенных обследований не закончились. Оказалось, что капремонт 5,5% осмотренных конструкций можно выполнить позже. Были выявлены и обратные случаи, когда конструктивные элементы требовали срочного ремонта, а стояли в планах на более позднее время. Таких оказалось 11%. Еще 7,5% конструктивных элементов вовсе не были включены в Программу капитального ремонта, попросту выпав из списка, а значит — не имели даже шанса быть отремонтированными. В итоге, опираясь на результаты обследования, отсутствовавшие в Программе элементы были в нее включены, требующие срочного ремонта перенесены на более ранние сроки, а те, которые могут подождать, переместились на более поздний период. Это позволило скорректировать Программу капитального ремонта так, чтобы бюджет Фонда капитального ремонта расходовался наиболее эффективно и правильно, оказывая действительно нужную помощь домам и их жителям.
Еще один проект цифровых двойников ПАО "Ростелеком" был реализован в Сахалинской области. Здесь в рамках пилотного проекта было обследовано три дома. Результаты оказались очень схожими с теми, что были получены в Нижегородской области. Оказалось, что часть конструктивных элементов можно отремонтировать позже, часть, наоборот, нужно сдвинуть на более ранние сроки.
На текущий момент в регионах страны проходит процесс приведения региональной нормативной базы в соответствие с федеральной. Регулярно поступают всевозможные методики и рекомендации о том, как это сделать корректно.
"Я надеюсь, что рано или поздно все наши регионы пойдут по пути полного общего технического обследования и мониторинга состояния жилых домов. И, в конечном счете, мы все сможем жить в комфортных условиях", — подытожила Анастасия Димитрова.
Russky MeetUp&Digital Region (12+) — традиционный цифровой форум, посвященный развитию информационных технологий на Дальнем Востоке. Он объединил в себе форматы деловой программы, стратегических дискуссий, форсайт-сессий, презентаций кейсов и обсуждения лучших практик и неформального общения на важные темы между специалистами разнообразных отраслей.
Мероприятие посвящено вопросам внедрения лучших digital-решений и практик цифровой трансформации, модернизации технологий и содержания обучения в IT области, создания цифровой образовательной среды. Форум призван приблизить решение задач по обеспечению комфортной жизни на Дальнем Востоке за счет реализации современных цифровых проектов и их интеграции в реальный сектор.
Организаторами мероприятия выступают Правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, сеть информационных агентств PrimaMedia. Официальный партнер форума — ПАО "Ростелеком".
Реклама. Рекламодатель: ПАО "Ростелеком".