Идею сдать в аренду иностранцам земли Дальнего Востока не поддерживают селяне Приморья

Предложения Минэкономразвития рассчитаны на инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона

8 февраля 2012. Идея сдать в аренду сельхозугодья инвесторам из Юго-Восточной Азии вызвала скепсис и недоумение у аграриев Приморья.Российские фермеры напоминают о непреодолимых препятствиях, с которыми они сталкиваются, пытаясь расширить пахотные угодья и производство сельхозпродукции, сообщает газета "Владивосток".

Почему же предлагается силами иноземцев развивать дальневосточный агропром? И почему именно Дальний Восток хотят сдать в аренду, ведь за пределами Садового кольца запущенных территорий, например в Рязанской или Калужской губерниях, не меньше. 

Хуже того, прыткие чиновники, уничижительно оценивая возможности дальневосточных фермеров, явно торопятся оформить свои предложения как можно скорее. Еще бы – впереди выборы, а явный фаворит президентской гонки премьер-­министр Владимир Путин в своей программной статье "О наших экономических задачах" дал совсем другую оценку российскому аграрному сектору:

"Отдельная тема – сельское хозяйство. Аграрный сектор нашей экономики демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста. Практически все развитые страны в той или иной форме поддерживают, субсидируют своих сельскохозяйственных производителей, и Россия здесь не исключение. Причины две.

Во­-первых, в условиях неопределенности мирового рынка, значительных колебаний цен на продовольствие аграрная безопасность – способность страны самостоятельно себя прокормить – является не менее важным условием экономической и социальной стабильности, чем равновесный бюджет или надежная валюта. 

Во-вторых, и это опять-таки важно не только для России, аграрный сектор выступает важным элементом сохранения в экономике конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса – "подлеска здорового капитализма". 

Минэкономразвития обнародовало идею масштабной программы по освоению земель Дальнего Востока: примерно 20 проектов, которые предполагают миллиардные вложения в сельхозугодья востока России. Предложения рассчитаны исключительно на инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Московские чиновники готовы предоставить иноземцам территории размером 150-200 тысяч га. 

По словам заместителя главы ведомства Андрея Слепнева, сдаваемые площади в общей сложности могут достигать миллионов гектаров. Ряд уже готовых, проработанных и инвестиционных проектов были предоставлены вьетнамцам, сингапурцам, таиландцам, японцам. В Сингапуре уже заинтересовались предложением. Более детально эти планы будут обсуждаться на сентябрьском саммите АТЭС во Владивостоке. 

Приморские аграрии уверяют: в нашем крае немало предпринимателей, желающих войти в сельскохозяйственный бизнес или расширить уже имеющееся производство. Проблема лишь в том, что приобрести или оформить в аренду землю для сельскохозяйственных работ практически невозможно. Хозяина у земли нет.

"В Приморье немало пустошей, но формально они ничьи, поскольку не оформлены соответствующим образом ни в краевую, ни в федеральную, ни в муниципальную собственность, – рассказывает генеральный директор Приморской овощной опытной станции Сергей Сидоренко. – По сути, государство не имеет права наделять этими землями, не придав им соответствующий статус. Для этого надо провести землеустроительные работы, межевание". 

Уже много лет местные специалисты говорят: в крае необходимо формировать мощные массивы земли в 5-15 тысяч га и привлекать на них стратегических инвесторов. Создать для владельцев инвестиционного капитала понятные и приемлемые правила игры – системы субсидирования, льготы по налогообложению. Чтобы было понятно, когда вложения смогут окупиться и станут приносить прибыль.

Предприниматели считают: прежде всего надо поддерживать и создавать благоприятные условия для отечественного товаропроизводителя. Пока же вложения государства на развитие сельского хозяйства в разы ниже, чем в развитых странах мира. При такой системе поддержки трудно привести пример, когда предприниматель приходит на территорию и успешно работает. 

"Даже у китайцев, которые трудятся на наших землях, экономика складывается оптимально лишь потому, что работают они в несопоставимых с российским производителем условиях, – поясняет Сергей Сидоренко. – В себестоимости выращенного у нас каждого килограмма картофеля – от 3,5 до 4,5 рублей налоги и социальные выплаты в бюджет за каждого сотрудника предприятия. Мы-то все работаем "в белую".

Аграрии же Поднебесной, пришедшие на нашу территорию, налогов и страховых выплат не производят. Таким образом, из средних 8 рублей себестоимости картофеля сразу выпадает 4 рубля. Сообщения о том, что они замусорили какой-нибудь крупный участок пахотных земель или допустили деградацию и ухудшение плодородия почв в Приморском крае стали привычными в ежедневных сводках Россельхознадзора. 

Если Минэкономразвития планирует таким образом развивать Дальний Восток, то через 15-20 лет российских граждан на этой земле не останется.

 Никто не сможет конкурировать с теми, кто работает по иным правилам и вне правового поля. 

Ведомство Эльвиры Набиуллиной рассчитывает на интерес к его предложениям со стороны цивилизованных инвесторов – японского капитала. Но дело в том, что с политическими и бизнес-кругами Японии переговоры по поводу создания совместных предприятий в разных сферах экономики ведутся еще с советских времен.

Уже лет 20-25 идут вялотекущий взаимный обмен делегациями и разговоры по поводу предоставления им земли. Японцы очень осторожны: посмотрели на нашу нестабильность и ничего здесь так и не создали. Ничем новым для них предложения Минэкономразвития не станут. 

Южнокорейцы поактивнее входят на нашу территорию. У них даже есть государственная программа по освоению земель российского Дальнего Востока.

Правительство Южной Кореи выделяет приличные субсидии компаниям, которые создают совместные предприятия на земле Российской Федерации. 

Таковые есть, и они законно и достаточно эффективно работают в Хасанском, Хорольском, Ханкайском, Анучинском районах Приморского края. Взяли в аренду приличные участки земли, смогли их соответствующим образом оформить.

Очень важно, что корейцы не везут сюда рабочую силу, как китайцы. Они нанимают местное население. Предприятием управляют два-три менеджера из Страны утренней свежести, а 90% работающих в совместных фирмах – механизаторы, рабочие, агротехники, разные специалисты – местные. Однако и тут не все так безоблачно. 

"Южнокорейские предприниматели показывают неплохой пример эффективности работы на территории нашего края, – поясняет Сергей Сидоренко. – Но есть определенная непредсказуемость их государственной политики, которая сегодня одна, завтра – другая. Поэтому корейцы то активно идут к нам и год-другой хорошо работают, то резко начинают сворачивать деятельность. Оказывается, в Сеуле правительство сменилось, изменилась и внутренняя ситуация. Государство урезало финансирование программы поддержки по освоению земель Дальнего Востока, вот они и приостановили деятельность в Приморье". 

Таким образом, итожит генеральный директор Приморской овощной опытной станции, планируемая чиновниками зависимость от внешних факторов и политики других государств приведет к непредсказуемости внутреннего рынка и даже продовольственной небезопасности страны

Смотрите полную версию на сайте >>>