18 декабря. Китайский автопром продолжает завоёвывать приморский рынок. В 2024 году некоторые бренды увеличили продажи в два-три раза по сравнению с 2023 годом. В то же время новые тарифы утилизационного сбора, изменившиеся курсы валют и растущая ключевая ставка Центробанка подстёгивают цены. Как автодилеры оценивают итоги года, сколько будет стоить автомобиль в 2025 году и какие новинки появятся на рынке, выясняло ИА PrimaMedia.
Несмотря на то, что для многих брендов конец года сопровождался спадом продаж, дилеры позитивно оценивают его итоги.
"Мы успешно увеличили продажи новых автомобилей JAC в три раза по сравнению с 2023 годом", — рассказал Сергей Ивлев, заместитель генерального директора по продажам и сервису "Успех-Авто", официального дилера JAC и KAIYI.
В 2025 году дилер прогнозирует увеличение продаж ещё на 30%. По словам Сергея Ивлева, этому будет способствовать обновление модельного ряда.
"В 2025 году модельный ряд пополнят новые автомобили: минивен JAC RF8, компактный городской кроссовер JAC JS2 pro. Также ожидаем расширения линейки комплектаций и модификаций одного из лидеров рынка — пикапа JAC Т9", — рассказал собеседник.
Продуктивно прошёл год и для компании "Авторитет-Авто+" — дилерского центра HAVAL, TANK и WEY в Приморье.
"Прирост по уровню продаж составил более 25% по сравнению с прошлым годом. А в следующем году мы ожидаем встретить на дорогах ещё больше автомобилей наших брендов", — рассказал руководитель отдела продаж HAVAL Алексей Изотов.
Бренд HAVAL в уходящем году представил обновленный бестселлер HAVAL JOLION и технологичный флагман HAVAL F7.
У WEY вышло сразу несколько новинок — WEY 05, WEY 07 и единственный минивэн среди новых автомобилей — WEY 80.
"Модельный ряд наших брендов обновляется быстро. Появляются и совершенно новые модели. Например, этой осенью вышел флагман TANK 700 ", — делится Алексей Изотов.
Продуктивным называют год и представители бренда CHERY в Приморском крае.
Руководитель отдела продаж "Чери-Центра Владивосток" (CHERY) Дмитрий Макарчук назвал одной из самых ожидаемых "премьер" года выход на рынок нового кроссовера TIGGO 9, продажи которого стартовали в декабре.
Увеличения продаж в 2025 году ожидает и компания "Сумотори-Авто" — официальный дилер Changan и Sollers. Притом, что и в 2024 году продажи росли.
"С брендом Changan наша компания работает с 2024 года, поэтому нельзя пока говорить о ежегодной динамике, но в целом темпы продаж достаточно высокие. Что касается Sollers, продажи по сравнению с прошлым годом увеличились в три раза", — прокомментировал руководитель отдела продаж "Сумотори-Авто" Евгений Зимарёв.
Такой рост произошёл за счёт актуальных новинок. В конце 2023 года Sollers представил новую модель — пикап Sollers ST6, которая собирается во Владивостоке.
"Если в прошлом году мы реализовали немногим более 30 машин, но это были Sollers Argo и Sollers Atlant из сегмента коммерческого транспорта, то с появлением пикапа Sollers ST6 продажи значительно превысили отметку 100 автомобилей в год", — пояснил Евгений Зимарёв.
По его словам, Sollers не стоит на месте — расширяет модельный ряд и в следующем году выведет на рынок не менее восьми новинок. Среди них — новые модели пикапов Sollers ST8 и Sollers ST9 стоимостью порядка 3 и 3,5 млн рублей. Также Sollers представит новый небольшой грузовой автофургон Sollers SF1, собственный минивэн Sollers SP7 и расширит линейку "Атлантов" за счет двух новых моделей: Atlant SF с доработками интерьера и автоматической трансмиссией и фургона Atlant XL длиной 7,5 метра.
Динамика продаж китайских автомобилей в I полугодии 2024 года. Предоставлено "Сумотори-Авто"
Кроме того, компания подписала очередное соглашение с автоконцерном Changan и теперь будет представлять в Приморье модельный ряд UNI.
Темпы продаж замедлились в конце года, отмечают дилеры. Уже осенью рынок ощутил изменения, связанные с новыми тарифами утилизационного сбора. Повлияли на спрос также изменившиеся курсы валют и ставка Центробанка.
В четвёртом квартале цены на автомобили в зависимости от моделей прибавили 100-300 тысяч и более. Этот рост был связан с изменившимся порядком взимания утильсбора. С 2012 года утилизационный сбор индексировался несколько раз, правила расчёта менялись. А в 2024 году вступил в силу пакет изменений, который называют самым радикальным. Речь идёт о долгосрочной шкале индексации утильсбора на автомобильную и специализированную технику. Индексация будет поэтапной и продолжится вплоть до 2030 года. На первом этапе с 1 октября ставка выросла в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года.
Что касается изменившихся курсов валют, клиенты ещё могут купить автомобиль по ценам, которые действовали до ослабления курса рубля, отмечают дилеры. Но, по их мнению, повышение неизбежно. В среднем рост может составить 10-15%. Уже в первом квартале 2025 года покупатель, возможно, заметит эти изменения.
Влияет на рынок и ключевая ставка Центробанка, от которой зависят ставки потребительских кредитов. Например, новый автомобиль OMODA C5 2024 года в автосалонах можно купить за 3,3 млн рублей. В кредит по рыночной ставке такая машина будет стоить от 102,3 тысячи рублей в месяц.
"Понятно, что в январе-феврале произойдёт спад продаж. Это сезонное явление, плюс сегодня на рынок давит ключевая ставка Центробанка и тарифы утилизационного сбора. После резкого повышения курс доллара откатился немного назад, но, учитывая все перечисленное, по моему мнению, рост цен неизбежен. Думаю, с 1 января повышение будет. Для продукции Sollers оно может составить в районе 5%. Для марок, которые не имеют собственного производства автомобилей на территории РФ, рост цен может достигнуть до 10%", — прокомментировал Евгений Зимарёв.
Интересно, что в январе-октябре 2024 года россияне оформили автокредитов на сумму порядка 2 млрд рублей или на 79,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такую статистику приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Однако после "рекордных" марта-сентября текущего года выдача автокредитов ощутимо упала. В октябре банки выдали россиянам 110,6 тысячи автокредитов — за месяц их количество сократилось на 35%. И не только высокая ключевая ставка влияет на динамику спроса.
"После введения в середине года макропруденциальных ограничений в автокредитовании снижение темпов роста в данном сегменте стало очевидным", — сообщает НБКИ.
Ранее Банк России установил макропруденциальные лимиты (МПЛ) по необеспеченным кредитам и займам на четвертый квартал 2024 года. МПЛ направлены на ограничение кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой и искусственного удлинения срока кредитов. Предполагается, что меры позволят ограничить закредитованность граждан и накопление банками повышенных рисков. Также с 1 ноября повышены надбавки по нецелевым потребительским кредитам с залогом транспортного средства, чтобы ограничить обход МПЛ банками.
Дилеры стимулируют рынок с помощью акций и скидок от дистрибьюторов, субсидированных ставок от автопроизводителей. Например, некоторые участники предлагают кредитные программы с поддержкой от производителя, ставка по которым составляет всего 0,01%. А если суммировать все скидки в автосалонах, включая семейную скидку для родителей детей до 18 лет и скидку по трейд-ин, в зависимости от модели выгода может составить до 1 млн рублей и больше.
Вторичный рынок таких условий предложить не может. И это ещё одна причина, по которой китайский автопром продолжает укреплять позиции в Приморье.
Однако нельзя не отметить, что динамика ввоза машин во Владивосток остаётся на высоком уровне, ведь цены на новые авто стартуют от 1,9-2 млн рублей, тогда как из Японии или Южной Кореи всё ещё можно заказать автомобиль за 1-1,5 млн рублей.
"Во Владивостокской таможне оформлено 250 тысяч автомобилей физических лиц для личного пользования за 11 месяцев 2024 года, что превысило уже итоговое значение прошлого года. Сейчас стабильно в день выпускается по 1000 автомобилей", — сообщили агентству во Владивостокской таможне.
В то же время, по данным на 1 июля, больше всего китайских легковых машин стоит на учёте в Центральном федеральном округе, сообщает Автостат (36,7% из 1,86 млн китайских иномарок по данным на 1 июля). На Дальний Восток приходится всего 0,8% или около 150 тысяч автомобилей. Но с каждым годом эта разница продолжает сокращаться.
Отметим, что по итогам ноября 2024 года года в России было продано 121 884 новых легковых машины, что на 11,1% больше, чем в том же месяце 2023-го.
Самую высокую динамику показали Haval, автомобили которого в последний осенний месяц разошлись тиражом в 15 427 единиц. Далее следуют Chery (11 063 штук), Geely (10 151 штук) и Changan (6 261 штук).