19 декабря. Стоимость техосмотра (ТО) для владельцев легковых автомобилей в Приморском крае в 2025 году подорожает на 7,4%, до 1 тысячи 158,41 рублей. Это такой же прирост в процентах, как и в большинстве регионов по стране, но стоимость этой услуги в нашем регионе изначально выше. А самые высокие расходы несут на Дальнем Востоке автовладельцы из Амурской области. Пикантность ситуации в том, что уже с 2026 года проведение техосмотра легковых автомобилей вновь может стать обязательной процедурой. А пока эксперты опасаются ухода законопослушных операторов ТО из легального бизнеса из-за убыточности этой деятельности, сообщает ИА PrimaMedia.
В настоящее время владельцы легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежавших физлицам, обязаны проходить ТО (оформив диагностическую карту) в случае постановки на учет и перерегистрации транспортных средств старше четырёх лет, а также при внесении изменений в конструкцию. Также под ТО попадают грузовые автомобили, такси, ТС, перевозящие опасные грузы, автомобили для обучения вождению.
При расчёте возраста учитывается год выпуска, а не конкретная дата. Год выпуска и год, в который регистрируется автомобиль, полностью включаются в возраст. Например, в 2025 году нужно пройти техосмотр для регистрации автомобиля, выпущенного в 2021 году или ранее.
Технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра, имеющим право проводить технический осмотр транспортных средств соответствующей категории, в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Адреса пунктов размещены в Реестре операторов технического осмотра в разделе "Техосмотр".
По данным Всероссийского союза страховщиков, убыточность по ОСАГО в Приморском крае за период с начала 2024 года, по данным на начало августа, достигла 136%, средняя выплата оказалась наиболее высокой в сравнении с другими субъектами ДФО и составила 129,7 тысячи рублей.
Как пишет издание "Коммерсант" (18+), в большинстве регионов РФ ТО легковой машины в 2025 году подорожает на 7,4–7,5% — с 1021–1022 рублей до 1097–1098 рублей. Один из самых высоких тарифов в стране установлен в Приамурье, где цена вырастет с 1,57 тысячи рублей до 1,69 тысячи рублей и Краснодарском крае (с 1,45 тысячи рублей до 1,56 тысячи рублей).
Ежегодная индексация тарифов введена Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России с 2022 года. Регионы обязаны запрашивать у операторов ТО сведения о расходах (фонде оплаты труда, затратах на оборудование, электроэнергию, бухгалтерскую отчетность и т. д.), рассчитывая "экономически обоснованный" тариф ежегодно до 20 декабря. Если данные предоставили менее половины отраслевых компаний, чиновники увеличивают стоимость согласно индексу потребительских цен.
"Обосновать тариф практически невозможно. Операторам необходимо предоставить два десятка отчетов, расчетов и подтверждений — нужно нанять целый институт математиков и финансистов. На это нужны деньги, а гарантии, что примут, никакой", — пояснил "Ъ" руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО "Марс") Иван Кекин.
70% операторов незаконно торгуют диагностическими картами, не проводя фактической проверки машин, поэтому им неважен официальный тариф в регионе, полагает глава союза "Техэксперт" (18+) Сергей Зайцев.
Согласно данным, которые приводят отраслевые эксперты, выдача подтверждений о прохождении ТО автовладельцам без проведения реальной проверки транспортного средства, (факт нарушения правил) приносит операторам доход на порядок больший, чем законопослушным игрокам и может составлять в расчете на один пункт ТО до 200 тысяч рублей против 20 тысяч рублей соответственно.
После проверок в 2024 году из 5,6 млн карт, оформленных на легковые авто, аннулировано всего 7 тысяч (данные МВД). Но законопослушных автовладельцев, проходящих "настоящий" ТО, при этом не более 15–16%, уверяет Сергей Зайцев. Для борьбы с мошенниками, уверен он, нужно передавать контроль за ТО в руки государства — сейчас аккредитацией операторов занимается Российский союз автостраховщиков (РСА). Законопроект о передаче полномочий в Росаккредитацию подготовлен в 2023 году, но не принят. А пока действующий тариф реальных затрат операторов ТО не покрывает.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), директор по защите активов РСА Сергей Ефремов в ходе выступления на круглом столе (18+) в Совете Федерации отметил, что страховщики крайне заинтересованы в исправности автотранспорта, который выезжает на дороги, поскольку они страхуют его по договорам ОСАГО, автокаско и обязательного страхования ответственности перед пассажирами (ОСГОП).
"Средний возраст легковых автомобилей в стране составляет 15 лет, почти 70% всех легковых автомобилей имеют возраст 10 лет, — привел данные Ефремов со ссылкой на агентство "Автостат" (18+), аргументируя свою позицию. — Поэтому мы предполагаем к 2026 году с учетом того, как развивается технический осмотр, вернуться к обязательному порядку проведения ТО для легковых автомобилей", — сказал он (цитаты по "Интерфаксу", 18+).
По закону о техосмотре РСА отвечает за проведение аккредитации операторов ТО и проверку соответствия их требованиям аккредитации.
В настоящее время в РФ внесены сведения о 3 605 операторах технического осмотра, о 3 918 пунктах технического осмотра, о 307 передвижных линиях и о 12 681 техническом эксперте.
Аннулирулирование аттестатов у операторов ТО проводится на основании данных, предоставленных ГИБДД о нарушении операторами ТО правил аккредитации не менее двух раз в год.
Кроме того, осуществляется досудебный и судебный порядок разрешения особо сложных споров. Так, с 2019 года в арбитражных судах РФ было рассмотрено 26 дел в отношении принятых РСА решений в сфере технического осмотра. Из них 23 дела завершилось в пользу РСА.
Глава РСА предложил серию мер, которые могут усовершенствовать систему ТО, в том числе "организовать проверку практических знаний технических экспертов в рамках периодического подтверждения соответствия требованиям аккредитации. Сегодня это не проводится, ранее это проводилось.".
Кроме того, Ефремов считает важным "ввести риск-ориентированный подход оценки соответствия требованиям аккредитации, создав систему индикаторов, определить в рамках аккредитации механизм устранения несущественных нарушений".
Ранее Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов поручил проверить, как Госавтоинспекция (ГАИ) занимается организацией техосмотра транспортного бизнеса по всем субъектам России.
"Проверки надо провести по всей стране во всех субъектах федерации, это не разовая ситуация, необходимо дать уголовно-правовую оценку", — сказал Краснов.
В ходе приема предпринимателей в Челябинске к генпрокурору обратился оператор пункта технического осмотра, работающего в области. Его жалоба была связана с ненадлежащей организацией технических осмотров автобусов, в том числе в рамках заключенных государственных контрактов. По его словам, сотрудники подразделения ГАИ, занимающиеся техосмотром, не выполняют свою работу в срок и намеренно не позволяют функционировать его предприятию.