Дать Деду Морозу по шапке: как из праздника вне закона Новый год стал символом единства

От буржуазного пережитка до главного праздника
Тематическое фото
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

23 декабря. Сегодня Новый год — это главный праздник, объединяющий миллионы россиян, однако его путь к народной любви был непростым. В разные периоды советской истории Новый год подвергался гонениям, считался буржуазным и религиозным пережитком, а его атрибуты даже запрещались. Как же из праздника "вне закона" Новый год стал символом радости и единства?

До революции: рождественские традиции и первые ёлки

В дореволюционной России центральным зимним праздником было Рождество, которое отмечали 25 декабря. Новый год, следовавший за ним, воспринимался скорее как дополнение. Главным атрибутом зимних праздников была рождественская ёлка — традиция, пришедшая из Германии в середине XIX века.

Горожане стремились украсить ёлку как можно богаче, чтобы поразить гостей, а благотворительные организации устраивали публичные ёлки для детей из бедных семей. Праздники были официальными нерабочими днями, а Новый год сопровождался весёлыми гуляниями.

После революции: смена календаря и первые запреты

После Октябрьской революции 1917 года отношение к зимним праздникам стало меняться. Советская власть перевела страну на григорианский календарь, что сдвинуло дату Рождества на 7 января. Однако первые годы большевики не запрещали рождественские и новогодние традиции. Ленин, будучи поклонником немецкой культуры, даже сам устанавливал ёлки для детей.

Всё изменилось в конце 1920-х годов с началом "безбожной пятилетки". Власти развернули масштабную атеистическую кампанию, в рамках которой Рождество объявили буржуазным и антинародным праздником. Новый год, хоть и не имел религиозного подтекста, также попал под запрет как "буржуазное наследие".

Гонения на Новый год: борьба с ёлками и Дедом Морозом

В 1929 году началась активная пропагандистская кампания против зимних праздников. Комсомольцы устраивали карнавальные шествия, осуждающие рождественские и новогодние традиции, а в газетах публиковались статьи, разоблачающие "вред" ёлок и подарков.

Например, популярный детский журнал "Друг детей" (6+) писал:

"Мы должны добиться того, чтобы к концу пятилетки исчез варварский обычай устраивать ёлки. Ребёнок отравляется религиозным ядом, видя "добрую ёлочку"."
Административные меры включали запрет на торговлю ёлками и отмену праздничных выходных. Но несмотря на гонения, многие советские граждане продолжали тайком праздновать Новый год, иногда даже прибегая к помощи дворников, которые доставляли ёлки из леса.

Возвращение праздника: реабилитация Нового года

В середине 1930-х годов власти решили вернуть зимние праздники, но без религиозного содержания. Инициатива возродить традицию ёлок принадлежала Павлу Постышеву, который в 1935 году опубликовал статью в "Правде", призывая организовывать новогодние ёлки для детей.

С тех пор Новый год начал обретать привычные черты: украшенные ёлки, подарки, праздничные гуляния. Религиозные символы заменили на советские: вместо звезды Вифлеема на верхушке ёлки появилась красная звезда, а игрушечных ангелов сменили самолётики и танки.

Дед Мороз и Снегурочка: новые символы праздника

Советский Новый год получил своих героев. Дед Мороз, известный ещё в дореволюционной России, окончательно стал символом праздника, а Снегурочка появилась как чисто советский персонаж.

Путь к главному празднику страны

Окончательное признание Новый год получил после войны. В 1947 году 1 января стало нерабочим днём, а с 1950-х годов начали формироваться современные традиции: кремлёвская ёлка, новогодние "огоньки" на телевидении, поздравления от главы государства и бой курантов под звон бокалов с шампанским.

После реабилитации праздника большими тиражами стали видеть свет произведения поэтов, так поэт Кирсанов, десять лет назад призывавший "дать Деду Морозу по шапке" (18+), написал поэму про Новый год, где представлял, как этот праздник будут встречать в будущем XXI веке, когда коммунизм уже будет построен. В живописи появился целый отдельный жанр — "Ленин на ёлке", который был призван подтвердить советскую суть воскрешённого праздника. Открытки с Лениным на ёлке, окружённым детьми, издавались миллионными тиражами.

После распада СССР в праздничный календарь вернулось Рождество, но Новый год сохранил своё место как самый массовый и любимый праздник страны.

Сегодня трудно представить, что ещё столетие назад этот праздник был под запретом, а его атрибуты подвергались гонениям. Новый год пережил идеологические бури и стал символом единства, надежд и тепла для миллионов россиян.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость