24 декабря. Комплексное развитие территорий (КРТ) — по-настоящему животрепещущая тема как для представителей бизнеса и властей, так и для жителей Приморья. Эксперты называют применение инструментов КРТ "жирной точкой в проблеме точечной застройки Владивостока, которая ранее не решалась десятилетиями". А главный архитектор края Антон Глушков привел громкие цифры аналитики, что с помощью механизмов КРТ к 2030 году численность населения города составит 900,6 тысяч человек, рабочие места увеличатся в 1,2 раза, а туристический поток составит 5 млн человек.
Тем временем, жители города часто выражают недоверие к нововведениям — это связано с тем, что они видят слишком мало кейсов, когда застройщик неизменно следует своим ранее данным обещаниям.
Корр. ИА PrimaMedia задала вопросы заместителю председателя правительства Приморского края, курирующему градостроительный блок, Ольге Иванниковой, и узнала, как соблюсти баланс между властями и застройщиками в области возведения социальной, дорожной, коммунальной инфраструктуры, с помощью чего можно решить проблему "строительного бума", происходящего во Владивостоке, который помимо всего прочего столкнется с транспортными проблемами в городе, и как повысить доверие граждан к происходящим изменениям.
Несколько месяцев в Приморье работали над документом о комплексном развитии территорий (КРТ). Его приняли в сентябре этого года перед Восточным экономическим форумом (16+)
— В Приморье решили менять подход к жилищному строительству — один из главных механизмов — КРТ. Давайте с вами обрисуем, что это за зверь такой. Чей опыт КРТ нам близок, где он успешен?
— Глобально механизм КРТ запущен в 2021 г. и представляет собой правовой режим, в рамках которого бизнес и государство модернизируют неэффективные территории (бывшие промзоны, кварталы аварийной и ветхой застройки), возводя на их месте современное жилье, а также социальные и коммерческие объекты.
Если еще проще, то КРТ — это механизм, который позволяет возводить не только жилые дома, но и объекты социальной, инженерной инфраструктуры. Делать это поэтапно в рамках договора, в котором фиксируются обязанности застройщиков и этапы реализации проекта.
В некоторых регионах — например, в Московской области по КРТ строят с 2018 года. Сегодня Подмосковье лидер по КРТ в России. Мы также следим за другими регионами-лидерами, в их числе — Тюменская и Нижегородская области, а также Пермский и Краснодарский края.
Справка: более 80% действующих проектов КРТ сконцентрировано в 10 субъектах. Лидерами являются Московская область (1,9 млн кв. м), Краснодарский край (0,5 млн кв. м) и Пензенская область (0,3 млн кв. м). Замыкает десятку лидеров единственный регион Дальнего Востока — это Хабаровский края, где в настоящий момент по КРТ строится 85 тыс. кв. м жилья.
— Какой потенциал региона в части КРТ? Как определяются территории под КРТ?
— Всего по Приморскому краю определены 33 территории под проекты КРТ, из них 4 пилотных проекта были запущены в конце 2024 года в районе улиц: Спортивная, Тунгусская, Всеволода Сибирцева, Снеговая Падь. Все проекты сбалансированы с точки зрения инфраструктуры.
Прежде всего для комплексного развития рассматриваются: "депрессивные территории": бывшие промзоны и кварталы реновации, в границах которых расположены ветхие и аварийные дома. Важно понимать, что в процессе проработки может быть принято решение, что участок не подходит для комплексного развития.
— Район Спортивной и Снеговой Пади. Почему, на ваш взгляд, там сейчас довольно удручающая ситуация по городской среде. И как ее исправит КРТ?
— В районе улицы Спортивной с 90-х годов прошлого века расположен несанкционированный рынок, который функционирует вне экономики города. То есть, город и регион не получают налоги от реализуемой там коммерческой деятельности. К рынку примыкает река Объяснение — территория вокруг нее нуждается в модернизации.
Сейчас там планируется за счет средств инвестора, который выиграет аукцион, построить школу на 490 мест, детский сад на 300 мест, спортивный многофункциональный комплекс, открытый стадион, а таккже беговые дорожки и современный фермерский рынок. Кроме того, инвестору предстоит благоустроить набережную реки Объяснение, которая прилегает к территории рынка.
Сейчас в районе Снеговой Пади сформирован жилой район, практически полностью лишённый инфраструктурных объектов. Планируемый нами квартал КРТ предполагает, помимо жилья, строительство школы на 1550 мест, детского сада на 420 мест, а также культурно-событийного места. На первых этажах жилых домов расположатся коммерческие объекты: рестораны, кафе, магазины и многое другое. Это также позволит создать дополнительные рабочие места. Кроме этого, в жилом квартале будет благоустроен парк и созданы прогулочные зоны, которых тоже сейчас не хватает жителям.
— Министерство архитектуры и градостроительной политики появилось в начале этого года. Как новая структура повлияла на строительную политику в крае? В плане контроля, сопровождения проектов и, собственно, архитектурного стиля. Ведь само слово "архитектура" — это про самовыражение города, территории через объекты. Мы говорим еще и об эстетике, комфорте и разумности.
— Одна из задач министерства архитектуры и градостроительной политики Приморского края и подведомственного Центра развития территорий — это изменение подхода к жилищному строительству через внедрение механизма КРТ. В регионе разработано новое положение о КРТ. Например, прописан порядок заключения договора КРТ по инициативе правообладателей земельных участков, — этого раньше не было.
Кроме этого сформулированы дополнительные критерии к застройщикам, которые могут зайти в такие проекты. Нам важно наличие опыта комплексной застройки с созданием всей необходимой инфраструктуры.
Помимо этого, в 2024 году была создана межведомственная рабочая группа, задача которой подготовить и запустить проекты КРТ с учетом всех регламентов.
— Помимо КРТ громко звучат также и мастер-планы развития городов. Я понимаю, что это стратегия, из которой потом идет тактика. И в этой стратегии появляются цифры про 900 тысяч человек — население Владивостока. Туристический поток — 5 млн в год. На 20 процентов увеличится количество рабочих мест. Откуда берутся эти цифры? Они, на ваш взгляд, реальны. Прошлое десятилетие Владивосток, вовсе не обделенный федеральным вниманием, в плане населения не рос такими темпами. Следовательно, что-то такое должно измениться, что запустит маховик этого роста.
— Людям нравится жить там, где создаются комфортные условия. Семьям важно, чтобы внутри жилого квартала были детские сады, школы, магазины, рестораны, аптеки, объекты спорта и места для отдыха. И как раз именно КРТ — это тот механизм, который позволяет создавать такие условия.
Прим. ред.: ранее главный архитектор Приморья Антон Глушков заявил, что Владивосток является сегодня воротами в Азию. Кроме того, спикер презентовал мастер-план развития Владивостока, утвержденный Правительством РФ в конце прошлого года. Так, к 2030 году для города он озвучил довольно громкие показатели: численность населения 900,6 тысяч человек, увеличение рабочих мест в 1,2 раза и туристические поток в 5 млн человек.
— В какой мере, на ваш взгляд, должен быть баланс между властями (муниципалитет, край, государство) и застройщиком в области возведения социальной, дорожной, коммунальной инфраструктуры? Если все взвалить на застройщика — цены на квадратный метр будут непосильными. И государство не в силах обеспечить все новое строительство необходимой инфраструктурой. Где золотая середина, есть ли в России примеры?
— Каждый проект жилой застройки индивидуален, важная составляющая — это финансово-экономическая модель проекта. Мы понимаем, что экономика проектов во Владивостоке будет отличаться от ситуации, например, в Уссурийске или Надеждинском районе.
По поручению губернатора, в настоящий момент мы разрабатываем комплекс мер поддержки проектов КРТ, для соблюдения баланса интересов бизнеса и власти. В настоящий момент прорабатываются варианты поддержки застройщиков по частичной компенсации затрат застройщиков, а также по созданию инженерной, социальной и дорожной инфраструктур.
— На "УрбанВэе" (12+) один из спикеров сказал, что люди во Владивостоке травмированы некомфортной городской средой. Поэтому они агрессивно воспринимают проявления городской жизни. Есть здесь некая сермяжная правда. Слишком мало кейсов, когда застройщик/девелопер честно и неизменно следовал данным обещаниям. Как правило, происходит наоборот — обещает построить подземную парковку, а в итоге имеем бизнес-центр в центре города. Какие проекты способны повысить доверие граждан к озвучиваемым планам? Сколько нужно пройти таких проектов, чтобы, например, каждый проект застройки территории не вызывал бурные дискуссии.
— Ранее во Владивостоке, как и по всей стране, отсутствовала практика заключения договоров с фиксацией обязательств застройщиков по возведению инфраструктуры и этапов работы.
Договор в рамках КРТ является обязательным документом. В нем фиксируются все обязательства со сроками выполнения.
— Во Владивостоке сейчас происходит так называемый "строительный бум"? Как думаете, хорошо это или плохо? В том числе тема уплотнительной застройки, которая укладывается в концепцию 15-минутного города? С одной стороны, это звучит прекрасно, но с другой — очевидно, что он усугубит транспортные проблемы в городе.
— Да, во Владивостоке и правда происходит "строительный бум". Но нужно брать во внимание, что до 2022 года в Приморском крае наблюдался острый дефицит предложения, что стало стимулом для развития жилищного строительства.
Приморский край находится на 12 месте среди всех регионов Российской Федерации по объему жилищного строительства. Стройка — это драйвер развития городов, отрасль как локомотив тянет за собой сопутствующие отрасли, создает большое количество рабочих мест.