24 декабря. Приморье заняло 44 место в Рейтинге креативных регионов России 2024 (РРИКИ), составленном Высшей школой экономики (ВШЭ). За прошедший год мы наблюдаем позитивные изменения в двух ключевых показателях: экономике креативных индустрий и поддержке креативных инициатив. Однако два других показателя, социально-экономические условия и культурная среда, показали отрицательную динамику. Возникает вопрос: действительно ли мы топчемся на одном и том же месте? О том, что с этим делать и как подняться в рейтинге рассказал корр. ИА PrimaMedia руководитель АНО "Тихоокеанский институт поддержки креативных инициатив" Иван Чайкин.
Структура рейтинга креативных регионов России содержит четыре тематических раздела: “Социально-экономические условия” (благосостояние и экономика, образование, интеллектуальная собственность, цифровизация), “Культурная среда”, “Экономика” (активы, кадры, продукция) и “Поддержка креативных индустрий” (нормативная правовая база, организационное обеспечение, региональные налоговые льготы, участие в федеральных программах).
Эксперт пояснил, что социально-экономические условия не являются прямой составной частью креативных индустрий. По его словам, снижение этого показателя вызвано рядом факторов, среди которых — общий уровень жизни, уровень зарплаты и отток населения. Он также отметил, что нецелесообразно стремиться к повышению двух отстающих показателей: социально-экономических условий и культурной среды. Баланса достигать не нужно; важно сосредоточиться на том, какие показатели можно улучшить наиболее эффективным образом, и сделать акцент именно на этих аспектах.
"Если говорить непосредственно о культурных показателях, то важно отметить, что они измеряются через количество музеев и объектов культурного наследия. Откровенно говоря, вряд ли за год мы сможем значительно увеличить число музеев. Тем не менее, этот показатель требует долгосрочного подхода и стратегического планирования, если мы хотим добиться заметного прогресса в будущем", — отметил Иван Чайкин.
Он также отметил, что в секторе экономики креативных индустрий наблюдается определенный рост, особенно в отношении кадрового потенциала. Здесь можно заметить положительную динамику. Однако, по словам эксперта, эти программы лишь начинают свое развитие, и качественный рост в этой области произойдёт со временем. В частности, сейчас правительство Приморья активно разрабатывает колледж креативных индустрий, который станет центром подготовки специалистов в формате среднего профессионального образования. Кроме того, планируется запуск программ высшего образования. Таким образом, в течение 3-5 лет можно ожидать устойчивую положительную динамику в этой сфере.
Отметим, что при это в исследовании указано, что приток кадров в креативные индустрии идет параллельно снижению производимой продукции креативных индустрий.
"Я бы не сказал, что мы стоим на месте. Большинство программ, развитие которых начато в этом году, нацелены на достижение результатов не ранее чем через 3-5 лет. В качестве руководителя экспертной группы по внедрению Стандарта в креативные индустрии, могу утверждать, что работа в регионе ведется системно. В общем, переживать не стоит, хотя, безусловно, хотелось бы увидеть большую вовлеченность со стороны властей региона в вопросах финансирования креативных индустрий", — поделился руководитель АНО "Тихоокеанский институт поддержки креативных инициатив".
Согласно исследованию, значительно снизился показатель экономики креативных индустрий: активы этого сектора потеряли 64 единицы. Иван Чайкин отметил, что не стоит беспокоиться, поскольку в настоящее время только формируются критерии оценки данного параметра и с каждым годом показатели будут расти, поскольку эксперты смогут лучше разработать методы их цифровой оценки.
Для того чтобы подняться выше в рейтинге, необходимо продолжать системную работу, а также развивать креативную инфраструктуру по всему региону, что потребует как государственной поддержки, так и участия частного бизнеса.
"Я бы выделил развитие культуры предпринимательства в регионе как один из самых важных параметров. Часто представители креативных индустрий остаются фрилансерами, самозанятыми или индивидуальными предпринимателями, то есть работают на себя. В таких условиях не могут сформироваться крупные компании, готовые принимать на себя ответственность за большое число сотрудников", — рассказал Иван Чайкин.
Четвертым фактором, который выделил эксперт, является необходимость выхода на новые рынки, поскольку внутренний рынок весьма ограничен. Речь идет как о федеральном, так и о международном уровнях. По его словам, у Приморья есть огромный потенциал в этом направлении, однако для его реализации потребуется серьезная работа.
Добавим, что Хабаровский край в рейтинге ВШЭ занял 73-ю строчку.