12 февраля. Почти год назад, а именно 18 февраля 2024 года, в Приморской Мариинке состоялся замечательный концерт "Зимние грезы" (6+), посвященный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Исполнялись три несомненных шедевра мировой музыкальной классики: Симфония № 1 "Зимние грезы" соль минор, соч. 13 (6+) Петра Ильича Чайковского, а также цикл из шести романсов (6+) на стихи Александра Сергеевича Пушкина и "Музыкальные иллюстрации к повести "Метель" (6+) — сочинения выдающегося советского и российского композитора и пианиста Георгия Васильевича Свиридова. Особый колорит концерту придавала форма исполнения пушкинских романсов Свиридова: солист Приморской Мариинки баритон Алексей Репин пел не под аккомпанемент фортепиано, а в сопровождении Симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра под управлением главного дирижера театра Павла Смелкова, который специально для концерта сделал оркестровку вокального цикла.
В конце рецензии, посвященной "Зимним грезам" — 2024, обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов обратился к главному дирижеру Приморской сцены Мариинского театра Павлу Смелкову с предложением повторить концерт.
И вот 9 февраля 2025 года это случилось. Правда, с некоторыми изменениями. Вместо свиридовской "Метели" прозвучали оркестрованные Павлом Смелковым романсы "Зимний путь" (6+) Сергея Танеева и "Зимний вечер" (6+) Николая Метнера, а также собственные сочинения главного дирижера Приморской Мариинки — концертная парафраза на темы балета Чайковского "Щелкунчик" (6+) для скрипки с оркестром и поэма для голоса с оркестром "Зимнее утро" (6+) на стихи Пушкина.
Конечно, это вызвало дополнительный интерес к концерту, который впервые прозвучал во Владивостоке и о котором хочется рассказать, не скрывая чувств, эмоций и восторгов.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой! в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.
Пой: "Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?"
Пожалуй, именно эти пушкинские строки прекрасно отражают атмосферу, в которой очутились зрители Приморской сцена Мариинского театра, заглянувшие зимним вечером 9 февраля в театр. Кто-то попал в театр в этот вечер случайно, кто-то истосковался по концертам в большом зале, которых давненько не было. А кто-то вспомнил прошлогодний концерт "Зимние грезы", о котором ИА PrimaMedia подробно написала.
И вновь в зале Приморской сцены звучит легкая поступь пушкинской зимы в обрамлении прекрасной музыки великих русских композиторов прошлого Петра Чайковского, Георгия Свиридов, Сергей Танеева и современного композитора Павла Смелкова.
Данные концерт не стал точным повторением того, который состоялся в прошлом году. За целый год он претерпел изменения, мы слышим, как изменился подход музыкантов, как отточили они свое мастерство, создав что-то новое.
В первом отделении прозвучала Симфония №1 соль минор Петра Чайковского, которую композитор назвал "Зимние грезы". Произведение на редкость цельное и, если так можно выразиться, кинематографически точное. Другими словами, перед мысленным взором зрителей промелькнула, захватив их целиком и полностью, русская зима во всем своем ярком многообразии.
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Перед нами пролетел суровый декабрь, праздничный январь с его крещенскими морозами, изменчивый февраль, остановившийся на самом пороге весны. Музыка Чайковского удивительным образом захватила весь зал и пролетела как одно мгновение, оставив в сердце праздник, а на устах улыбку. Оркестр звучал невероятно. Вслед за композитором музыканты то шли мелкими шажками по хрупкому льду, то любовались на морозное зимнее утро, то бушевали вместе с снежной бурей.
Вот слышен скрип идущих по льду ног, а вот легкий ветерок кружит над головой снежинки. Казалось, оркестр реагировал на малейшее движение своего дирижера, как первые снежинки на ветру. Ветер гонял снег из стороны в сторону, одна скрипичная группа отвечала другой, возмущенно вскипая от вмешательства других инструментов. Удивительная гармония царила в оркестре в этот вечер. Зрители из зала выходили на антракт с ощущением чего-то прекрасного, быть может, с ощущением детства, когда, вдоволь нагулявшись на заснеженной улицы, возвращаешься домой совершенно счастливым.
Второе отделение концерта, как уже говорилось выше, претерпело изменение. Звучали в основном вокальные произведения. Уже потом, по окончании концерта, пришла в голову мысль, что вторая часть концерта стала зеркальным отражением "Зимних грез" Чайковского. То есть и тут всё было выстроено по логике изменений, присущих зиме.
Романсы Георгия Свиридова на стихи Пушкина — это декабрь. Концертная парафраза на темы балета Петра Чайковского "Щелкунчик", "Зимний путь" Сергея Танеев и "Зимний вечер" Николая Метнера — это январь, ну а поэма для голоса с оркестром "Зимнее утро" Павла Смелкова, ставшая финалом концерта, — февраль, канун весны, которая неизбежно наступит. Отсюда и мажор, от которого становится так радостно на душе. Писал же Пушкин сам о себе: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал". Вот маэстро Смелков и последовал пушкинском к завету.
Пришел декабрь. Первый день зимы. Впереди холод, серое небо, кажется, что зима будет длиться бесконечно. День становится короче. Конец года, силы на исходе. Вечерами, вглядываешься в темное окно, слышишь гул ветра, и в голове всплывают невеселые мысли. Печальное созерцание первого месяца зимы. Кажется, и в зале стало чуть темнее, но и уютнее, потому что даже в самые лютые морозы, глубоким вечером, есть что-то, что согревает и напоминает о том, что зима имеет свойство заканчиваться.
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке. Поет Алексей Репин. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В прошлом году романсы Свиридова на стихи Пушкина пел баритон Алексей Репин, музыкант, обладающий удивительной красоты бархатным голосом, способным передать малейшие музыкальные нюансы и достучаться до сердца каждого слушателя. Помимо прекрасного голоса певец обладает удивительным даром тонкого музыкального психологизма, который помогает ему не просто исполнить музыкальное произведение, но и прожить его вместе со зрителями/слушателями.
Чувствуется, что за прошедший год музыкант продолжил работать над романсами, добавил в исполнение новые краски и нюансы. Зал замирал каждый раз, когда начинала звучать музыка. Создавалось какое-то удивительное ощущение сопричастности к внутреннему миру, в который было страшно вторгаться даже тогда, когда музыка переставала звучать. Романсы заставили задуматься, предаться тихой зимней грусти (но ведь музыка существует не только для веселья). Казалось бы, бесконечный хмурый декабрь навсегда погрузил зал в зимнюю грусть. Но вот зазвучал последний романс "Подъезжая под Ижоры…". Легкий и игривый романс о любви. Конец путешествия, конец горьким раздумьям. Впереди — январские праздники…
Впереди январь. Новый год, Рождество. Крещенские морозы. И что же для нас является символом зимних праздников? Конечно же, "Щелкунчик". Но череда "Щелкунчиков" в Мариинском театре уже отгремела. И вдруг удивительное ощущение праздника, создаваемое этим великим произведением, вновь ворвалось в зал.
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке. Играет Павел Батян. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Прозвучала Концертная парафраза Павла Смелкова, написанная на темы балета Чайковского "Щелкунчик". Удивительное произведение для оркестра и солиста, скрипичного виртуоза Павла Батяна, передающее самые яркие и знакомые каждому музыкальные моменты "Щелкунчика". Виртуоз на скрипке вытворял что-то невообразимое. В какой-то момент казалось, что на кончике его волшебного смычка танцует Щелкунчик, суетятся крысы, кружится вальс цветов… Многое было неожиданно и непривычно, но в этом и заключался смысл парафраза — взглянуть на классическое произведение с иной точки зрения. Удивиться и… восхититься.
А сказка продолжалась. Далее прозвучало произведение "Зимний путь" Сергея Танеева на стихи Якова Полонского. Пусть это не произведение Пушкина, но его очень атмосферные строчки, тем не менее, передают удивительный пушкинский мир, порою сказочный, порою жизненный. Произведение исполнил замечательный бас Евгений Плеханов, который давно славится своим мастерством не только певца, но и очень яркого исполнителя. Удивительным образом Плеханову удается погрузить нас в холод и мрак ночи, а потом переместить в мир сказочных пушкинских грез, где:
Мне все чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядет,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поет.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды -
И не веришь, и веришь очам.
Удивительное сказочное путешествие посреди января. Игра контраста реальности и сказки. Переход из черного цвета в яркие краски. Исполнение получилось очень ярким.
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке. Поет Евгений Плеханов. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Второй раз за вечер прозвучали пушкинские строчки "Зимнего вечера", но уже в музыкальной интерпретации Николая Метнера, последнего романтика в музыке, как его называли, композитора, сознательно отвергавшего любой авангард.
Романс, написанный им и оркестрованный Павлом Смелковым, позвучал в исполнении прекрасной оперной певицы меццо-сопрано Лауры Бустаманте и получился яркой, а совсем не мрачной картиной, как это было у Свиридова (хотя, хотя, если придерживаться хронологии, Метнер написал свой "Зимний вечер" намного раньше Свиридова).
Яркий и мощный искрящийся голос Лауры Бустаманте передал и буйство зимнего ветра, и тепло дома, и душевное тепло близкого человека. По сути, это был призыв к веселости вопреки всем напастям.
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке. Поет Лаура Бустаманте. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Именно этот "Зимний вечер" стал логическим переходом к последнему месяцу зимы, февралю.
Февраль — это холодное время года, но в тоже время и внезапно мелькающая весна с ее капелью, ощущением новой надежды и нового цветения. Поэма для голоса с оркестром "Зимнее утро" композитора Павла Смелкова в исполнении тенора Мингияна Оджаева стала настоящим подарком для слушателей и прекрасным завершением этого концерта. "Зимнее утро" Смелкова прозвучало во Владивостоке впервые (ранее поэма исполнялась на центральной сцене Мариинки в Санкт-Петербурге). Волновались не только музыканты, но и зрители. Парадоксально, но в наше время услышать новую классическую музыку удается далеко не каждому.
В этот вечер зрители услышали изумительно красивое произведение на знакомые с детства пушкинские строчки в исполнении Мингияна Оджаева, обладателя красивого, звонкого и почти небесного голоса.
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке.Поет Мингиян Оджаев. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Несмотря на то, что на певце лежала колоссальная ответственность быть первым исполнителем музыкального произведение, он с честью справился с задачей. Его голос звучал сильно, ярко. Удивительным образом оркестровая музыка сочеталась с вокальной линией. Музыка дала настоящее ощущение зимнего утра, пробуждения человека, пробуждения сознания, пробуждения природы. Зрителей словно бы коснулись первые лучи февральского солнца накануне прихода весны. Ушло все тревожное и тяжелое. Ушли тяжелые мысли. Дышится свободно. И музыка, и голос улетели ввысь. Премьера поэмы более чем удалась. И хочется верить, что еще не раз зрители насладятся этим удивительным произведением на сцене Мариинского театра, причем не только во Владивостоке, но и в северной столице. Музыка должна существовать, музыка должна дышать и быть открыта миру.
Павел Смелков:
Все мы с детства знаем прекрасное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Зимнее утро". Оно всегда служило примером пейзажной лирики, описывающей красоту русской зимней природы. Мы учили его наизусть и с выражением рассказывали в школе и дома, акцентируя моменты, живописующие злящуюся вьюгу, мутное небо, блестящий снег, затопленную печь и нетерпеливого коня. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы за всем великолепием декорации не скрывались живые люди и их взаимоотношения. Внимательно читая текст, вдруг начинаешь находить подтексты и понимаешь, что он совсем не про природу, а про любовь. Про сомнения и надежды, про восторг искреннего чувства, про сокровенные воспоминания и мечты! Всё это высказано в стихотворении намеками, спрятано в деталях, являясь истинным смыслом не только гениальных строчек, но и всей человеческой жизни…
Концерт "Зимние грезы" в Приморской Мариинке. За пультом Павел Смелков. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Зал рукоплескал музыкантам в благодарность за этот удивительный вечер, позволивший зрителям словно бы прожить целую жизнь. А в жизни есть место и грусти, и радости, отчаянию и надежде. "Зимние грезы" — это концерт-жизнь, концерт-дыхание. И раз уж так случилось, что спустя год "Зимние грезы" вновь звучали на Приморской сцене, загадаем, чтобы этот концерт действительно стал традицией, предваряющей приход новой весны, своеобразным весенним талисманом Приморской Мариинки.