Казалось бы, причем тут Остап Бендер? О неожиданной Мавре в Приморской Мариинке

Комическую оперу Стравинского по шуточной поэме Пушкина затейливо поставил Вячеслав Стародубцев во Владивостоке
Казалось бы, причем тут Остап Бендер? О неожиданной Мавре в Приморской Мариинке
"Мавра" Стравинского в Приморской Мариинке
Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia

28 февраля. Комическая опера "Мавра" (12+) Игоря Стравинского по шуточной поэме Александра Сергеевича Пушкина "Домик в Коломне" "12+) в постановке известного оперного и театрального российского режиссера Вячеслава Стародубцева вернулась на Приморскую сцену Мариинского театра. На пресс-показе, который состоялся в канун первых премьерных спектаклей (27-28 февраля) и где присутствовал обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов, журналистам анонсировали постановку как легкую и шуточную. И со стороны казалось, что это действительно так.

Но вот по окончании генералки подошел к журналистам исполнитель главной мужской партии Всеволод Марилов и сразу стала видна цена этой легкости — крупный пот и предельная усталость на лице артиста, успевшего всего за 40 минут претерпеть на сцене ряд метаморфоз: красавец-гусар — неуклюжая кухарка Мавра — импозантный концессионер Остап Бендер. Да и у других персонажей оказались двойники из "Двенадцати стульев": Эллочка "Людоедка" Щукина, мадам Грицацуева, монтер Мечников из Театра Колумба… Вот таким затейником оказался постановщик спектакля Вячеслав Стародубцев. Вдохновили его на такую трактовку, разумеется, и Пушкин, и Стравинский, которые и сами любили пошутить и другим не возбраняли это делать…

Цитата

Павел Смелков, главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра:

Игорь Стравинский был большим затейником по части правил игры в своих произведениях. Он практически в каждом опусе изобретал их заново. Приморские зрители уже могли убедиться в этом на примере нескольких балетов, которые исполняются коллективом нашего театра. "Жар-Птица", "Петрушка", "Свадебка" и "Аполлон" раскрывают изощренный вкус автора, мастерски обыгрывающего сюжеты от русской сказки до греческого мифа. 

Возвращение в Малый зал Приморской сцены Мариинского театр оперы "Мавра" в камерной версии позволяет прикоснуться к ещё одной образной сфере творчества Игоря Федоровича, организованной по своим уникальным правилам. Следуя ироничному повествованию первоисточника, он, как и Пушкин, ловко манипулирует высокопарностью конструкции (у Александра Сергеевича поэма написана октавами) и никчемностью происшествия. В результате оригинальное произведение, наполненное пародийными образами мещанской среды окраины Петербурга, и живо поставленное режиссером Вячеславом Стародубцевым, безусловно, обогащает репертуар театра музыкой большого мастера, раскрывающегося с веселой стороны, доступной для восприятия публикой самого различного возраста и театрального опыта.

Впрочем, шутки шутками, а с музыкальной точки зрения "Мавра" не только вещь славная, но и довольно сложная. Недаром одна из исполнительниц главной женской роли — Параши — Анастасия Кикоть оценила свою партию по десятибалльной школе сложности на твердую десятку. Дуэты и ансамбли, которые исполнят в этой небольшой опере артисты, требуют поистине филигранной техники, интонационной точности и безукоризненной синхронности. И да, всё это в данной постановке присутствует. Спасибо концертмейстеру Марине Репиной и дирижеру Валерию Трубину-Леонову, работавшим с солистами.

"Долой рутину с оперных подмостков!" 

Откуда всё-таки в "Мавре", поставленной Вячеславом Стародубцевым, ильфопетровские мотивы? Как рассказал Всеволод Марилов (в данном конкретном случае "консильери" уехавшего делать иную постановку в ином месте Стародубцева), идею подал… сам Пушкин. Точнее, один момент его поэмы, а именно, тот, где Вдова и ее дочь Параша пошли к обедне (а Мавра осталась дома, сославшись на зубную боль и необходимость тереть корицу для пирожных), и тут старушке пришла в голову забота, а не для того ли новая кухарка пристроилась к ним в дом, чтобы при первом удобном случае обнести его (как говорят до сих пор в Питере).

Она подумала; "В Мавруше ловкой

Зачем к пирожному припала страсть?

Пирожница, ей-ей, глядит плутовкой!

Не вздумала ль она нас обокрасть

Да улизнуть? Вот будем мы с обновкой

Для праздника! Ахти, какая страсть!"

И что мы видим? В развитие панической атаки, обрушившейся на мнительную Вдову, и режиссерской метафоры — Остапа Бендера в традиционном костюмчике в тонкую синюю полосочку и фуражке-капитанке, принимающего один за другим полукресла мастера Гамбса, которые подает ему не кто иной, как… Александр Сергеевич Пушкин, еще один персонаж, рожденный богатой фантазией режиссера.

18+
© 2005—2025